faqs.org.ru

 Главная > Автомобили > Аудиосистемы для автомобилей >

REC.CAR.AUDIO Russian FAQ

Секция 2 из 4 - Предыдущая - Следующая
Все секции - 1 - 2 - 3 - 4

не замкните провода!). Конденсаторы большой емкости выпускаются некоторыми
производителями аудиотехники (например, Phoenix Gold), а также могут
быть куплены в радиомагазинах.

3 Компоненты

В этом разделе описываются компоненты, применяемые в автомобильных
аудиосистемах, их основные характеристики, возможности, приводятся
примеры хороших и плохих моделей.

Учтите, что стандартной методики тестирования автомобильных
аудиосистем не существует. Следовательно, производители склонны к
преувеличениям или даже прямой лжи при оценке собственной продукции.

3.1 Что означают характеристики динамиков ? [JSC,CD]

"Входная чувствительность" - это стандартное звуковое давление (SPL),
которое развивает громкоговоритель. Оно измеряется на расстоянии 1
метр при подводимой мощности 1 Ватт на фиксированной частоте (обычно
1 кГц, если в документации на динамик не указано особо). Типичная
чувствительность автомобильных динамиков около 90 dB/Вт*м. Некоторые
сабвуферы и рупорные пьезоизлучатели имеют чувствительность свыше 100
dB/Вт*м. Однако некоторые производители не пользуются этой методикой,
особенно для низкоомных сабвуферов, а используют измерение с
постоянным подводимым напряжением, дающее более впечатляющие цифры.

"Диапазон воспроизводимых частот" ("Frequency response") указывает
частотные границы, в пределах которых отклонение звукового давления
не превосходит некоторых пределов, обычно +/-3dB.

"Импеданс" - полное электрическое сопротивление динамика (см. 1.1),
обычно 4 Ом. Некоторые сабвуферы имеют импеданс 8 Ом, ряд динамиков -
10 Ом или 6 Ом (характерно для японских).

"Номинальная электрическая мощность" ("Nominal power handling") -
постоянная долговременная подводимая мощность. Обозначает ту
мощность, которую громкоговоритель может выдержать в течении
продолжительного периода времени без повреждения подвеса диффузора,
перегрева звуковой катушки и других неприятностей.

"Пиковая электрическая мощность" ("Peak power handling") -
максимальная подводимая мощность. Обозначает ту мощность, которую
громкоговоритель может выдержать в течении короткого времени без
риска повреждения.

3.2 Лучше ли компонентные(раздельные) динамики, чем широкополосные
или коаксиальные ? [JSC,DK]

Обычно да. Исполюзование раздельных динамиков позволяет разместить их
независимо и более тщательно, что позволит лучше передать звуковую
картину. Для лучших результатов постарайтесь расположить
"среднечастотник" и "пищалку" максимально близко друг к другу, так,
чтобы звучание двух динамиков приближалось к идеальному точечному
источнику.

Однако для "подзвучки" лучше и выгоднее использовать коаксиальные
или среднечастотные динамики, поскольку они не оказывают решающего
влияния на звуковой образ. Чаще всего в такоих случаях используется
фильтр, пропускающий к задним динамикам частоты ниже 2,5 кГц, создающие
эффект рассеянного звука ("объемность", "присутствие"). Появление
сзади сигналов частотой выше 2,5 кГц может нарушить звуковую картину,
создав впечатление, что музыка звучит позади Вас.

3.3 Хорошие (и плохие) марки динамиков ? [JSC]

Люди яростно защищают свои любимые марки динамиков, так что выяснять,
какой из них "лучше всех" по меньшей мере некорретно. Лучший динамик
тот, который лучше всех выполняет поставленную задачу. В большинстве
случаев прекрасные результаты получаются с продукцией Boston
Acoustics, MB Quart, a/d/s/, Polk, Focal. В то же время следует
остерегаться таких фирм, как Sparkomatic и Kraco невзирая на цену.

3.4 Что означают характеристики усилителей ? [JSC,BG]

"Диапазон воспроизводимых частот" ("Frequency response") - диапазон
частот, в пределах которых отклонение выходной мощности от номинала
не превышает определенной величины, обычно +/-3dB.

"Непрерывная выходная мощность" ("Continuous power output") -
выходная мощность усилителя (на один канал) при работе на номинальную
нагрузку (обычно 4 Ом) с определенным коэффициентом нелинейных
искажений (обычно 1%) на некоторой частоте (обычно 1kHz, если не
указано особо). Полная спецификация усилителя должна включать все
указанные величины, например "20W/ch into 4ohms at <0.03%THD at 1kHz
(20 Вт\канал*4 Ом при К.H.И.<0.03% на частоте 1kHz)" или
эквивалентный вариант - "20W/ch at <0.03%THD (20 Вт\канал при
К.H.И.<0.03%)". Кроме того, усилитель должен без проблем выдерживать
указанныую мощность в течение длительного периода (в частоности, не
перегреваться).

"Максимальная (пиковая) выходная мощность" ("Peak power output") -
выходная мощность усилителя (на один канал) при работе на номинальную
нагрузку (обычно 4 Ом) с повышенным коэффициентом нелинейных
искажений (значительно большим, чем при номинальной мощности) на
некоторой частоте (обычно 1kHz, если не указано особо). Полная
спецификация усилителя должна включать все указанные величины,
например "35W/ch into 4 ohms at <10.0%THD at 1kHz (35 Вт\канал*4 Ом
при К.H.И.<10.0% на частоте 1kHz)" или эквивалентный вариант -"35Wch
at <10.0%THD (35 Вт\канал при К.H.И.<10.0%)". Предостережение :
некоторые производители указывают "пиковую мощность", которую можно
получить только при использовании батареи конденсаторов в источнике
питания. Обычно об этом не говорится в паспорте, однако на видном
месте будет надпись большими буквами типа "MAXIMUM 200W PER
CHANNEL!!!", хотя номинальная мощность не превышает 15 Вт на канал и
в усилителе используется предохранитель на 5 А.

"Фактор демпфирования" ("Damping factor") - отношение сопротивления
нагрузки (динамика - обычно 4 Ом) к выходному сопротивлению усилителя
(выходному сопротивлению транзисторов). Чем меньше выходное
сопротивление, тем больше фактор демпфирования. Больший фактор
демпфирования означает лучшую способность управлять движением
диффузора динамика. При этом улучшается переходная характеристика
системы, что большинством слушателей характеризуется как "плотный"
или "живой" звук. Фактор демпфирования более 100 считается отличным.

"Отношение сигнал/шум" ("Signal to Noise","S/N") - отношение (обычно
в dB) полезного сигнала на выходе усилителя к уровню шумов в этом
сигнале. Отношение сигнал/шум от 90 до 95 dB считается отличным.

3.5 Что такое "мостовое включение" ("bridging")?. Есть ли эта функция
в моем усилителе ? [JSC]

При мостовом включении два канала усилителя объединяются в один новый
канал. При традиционном включении один из проводов, идущих к динамику
от усилителя - нейтральный (его потенциал по отношению к "массе" не
изменяется). Другой провод ("горячий") - передает НЧ сигнал на
динамик. При таком включении размах напряжения на динамике не
превышает напряжения питания за вычетом напряжения насыщения
выходного каскада.
При мостовом включении оба провода "горячие" ("масса" отсутствует),
но сигнал на одном из них должен быть инвертирован, в противном
случае динамик никогда не "увидит" разность потенциалов, поскольку
оба провода получат синфазный сигнал. При инвертировании одного из
сигналов итоговый сигнал возрастет вдвое по сравнению с одиночным
сигналом.
Таким образом, если в Вашем усилителе не предусмотрен переключатель
для инвертирования одного канала, Вы не можете получить мостовое
включение без внешнего инвертора.

При мостовом включении обычно все параметры исходных усилителей
складываются. Например, при мостовом включении усилителя 50Вт/канал
на 4 Ом при К.H.И.<0.05% Вы получите 100Вт на 8 Ом при К.H.И. <0.10%.
Следовательно, усилитель, рассчитанный на нагрузку 2(4) Ом в
стереорежиме способен вынести только 4(8) Ом в мостовом монорежиме.

3.6 Что такое "смешанное моно". Есть ли эта функция в моем усилителе
? [JSC,IDB]

Некоторые усилители, в которых предусмотрено мостовое включение и
работа на низкоомную нагрузку, позволяют также реализовать режим
"смешанное моно". В этом случае пара стереодинамиков работает
одновременно с одним динамиком в мостовом включении от одной пары
стереоканалов усилителя.

Для этого необходимо подключить один динамик (обычно сабвуфер) к
усилителю так, как это делается при мостовом включении, а левый и
правый стереодинамики к левому и правому стереоканалам
соответственно.

Однако оба канала усилителя при этом должны быть включены по мостовой
схеме. Многие усилители при мостовом включении просто инвертируюут
сигнал левого или правого канала. Такой вариант несомненно обеспечит
хорошую отдачу моно-динамика, но не позволит получить "смешанное
моно" из-за потери одного канала.

При использовании "смешанного моно" с пассивнвыми кроссоверами крайне
важно предотвратить перегрузку усилителя. Практически все современные
усилители (и особенно "стабильные 2 Ом") способны работать в таком
режиме без только в том случае, если импеданс пассивного кроссовера,
подключенной между выходами усилителя, остается постоянным во всей
полосе частот. Поясним на примере: возьмем типичный двухканальный
усилитель, стабильный до 2 Ом в стереорежиме и до 4 Ом в монорежиме.
Если сабвуфер подключен через пассивный кроссовер, пропускающий
частоты ниже, например, 100 Hz, то усилитель "видит" нагрузку 2 Ом на
канал на частотах 100 Hz и ниже (см. 3.5). При этом широкополосные
громкоговорители подключены через кроссовер, пропускающий частоты
выше, например, 125 Hz и усилитель "видит" нагрузку 4 Ом на канал на
частотах 125 Hz и выше. Пассивные кроссоверы "не позволяют" усилителю
"видеть" больше, чем один динамик на канал в любой точке частотного
диапазона. Конечно, между двумя частотами среза усилитель может
"видеть" больше одного динамика ( в данном примере нагрузка снижается
до 1,33 Ом).

Частотная характеристика импеданса нагрузки для одного канала
усилителя будет выглядеть проще, если использовать 3 четырехомных
динамика и частоты среза кроссоверов 100 Hz (НЧ) и 200 Hz (ВЧ):

+-----------------------------------------------------------+
|               ****************************************    | 4
|              *                                            |
|             *                                             |
|*************  *                                           | 2
|           *                                               |
|          *                                                |
|                                                           | 1
|                                                           |
|                                                           |
+^-----^-----^-----^-----^-----^-----^-----^-----^-----^---^+
 25   50   100   200   400   800  1.6K  3.15K 6.3K  12.5K 20K


3.7 Что означает "стабилен до 2 Ом" ? Что такое "сильноточный
усилитель" ? [JSC]

Стабильность усилителя до "Х" Ом означает, что усилитель способен
работать с номинальной непрерывной мощностью на наррузку "Х" Ом на
канал без перегрузки и перегрева. Практически все автомобильные
усилители обладают, как минимум, четырехомной стабильностью.
Некоторые обладают двухомной стабильностью и это означает, что каждый
его канал можно нагрузить парой четырехомных динамиков, соединенных
параллельно. Часть усилителей обозначают термином "сильноточный",
означающем, что усилитель способен отдать в нагрузку очень большой
(относительно прочих) ток. Под этим термином скрывается усилитель,
стабильный при очень малых импедансах нагрузки (1/4 или 1/2 Ом).
Обратите внимание, что минимальный импеданс нагрузки (на канал)
указывается для стереорежима. В мостовом режиме общая стабильность
определяется суммой стабильностей каналов (см.3.5).

3.8 Какой усилитель стоит покупать - двухканальный, четырехканальный
или более сложный. [JSC]

Если ваш головной аппарат имеет только один линейный выход, а хочется
с одним усилителем использовать два комплекта акустики, можно
попробовать сэкономить деньги, приобретя двухканальный усилитель,
стабильный до 2х Ом. Это может оказаться лучше, чем тратить
существенно большую сумму на четырехканальный усилитель. Однако, для
двухканального усилителя недоступен fader без дополнительного
оборудования и фактор демпфирования усилителя уменьшится вдвое.
Усилитель также может нагреваться и потребуется вентилятор для защиты
от перегрева. При наличии денег четырехканальный усилитель может быть
лучшим выбором. Может потребоваться введение сдвоенного регулятора
баланса между двумя усилителями для реализации fader'а, однако это
сделать это проще, чем для двухканального усилителя, а результат
будет лучше. Если необходимо использовать сабвуфер или дополнительные
динамики, желательно использовать пяти- или шестиканальный усилитель.

3.9 Хорошие (и плохие) фирмы - изготовители усилителей. [JSC, IDB]

Как и в случае с динамиками, люди изо всех сил защищают свой
усилитель, так что выбрать лучший трудно. Однако продукция ряда фирм
неизменно высокого качества, в то же время продукция некоторых фирм,
как правило, плоха. Среди производителей качественной продукции можно
назвать HiFonics, Phoenix Gold, a/d/s/, и Precision Power.

В основном, "хорошие" усилители стоят дороже, чем "плохие" (имея в
виду стоимость одного ватта мощности). Таким образом, если Вы
попробуете сравнить усилитель мощностью 300W и стоимостью всего $100
с усилителем мощностью 50W, но стоимостью $300, то скорее всего
окажется, что 50W/$300 гораздо лучше звучит, чем 300W/$100.

3.10 Что такое кроссовер и зачем он нужен ? [JSC]

Кроссовер - это устройство, осуществляющее частотное разделение
сигналов. Высокочастотный ("high pass") кроссовер пропускает сигналы
с частотой выше определенной без изменения, сигналы более низких
частот проходят через него с ослаблением, величина которого зависит
от крутизны амплитудно-частотной характеристики кроссовера.
Низкочастотный ("low pass") кроссовер наоборот, пропускает низкие
частоты и подавляет высокие. Полосовой ("band pass") кроссовер - это
фильтр, пропускающий сигналы в определенном диапазоне частот и
ослабляющий сигнал за его пределами. Существуют пассивные и активные
кроссоверы. В пассивных используются исключительно пассивные (не
требующие источника питания) компоненты - в основном конденсаторы и
катушки индуктивности, иногда резисторы. Активным кроссоверам
требуется источник питания. Пассивные кроссоверы обычно включаются
между усилителем и динамиками, в то время как активные - между
головным устройством и усилителем. Иметтся также несколько пассивных
кроссоверов, предназначенных для включения между головным устройством
и усилителем, но частота среза таких устройств (известная также как
точка перегиба, "crossover point" - определение см.ниже) зависит от
входного сопротивления усилителя, которое меняется от одной модели к
другой.

Для применения кроссоверов много причин. Одна из них - отфильтровать
самые низкие частоты в случае использования относительно небольших
динамиков. Другая - разделить сигнал в многополосных
громкоговорителях так, чтобы "бухальник" получил басы,
среднечастотник - средние частоты, а "пищалка" - верхние.

Кроссоверы характеризуются порядком и частотой среза. Порядок
кроссовера показывает крутизну спадающего участка характеристики.
Кроссовер первого порядка "заваливает" сигнал на 6dB/октава (т.е. при
изменении частоты вдвое мощность изменяется в четыре раза). Кроссовер
второго порядка имеет крутизну 12dB/октава, третьего порядка -
18dB/октава и так далее. Точка перегиба (частота среза АЧХ) - это
частота, на которой ослабление сигнала достигает -3dB. Таким образом,
для кроссовера первого порядка с частотой среза 200Hz ослабление
сигнала будет -3dB на 200Hz, -9dB на 100Hz, -15dB на 50Hz, и т.д.
Следует отметить, что крутизна скатов АЧХ, приведенная выше -
приближенная.

Очень важно сопротивление нагрузки пассивного кроссовера. Кроссовер,
рассчитанный для динамика сопротивлением 4 Ом при работе с динамиком
другого сопротивления будет иметь другую частоту среза. В кроссоверах
второго и более высоких порядков использование нерасчетной нагрузки
увеличит неравномерность АЧХ. Не делайте этого.

3.11 Какой кроссовер использовать - активный или пассивный [JSC,JR]

Активные кроссоверы значительно эффективнее пассивных. Типичная
потеря мощности - 0,5dB. Потери при использовании активных
кроссоверов намного меньше (если они есть вообще), но их можно легко
компенсировать регуляторами чувствительности усилителя. Некоторые
активные кроссоверы позволяют также плавно подстраивать не только
частоту среза, но и крутизну спада АЧХ. Например, можно настроить ВЧ
кроссовер на частоту 112.3Hz при крутизне 18dB/октава.

Однако у активных кроссоверов есть и недостатки. Активный кроссовер
существенно дороже аналогичного по параметрам пассивного кроссовера.
В том случае, если активный кроссовер имеет раздельные выходы для
каждой полосы частот, необходимо использовать отдельные усилители для
каждой полосы. В конце концов, поскольку активный кроссовер по
определению использует активные компоненты, он вносит в систему
дополнительный шум, тогда как при использовании пассивного кроссовера
этого не происходжит.

Многие находят удобным совместное использование активных и пассивных
кроссоверов. Часто отдельный усилитель выделяется для сабвуфера,
чтобы подвести к нему максимально возможную мощность. Другой
усилитель используется для среднечастотников и пищалок. В такой схеме
активный кроссовер используется только для разделения частот между
уилителем сабвуфера и усилителем широкополосного сигнала. Пассивный
кроссовер на выходе последнего используется для разделения частот
между динамиками (в данном случае - между среднечастотником и
пищалкой).

Итак, если Вы можете потратить деньги на активный кроссовер и
отдельные усилители, возиться с установкой (а, возможно, и с шумом) -
ставьте активный. Если же средства ограничены и можно найти пассивный
кроссовер с требуемыми характеристиками - ставьте пассивный.

3.12 Как сконструировать пассивные кроссоверы ?

(перенесено в раздел 5.13)

3.13 Стоит ли покупать эквалайзер ? [JSC]

Эквалайзер используется для окончательной настройки системы - и
только с этой целью. Не стоит приобретать эквалайзер, если приходится
"поднимать" одну полосу на 12dB, а другую "заваливать" на 12dB -
такой крайний случай показывает, что в системе есть серьезные
проблемы, от которых нельзя избавиться просто при помощи эквалайзера.
Однако, если необходимы только незначительные корректировки -
эквалайзер весьма полезный прибор. В некоторых эквалайзерах есть
встроенные анализаторы спектра (в качестве дополнительных "огоньков"
в системе). Существует два типа конструкции эквалайзеров - панельные
и системные. Панельные эквалайзеры предназначены для установки в
посадочное место рядом с головным устройством. Обычно на их передней
панели от пяти до одиннадцати (иногда и больше) полосовых
регуляторов. Системные же эквалайзеры настраиваются один раз и
устанавливаются отдельно. Обычно в них много полос регулирования
(иногда - до тридцати). Иногда и в тех, и в других эквалайзерах есть
встроенные кроссоверы.

3.14 Хорошие (и плохие) изготовители эквалайзеров [HK]

Хорошими следует считать компании, которые выпускают эквалайзеры с
сеткой 1/3 октавы (30 полос) и 2/3 октавы (15 полос). В этот список
можно внести AudioControl, USD, Rane, Phoenix Gold. Большинство людей
избегают пользоваться эквалайзерами с "бустером", которые
изготавливают Kraco, Urban Audio Works и другие.

3.15 Что представляют собой характеристики магнитол ?

3.16 Какие функции желательно иметь в магнитоле ?

3.17 Какие есть хорошие (и плохие) марки магнитол ?

3.18 Какие функции желательно иметь в CD-проигрывателе ?
3.19 Что лучше - CD-проигрыватель с отстегивающейся панелью или
полностью съемный ? [IDB]

Полностью съемный CD-проигрыватель найти достаточно трудно,
большинство моделей имеет съемную панель. Недостаток очевиден - сам
CD-проигрыватель (без панели) могут украсть, чего не произойдет с
полностью съемным. К тому же некоторые компании уверяют, что заменить
лицевую панель можно только оригинальной, поэтому воры могут
прихватить и ее.

Некоторые компании, например, Eclipse, начинают применять для борьбы
с кражами другие методы. Некоторые аппарты Eclipse снабжаются
системой безопасности ESN (Eclipse Security Network), где
используется выбранный владельцем ключевой CD, который необходимо
вставить в аппарат для его "оживления" после отключения питания.
Аппарат полностью остается в посадочном месте, ничего не надо
прятать.

3.20 Какие есть хорошие (и плохие) марки CD-проигрывателей ? [HK]

Alpine, Clarion, Eclipse, McIntosh, Philips и Pioneer выпускают, как
правило, хорошие CD-проигрыватели. У них тоже встречаются проблемы,
но относительно редко.
Плохие модели - Kraco, Radio Shack, Rockwood и аналогичные.

3.21 Можно ли использовать портативный CD-плеер в машине ? Будет ли
он сбиваться с дорожки ? [JSC]

Любой портативный CD-плеер можно использовать в машине, для этого
необходимо иметь усилитель с линейным входом или магнитолу. Если есть
усилитель, необходимо просто купить переходной кабель с телефонного
разъема 1/8" ("тонкий джек") на RCA ("тюльпан") и подключить плеер к
усилителю. В случае магнитолы необходимо приобрести кассету-адаптер с
телефонным разъемом и воспроизводить сигнал через магнитолу. Адаптер
весьма удобен, однако не лишен недостатков. При его использовании
диапазон воспроизводимых частот ограничивается головкой магнитофона,
которая иногда не в состоянии передать нюансы исходного материала,
записанного на диске.

Портативные CD-плееры, не предназначенные для использования в
автомобиле, могут довольно часто пропускать дорожки. CD-плееры,
специально предназначенные для использования в автомобиле (например,
Sony Car Discman), включают в комплект специальную подставку-
держатель, сглаживающую неровности дороги. Многие с успехом
пользуются обычным CD-проигрывателем в машине, поместив его на
подушку, плотную рубашку или даже на колени.


3.22, Откуда берётся непонятный механический шум во время работы проигрывателя
CD? [JSC]

Многие сообщают о проблемах при воспроизведении компакт-дисков в их
автомобильных аудио системах. Проблема, в основном, связана с работой
двигателя, которому необходимо изменяющееся количество тока, не изолированного
питания и заземления аудио сигнала. Для сглаживания колебаний тока в системе
используют сглаживающие фильтры из конденсаторов и катушек индуктивности, при
этом разница колебаний напряжения может быть ограничена окном от 8.990 до 9.
005V для 9-ти вольтового проигрывателя CD, тем не менее даже колебаний в
пределах этих уровней достаточно для возникновения достаточного по уровню шума
на выходе. Полностью подобная проблема может быть решена с помощью
преобразователя DC-DC (постоянного напряжения в постоянное напряжение,
например, в нашем случае 12V в 9V).

3.23 Какие существуют хорошие (или не очень) модели проигрывателей CD ?

3.24,  Что сейчас можно приобрести для автомобильного аудио MD, DAT или DCC?
[HK]

MiniDisc (MD), кажется,  имеет лучшее будущее чем DAT  или Digital Compact
Cassette (DCC), которые кажется,  не имеют особой популярности. Простота
использования это, видимо,  важный фактор, плюс к этому формат подобный CD
имеет прямой доступ музыкальным трекам в любой момент. Хотя MD не соответствует
качеству звука стандартных CD,  он будет вероятно популярен, так как
проигрыватели MD имеют буфер для устрания перескакиваний треков. DAT  останется
в профессиональном аудио и студийной практике для подготовки мастер в
производстве  CD.

[пpим. пеp. [AP] - несколько устаpевшая статья - DCC уже давно снят с
пpоизводства,
а MD толком не пpижившись вскоpе слетит под давлением DVD.]

3.25 -  Насколько приемлемым является применение FM модулятора в CD ченджере?
Что является алтернативой FM модулятора? [PW, JGr]

Почти все изготовители предлагают модулятор FM для их ченджеров. Как и всякое
оборудование, некоторые хороши, и некоторые - нет. Тот кто планирует
использовать модулятор FM должен учитывать, что качество звука будет
соответствовать качеству тюнера в вашей аудиосистеме. Также, FM ограничивает
частотную характеристику. Имеются достаточно заметные потери высоких частот,
из-за принципов передачи через FM. Если Вы не хотите использовать модулятор для
CD ченджера, то Вы можете использовать разьёмы RCA с линейным выходным уровнем,
если таковые присутствуют в устройстве, для подключения ченджера
непосредственно к усилителю.

3.26, Какие существуют хорошие (или не очень) модели ченджеров CD?

Закономерно что, компании производящие высококачественные проигрывателеи CD,
также выпускают хорошие ченджеры CD. См. список в 3.20.

3.27, Почему мне необходим  центральный канал в моем автомобиле и как мне
сделать его? [HK, JSC]

Если приемлемый звуковой образ в центре не достижим через двухканальную
систему, установка центрального канала может значительно помочь. Так как
большинство записей выполнено на двух канах, грамотно спроектированная
двухканальная система должна обеспечивать воспроизведение звукового образа в
центре, хотя бы потому что он там присутствует :). Центральный канал это не
просто суммирование левого и правого каналов на одном усилителе;  это -
извлечение общих сигналов из разных каналов - обычно солирующий вокал и,
возможно, один или два инструмента. Эти сигналы будут локализоваться в центре
звуковой сцены, вместо возможных перемещений между слева от центра и справа от
центра звуковой сцены. Чтобы должным образом создать звуковой образ централього
канала необходим процессор звуковых сигналов (DSP). Полученный после обработки
центральный канал посылается на динамик в физическом центре фронта автомобиля,
с  уровнем усиления несколько ниже чем на остальных громкоговорителях.
Правильный частотный диапазон и уровни мощностей будет зависеть от специфики
установки, хотя хорошая отправная точка - это, возможно, полоса пропускания в
250-3000Hz с уровнем усиления в половину мощности основных громкоговорителей
(3dB вниз).

3.28 Насколько необходим процессор звукового поля? [DK]

Процессор звукового поля (также известный как DSP) - забавная игрушка, хоть и
может иметь некоторое применение, но в данном случае лучше следовать принципу
чем проще - тем лучше. Чем меньше процессоров обработки сигнала (включая
эквалайзеры, и активные кроссоверы), которые находятся в вашей системе, тем
меньше будет возможности для возникновения дополнительных шумов и искажений.
Это также неплохая возможность сэкономить  деньги и иметь более низкий уровень
шума. Сураунд процессоры, и устройства восстановления баса не более чем
бубнелки, и свистелки  - абсолютно не нужные в должным образом разработанной
системе.

3.29, Какие существуют хорошие (или не очень) модели процессоров звукового
сигнала? [IDB]

Если Вы решили приобрести процессор, придерживайтесь  уважаемых производителей:
AudioControl, Clark, Crystal-Line, Phoenix Gold, Rane или Clarion. Держитесь
подальше от Petras, Urban Audio Works и Kraco.

[пpим. Пеpев [AP] уважаемые мной DSP - Yamaha, Sony, Focus Right, Summit, Apex,
Symmetrix]

3.30, Как построить свои собственные пассивные кроссоверы? [JSC] См.  5.14.

3.31 Я часто слышу, что громкоговорители для компании X сделаны компанией Y. В
чем тут дело? [IDB, DK]

Многие из громкоговорителей, которых вы когда-либо купили или когда-либо
купите  были собраны на заводах других изготовителей, но это ни коим образом не
подразумевает что две различные марки подобны. Это часто сделается, чтобы
уменьшить затраты на покупку собственных установок для производства магнитов  и
снизить конечную стоимость громкоговорителей собственного производства.



4 Сабвуферы

В этом разделе немного теории, необходимой для понимания принципа
действия и устройства сабвуферов и советы, как сделать правильный
выбор в соответствии с Вашими требованиями, а также - как заставить
компьютер сделать часть работы за Вас.

4.1 Что такое параметры Тейла-Смолла (Thiele/Small)? [CD,RDP]

Это группа параметров, введенных A.N. Thiele и позднее R.H. Small, при
помощи которых можно полностью описать электрические и механические
характеристики средне- и низкочастотных головок громкоговорителей,
работающих в компрессионной области, т.е. тогда, когда в диффузоре не
возникают продольные колебания и его можно уподобить поршню. Эти параметры
совершенно необходимы при проектировании высококачественных сабвуферов.

Fs (Hz) - частота собственного резонанса головки громкоговорителя в
          открытом пространстве. В этой точке ее импеданс максимален.
Fc (Гц) - частота резонанса акустической системы для закрытого корпуса.
Fb (Гц) - частота резонанса фазоинвертора.
F3 (Гц) - частота среза, на которой отдача головки снижается на 3 dB.

Vas (куб.м) - эквивалентный объем. Это возбуждаемый головкой закрытый
            объем воздуха, имеющий гибкость, равную гибкости Cms подвижной
            системы головки.
D (м) - эффективный диаметр диффузора.
Sd (кв.м) - эффективная площадь диффузора (примерно 50-60% конструктивной
          площади).
Xmax (м) - максимальное смещение диффузора.
Vd (куб.м) - возбуждаемый объем (произведение Sd на Xmax)

Re (Ом) - сопротивление обмотки головки постоянному току.
Rg (Ом) - выходное сопротивление усилителя с учетом влияния соединительных
          проводов и фильтров.

Qms (безразмерная величина) - механическая добротность головки
    громкоговорителя на резонансной частоте (Fs), учитывает механические потери.
Qes (безразмерная величина) - электрическая добротность головки
    громкоговорителя на резонансной частоте (Fs), учитывает электрические
    потери.
Qts (безразмерная величина) - полная добротность головки громкоговорителя на
    резонансной частоте (Fs), учитывает все потери.
Qmc (безразмерная величина) - механическая добротность акустической системы
    на резонансной частоте (Fs), учитывает механические потери.
Qec (безразмерная величина) - электрическая добротность акустической системы
    на резонансной частоте (Fs), учитывает электрические потери.
Qtc (безразмерная величина) - полная добротность акустической системы на
    резонансной частоте (Fs), учитывает все потери.
Ql (безразмерная величина) - добротность акустической системы на частоте (Fb),
    учитывающая потери перетекания.
Qa (безразмерная величина) - добротность акустической системы на частоте (Fb),
    учитывающая потери поглощения.
Qp (безразмерная величина) - добротность акустической системы на частоте (Fb),
    учитывающая прочие потери.

n0 ( безразмерная величина, иногда %) - относительная эффективность (К.П.Д.)
    системы.

Cms (м/H) - гибкость подвижной системы головки громкоговорителя (смещение
    под воздействием механической нагрузки).
Mms (кГ) - эффективная масса подвижной системы (включает массу диффузора и
    колеблющегося вместе с ним воздуха).
Rms (кГ/с) - активное механическое сопротивление головки.

Cas - акустический эквивалент Cms
Mas - акустический эквивалент Mms
Ras - акустический эквивалент Rms

Cmes (Ф) - эквивалентная емкость Mms
Lces (Г) - эквивалентная индуктивность Cms
Res (Ом) - эквивалентное сопротивление Rms

B (Тл) - индукция в зазоре.
l (м) - длина проводника звуковой катушки.
Bl (м/H) - коэффициент магнитной индукции.

Pa - акустическая мощность
Pe - электрическая мощность

c=342 м/с - скорость звука в воздухе в нормальных условиях.
p=1.18 кГ/м^3 - плотность воздуха в нормальных условиях.

4.2 Какие существуют типы звукового оформления ? [JLD, JG]

Дальнейшее изложение ведется не по предпочтительности, а по мере возрастания
порядка компонентов.

При работе с кроссовером (разделительным фильтром) порядок системы
увеличивается на порядок кроссовера.

Пример : если кроссовер первого порядка 6dB/октава (катушка индуктивности
последовательно с динамиком) используется с акустическим оформлением
четвертого порядка, система в целом будет пятого порядка.

Примечание : Пропорции не соблюдены, иллюстрирована только идея.

Первый порядок
бесконечный объем или открытое пространство
                               |
                               |

Секция 2 из 4 - Предыдущая - Следующая

Вернуться в раздел "Аудиосистемы для автомобилей" - Обсудить эту статью на Форуме
Главная - Поиск по сайту - О проекте - Форум - Обратная связь

© faqs.org.ru