faqs.org.ru

 Главная > Путешествия и туризм > Основы автостопа >

Учебник Антона Кротова по автостопу

Секция 3 из 5 - Предыдущая - Следующая
Все секции - 1 - 2 - 3 - 4 - 5

большим количеством поездов.

Находясь в вагоне, заведите дружбу с проводниками, сопровождающими
поезд милиционерами и другими официальными лицами. Если же вас решили
высадить - например, уверовав в скорое пришествие контролёров, -
спокойно выйдите и не пытайтесь, замаскировавшись в вагоне, проехать
больше, чем позволено.

Если начальник поезда не убедился в вашей мудрости, идите к машинисту.
Вас легко могут взять в локомотив пассажирского поезда, ну а в локомотив
пригородного - тем более.

2).  "Скрытый пассажир". Иногда случайно попадаешь на
станцию, где поезда стоят не больше 2-3 минут (уговорить начальника
поезда за 2 минуты сложно!). Это плохо, так же, как и стоять на
скоростной позиции в автостопе. Узнайте, будет ли в ближайшие часы
пригородный или рабочий поезд в сторону ближайшей большой станции на
вашем маршруте. Рабочие поезда в расписании обычно отсутствуют, поэтому
узнайте это у железнодорожников. И, уж если никаких способов уехать
больше нет, во время краткой стоянки поезда войдите в тамбур и
находитесь там до момента отправки поезда.

Когда "скрытый пассажир" будет обнаружен, не беспокойтесь,
а объясните сущность вашей поездки. Желательно, чтобы не стоять в
тамбуре, ожидая неприятностей, - сразу пойти к начальнику поезда
и рассекретиться. У вас есть преимущество: вы уже находитесь в поезде
и избавиться от вас до следующей станции невозможно. Пользуйтесь этим
преимуществом и объясните начальнику суть вашей поездки. Если начальник
будет не в духе, он укажет вам выходить на ближайшей крупной станции,
что, собственно, и требовалось.

Знайте, что высадка "зайцев" на мелких полустанках, где нет
даже вокзала, запрещена инструкцией.

3).  "Иноземный поезд". Пользуясь тем, что иноземные поезда не
проверяются контролёрами, подойдите к любому проводнику и попроситесь
проехать. Начальник поезда здесь уже не нужен: как сказал один проводник
иноземного поезда Ташкент-Москва, - "Какой начальник поезда? Я начальник
вагона!" Как правило, проводнику будет на вас глубоко плевать, и вы
проедете без проблем.

4).  "Навязчивые услуги". Некто Вокивон из Новосибирска
использует такой способ проезда: днём он едет на электричках, а ночью,
подходя к поездам, просится проехать до следующей большой станции,
предлагая за это подмести, помыть полы в вагоне и т.п. Я думаю, что
этот метод интересен и этически вполне оправдан.

Запомните! Ваши шансы - очень велики! Но вы должны отличаться
от местных жителей, и от всевозможных бичей, занятых тем же, чем и
вы - бесплатным достижением какой-либо местности. Вы должны вызвать
интерес сотрудников поезда, любопытство, желание поговорить, - и тогда
вы во многих случаях достигнете успеха.

Чем меньше поездов в вашем направлении, тем больше вероятность успеха.
Если люди где-либо живут, они должны перемещаться, а если люди
перемещаются, существует метод бесплатно перемещаться, - следовательно,
в глухих регионах вероятность вашего бесплатного уезда равна 100%.

В местных поездах (N 601-699) вероятность успеха выше, чем в скорых
(N 1-149). Знайте это.

Мудрый человек Игорь ("Бродячий проповедник"), имеющий стаж
более 340.000 километров, даст, например, такие советы:

"Уметь задавать открытые (т.е. те, на которые невозможно
однозначно ответить "да" или "нет") вопросы, типа: "Когда будет
ближайшая электричка до Твери?" и, в зависимости от ответа,
суметь продолжить беседу.

* Прислушиваться к словам собеседника и умело их использовать в
своей речи и действиях. Например, диалог с начальником поезда:
- Я проповедник и живу на подаяние. В данный момент я не имею
денег, чтобы оплатить проезд. Возьмите меня, пожалуйста, в направлении
Питера...
- Куда я тебя возьму? У меня ревизоры едут!
- Я согласен ехать в тамбуре или на третьей полке.
- Мне не положено никого так провозить.
- Как тогда вы посоветуете поступить?
- Подойди к проводнику общего (плацкартного) вагона, если он возьмет,
то доедешь.
Разговор с проводником:
- Мне начальник поезда сказал, что для того, чтобы доехать до Питера, я
могу обратиться к вам.
- Вечно он мне кого-то посылает, а если ревизоры, то мне отвечать.
- А если мне поговорить с ревизорами...

* Ваши действия должны быть чётко продуманными. Если поезд стоит
мало времени, то лучше заранее узнать (можно у дежурной по
вокзалу), где останавливается штабной вагон. В идеальном случае
можно узнать имя бригадира поезда, познакомиться с ревизорами и
рассказать им о себе.

* Не задавать отрицательных вопросов типа: "Не возьмёте ли в
сторону Новгорода?" Отрицание и неуверенность вызывает подобную
же реакцию".


 ЭЛЕКТРИЧКИ. ПРИГОРОДНЫЕ ПОЕЗДА

Самыми простыми для бесплатного проезда являются пригородные поезда
- электрички, дизеля и так называемые поезда с тётками, -
все они имеют NN 6001-6999. Движение на пригородных поездах из-за
своей простоты издревле выделилось в самостоятельный, универсальный
способ путешествия, который называется "езда  на собаках ".

Пригородное сообщение охватывает все основные ж/д магистрали страны.
Пересаживаясь из электрички в электричку, с дизеля на дизель, покупая
билет или не покупая его, можно доехать от Москвы до Петербурга или
от Новороссийска до Владивостока. В этом и заключается универсальность
метода. Теперь опишем разные типы пригородных поездов и способы проезда
в них.

1).  Электропоезда - самый распространённый вид пригородного
сообщения. В центральных регионах (в окрестностях Москвы, Питера...)
в электричке эпизодически возникают контролёры, проверяющие билеты.
В более глухих регионах в электричке должна содержаться тстя-билетсрша,
циркулирующая по вагонам и обилечивающая вновь вошедших пассажиров.

В электричке можно ездить как с билетом, так и без оного. Неприятностей,
связанных с контролерами, можно легко избежать (см. ниже: "Контакты
с представителями власти"), а сейчас мы не будем изучать этот
вопрос.

2).  Дизели , подобные электричкам, с билетёром или без оного
- по методам проезда не отличаются от электричек.

3).  Поезда с тетками , поезда из плацкартных или общих вагонов
с тстками-проводницами. Отличаются от нормальных поездов неограниченной
вместимостью (в один пригородный поезд могут продать даже несколько
тысяч билетов), слабым контролем и коротким путём следования (обычно
до 200 км). Есть два способа проезжать в таких поездах. Первый, самый
распространенный, таков: если проводница стоит в дверях, надо купить
и показать ей билет на одну-две остановки. В пути следования проверок,
как правило, нет.

 При поездке на Русский Север наша компания (9 человек)
оказалась в г. Данилове. Там мы купили билеты на 1 остановку, до
Макарово (это 5 км.), чтобы ехать в пригородном поезде "с тетками"
на Вологду. При входе в вагон проводница спросила: "Молодые люди,
а билеты у вас есть?" - Мы отвечали: "Есть", и помахали
перед ней множеством билетов, залезли в вагон и ехали до самой Вологды
(139 км.)

Однако этот способ нехорош, так как приходится обманывать проводницу.
Лучше поступить иначе. Например, на вопрос "ваш билет" показать
студенческий билет. Или, если дело происходит летом, собрать
дикорастущих цветов и одарить ими проводницу. Или, вместо того, чтобы
платить, скажем, 20.000 рублей в кассу, заплатить проводнице 5.000 или
меньшую сумму. Или, если денег нет, попроситься проехать без денег и без
билета. Вообще, если вы зададитесь целью, не обманывая проводницу и без
особых затрат проехать в пригородном поезде, вы достигнете успеха. Не
забывайте, что в каждом поезде есть локомотив, могущий вместить вас.

В некоторых глухих регионах пригородный поезд с тетками может
маскироваться под "грузопассажирский" (N 951-968). Так, поезд Могоча-
Амазар в одну сторону идет как грузопассажирский, а обратно как
пригородный, хотя его сущность не меняется.

4).  Поезда с бич-вагоном . Бич-вагон - это теплушка или
товарная платформа для бесплатного проезда пассажиров, прицепленная
к поезду в качестве одного из вагонов. Проезд в бич-вагоне бесплатный.
Поезда с бич-вагоном - атрибут отдаленных регионов.

Пригородные поезда следуют не дальше, чем на 200 км (за редким
исключением). Этот недостаток компенсируется тем, что можно
пересаживаться с одной "собаки" на другую.

 От Москвы до Петербурга вы доедете на пяти электричках,
сделав пересадки в Твери, Бологое, Окуловке и Малой Вишере. Например,
выехав в 6.20 утра, вы достигнете Питера в 23.05, потратив на дорогу
16 часов 45 минут.

 От Москвы до Иркутска вы доедете на 33-х электричках, сделав
пересадки в Петушках, Владимире, Вязниках, Ниж.Новгороде, Шахунье,
Кирове, Балезино, Перми, Шаля, Екатеринбурге, Тюмени, Вагае, Ишиме,
Называевске, Омске, Татарске, Барабинске, Чулыме, Новосибирске,
Болотной, Тайге, Мариинске, Боготоле, Чернореченской, Красноярске, Уяре,
Иланской, Тайшете, Нижнеудинске, Тулуне, Зиме, Черемхово и потратите на
это 14 дней. Все это расстояние вы проедете именно на электричках, за
исключением трех участков - на Владимир, Ишим и Называевск, где
вам попадутся пригородные "поезда с тетками" (сведения 1996-97).

Некоторые пригородные поезда, в частности электрички, следуют на
расстояния, превышающие 200 км (Вологда-Коноша, 211 км, Киров-Пинюг,
241 км). В таких случаях часто бывает, что на одном из участков поезд
меняет номер на 600-й (601-699). Сущность поезда при этом остается
неизменной. Поэтому будьте внимательны: указанные в расписании некоторые
600-е поезда на поверку иногда оказываются пригородными, в том числе
обычными электричками или дизелями (как в 1993 году был 200-километровый
дизель Балта-Одесса).

На Украине некоторые "долгоиграющие" электрички проезжают
более 300 км (Киев-Зсрново, Киев-Жмеринка, Николаев-Апостолово...).
Раньше они прятались под видом 600-х, сейчас - 800-х поездов (801-899).
Тем не менее эти "поезда" - обыкновенные электрички или дизели.

Некоторые пригородные, по сути дела, поезда могут маскироваться под
разного рода "хозяйственными" номерами, начинающимися на 5000:
N 5201-5298 "хозяйственные" или "рабочие" поезда (N 5204 Абакумовка-
Тайшет), N 5401-5698 "поезда из порожних пассажирских вагонов" (N 5401
Муром-Вековка-Черусти)... Знайте об этом и ездите на них бесплатно.
(Иногда в вокзальном расписании их нет! Узнавайте о наличии таких
поездов от железнодорожников или из специальной книжки "Все электрички
России".)

Средняя скорость движения "на собаках" сильно колеблется -
от 200 до 800 километров в день - в зависимости от маршрута и
времени старта. Обычно это медленнее, но иногда предпочтительнее,
чем автостопом. Зимой при отсутствии тёплой одежды, или же двигаясь
большой компанией, или же имея очень большие рюкзаки, или же находясь
в местах, где нет хороших автодорог (как: Чернышевск - Сковородино),
- проще ехать именно на пригородных поездах, чем по трассе.

 ВОЛНА. ИЗВЛЕЧЕНИЕ РАСПИСАНИЙ

Важно, при движении "на собаках", правильно выбрать время
старта. Можно научно выбрать время старта и проехать из пункта А в
пункт Б по возможности быстро. Можно ненаучно выбрать время старта
и провести на одной из пересадочных станций долгое время, например,
20 часов.

Последовательность согласованных пригородных поездов называется сцепка,
или  волна . Применяйте ее.

Но не думайте, что при движении, например, во Владивосток мы можем
выбрать такой оптимальный день и час старта, что покатимся непрерывно,
быстро и без существенных задержек. Никак нет. Волна - явление
локальное, исходит она из крупных городов, проходит, с трудом и все
замедляясь, 300-600 км, и, наконец, окончательно глохнет. Поэтому,
совершая большие путешествия на электричках, выделите через каждые
300-600-1000 километров города, которые хотите посмотреть, или где
желаете переночевать, и рассчитайте, как быстрее вам проехать МЕЖДУ
этими городами.

Расчёт волны без знания расписаний - дело трудное. Знание расписаний
движения пригородных поездов имеет большое значение для всего
прогрессивного человечества. В предыдущих изданиях этой книги печатались
расписания по многим ж.д. станциям России, но они занимали слишком много
места. Сейчас продвинутые путешественники могут приобрести специальную
книгу "Все электрички России", расписания в которой охватывают почти
всю страну.

Пользуясь случаем, я обращаюсь к тебе, о читатель: если ты приехал
в какой-либо город - перепиши расписание! Не ограничивайся расписанием,
висящим на стене вокзала, попроси у дежурного или в справочной книжку
служебных расписаний, чтобы переписать сведения и из неё, - и
твой труд не пропадёт, а станет достоянием всего человеческого
сообщества. Особенно будет хорошо, если ты пришлёшь эту информацию нам
по указанному еще в предисловии адресу.

 МЕТОД ШТУРМА

Человек, движущийся по железным дорогам только "на собаках",
или только 2-м родом, или только впрашиваясь в пассажирские поезда,
или только в товарных вагонах, -

подобен человеку, стопящему на трассе только автобусы, или только
грузовики, или только легковушки, или предпочитающему ездить только
в кузове.

Поэтому мудрец, собираясь достигнуть какого-либо города по железной
дороге с максимальной скоростью, применяет  Метод штурма , позволяющий
реально преодолевать 600-1200 км за одни сутки (в зависимости
от железной дороги и своей квалификации). Человек, применяющий Метод
штурма, доедет из Владивостока до Москвы за 10-12 суток. При этом
он не потратит на проезд ни одной копейки денег и никого не будет
обманывать.

Сущность метода очень проста. На мелких станциях, где останавливаются
как товарняки, так и пассажирские поезда, мы дожидаемся любого состава
в нужную нам сторону.

Если это товарняк, мы 1) просимся к машинисту, 2) летом, в случае
неуспеха залезаем в один из товарных вагонов;

Если это пассажирский, мы 1) просимся к начальнику поезда, 2) в случае
неуспеха - в локомотив;

Если это пригородный поезд, рабочий поезд, рельсосмазывательная или
выправочно-подбивочно-отделочная машина, локомотив, идущий резервом,
почтово-багажный поезд и т.д., мы также стараемся проехать в них одним
из методов, описанных в книге сей.

На крупных станциях, где товарные поезда формируются вдали от
пассажирской станции (классический пример: Омск), мы выбираем, какой
стиль движения - на товарных или пассажирских - нам больше нравится,
чтобы не бегать туда-сюда с товарной станции на пассажирскую. Если мы
больше любим пассажирские поезда, пользуемся ими; если грузовые -
отправляемся на товарную станцию и "до упора" дожидаемся успеха.

 В сентябре 1996 г. мы с Андреем проехали от Сов.Гавани
до Тынды (2000 км) за 3 суток 6 часов - и за это время упустили
только один состав. Вот на чем мы ехали: 1) пассажирский поезд, общий
вагон (до Комсомольска), 2-5) в вагонах товарных поездов (до Хольгассо,
до Хурмули, до Постышево, до Ургала), 6-8) с тремя бригадами машинистов
пассажирского поезда (до Февральска, до ст.Тунгала, до Верхнезейска;
в Верхнезейске четвсртая бригада этого же пассажирского поезда нас
не взяла), 9) в выправочно-подбивочно-отделочной машине до Тынды.
Это - классический пример применения метода штурма.

В цивильных регионах вас будут брать уже реже - не 80%, а, скажем,
50%, но общее увеличение числа поездов даже повысит вашу скорость.
Если на БАМе проходит в среднем 2-3 состава в сутки (из них 1
пассажирский), то на Транссибе поезда идут с интервалом в час или даже
чаще. Соответственно, ехать будете быстрее.

Замечу, что двигаться методом штурма хотя и полезно, но в Центральной
России довольно утомительно: все время бегаешь то к одному поезду,
то к другому. Поэтому в центральных регионах спокойнее использовать
электрички или автостоп. Ну, а в отдаленных районах, как говорится,
сам Бог велел...

 ГИДРОСТОП

Железнодорожное и автомобильное сообщение охватывает не более 1/4
территории России. В оставшиеся 3/4 люди попадают по воздуху, что
весьма дорого и неромантично, а грузы - преимущественно по воде
(зимой - по автозимникам). Поскольку учение об аэростопе нам не
известно, основным способом достижения отдаленных местностей был и
остается гидростоп (бесплатное передвижение на попутных речных и морских
судах), именуемый также автостопом 3-го рода.

Гидростоп известен издревле. Так, более 2500 лет назад библейский
пророк Иона, договорившись с капитаном, пытался переплыть на попутном
корабле из Ниневии в Фарсис. Впрочем, во время шторма гидростопщик-
неудачник был выброшен за борт и проглочен большой рыбой. Проведя в
желудке рыбы около 3 суток, он попал рыбостопом обратно в Ниневию.

Более удачливым в этом отношении был известный путешественник, писатель
Ленарт Мери. В 1970-х гг. н.э. он сумел пройти гидростопом Северный
морской путь и другие пути, о чем повествовал в своих книгах.
Впоследствии Л.Мери стал Президентом Эстонии и плавать перестал.

 ПЛАВАНИЕ НА ГРУЗОВЫХ СУДАХ

Уголь, бензин, соль, цемент, автомобили и другие вещества в северные
посёлки доставляются летом по рекам и по морю. Таким же способом туда
могут проникнуть и путешественники. При движении "туда" надо
обязательно узнать: 1) точку отправления, 2) сроки навигации, 3)
регулярность судоходства, 4) время в пути.

Главное - найти порт отправления. Это, как правило, одна из точек
пересечения речных и морских путей с железной дорогой или трассой
(Мурманск, Архангельск, Ванино, Находка, Владивосток... - для
посёлков побережья Сев.Ледовитого океана; Печора, Новосибирск,
Красноярск, Усть-Кут, Якутск... - для движения на север по
соответствующим рекам).

Возвращение домой из отдалённой местности проще: вы ищете любой теплоход
на Большую землю и стараетесь уплыть на нем.

Крупнейшие морские порты, даже на севере (Мурманск, Магадан...)
навигательны круглый год, другие только летом. С июля по сентябрь
действуют практически все речные и морские порты.

 Расписания грузовых рейсов не существует вообще. Есть некая
средняя интенсивность движения. Так, из Магадана на Большую землю
(Владивосток, Находка, Ванино) идет 1-2-3 теплохода в неделю. Из Находки
на Камчатку суда ходят раз в неделю, а в Певек - несколько раз
в год. Постарайтесь узнать регулярность судоходства заранее, чтобы
не провести в порту долгие месяцы.

Скорость морских судов - 300-500 км в сутки.

Скорость движения по рекам сильно варьируется (от 330 до 50 км в сутки)
в зависимости от реки, от вида судна, от того, по течению или против
течения идет судно, от времени года. Движение по течению, естественно,
быстрее, чем движение против течения; нефтеналивные суда идут на 10-20%
быстрее сухогрузных; по глубокой воде - быстрее, чем по мелкой.

 Так, нормативная скорость движения барж по Волге - 200 км в сутки по
течению, 110 против течения; по Оби - 210/100 соответственно; по рекам
Волхов, Паша, Оять, Сясь - всего 60 км в сутки по течению, 50 км -
против течения.

Чтобы уплыть грузовым рейсом, необходимо: а) узнать о наличии теплохода,
б) проникнуть в порт и на борт судна, в) договориться с капитаном,
г) не умереть от скуки на борту. Итак:

В каждом порту есть диспетчерская, в которой вам сообщат, куда в
ближайшие дни пойдут суда. Здесь есть тонкость. Если теплоход еще
разгружается, иногда невозможно установить, куда он идет затем. Капитан
может неожиданно Но если началась погрузка, - будьте уверены, что порт
прибытия уже определён. Поэтому нужно регулярно, даже несколько раз в
день, наведываться в диспетчерскую, пока вам не укажут теплоход, идущий
туда, куда вам нужно.

(На маленьких пристанях никаких диспетчерских нет, поэтому надо
караулить суда еще тщательнее, узнавая о времени их возможного появления
у местных жителей.)

Погрузка и разгрузка - процессы, длящиеся от нескольких часов
до нескольких дней. Поэтому торопиться стоит, только если теплоход
собирается уходить пустым.

Как только такой теплоход найден, вам нужно проникнуть в сам порт.
Многие порты находятся на пограничном режиме и охраняются. Тогда можно:
а) уговорить охранника пропустить вас; б) найти дырку в заборе (в
любом протяжённом заборе есть дырка), местонахождение дырки можно
спросить у того же охранника или у рабочих порта; в) выписать пропуск
за деньги (так, в навигацию 1996 года суточный пропуск на 1 человека
в Магаданский торговый порт стоил 9300 рублей). Есть и неохраняемые
порты.

Пускать гидростопщиков или нет - решает непосредственно капитан.
На борту судна всегда есть вахтенный, но он ничего не решает. Будьте
настойчивы и требуйте встречи с капитаном.

Перевозка людей на грузовых судах не является чем-то запрещённым.
Например, плавают (правда, за деньги) сопровождающие груз. От перевозки
людей теплоход ничуть не страдает. Так, для судна с грузом 3000 тонн
лишние 100 кг - сущий пустяк. А крупнейшие суда перевозят до 50
тысяч тонн - это в 600.000 раз превышает массу человека! Ясно,
что перевозка дополнительного гидростопщика не должна стоить ни копейки.

Мы, пассажиры, имеем свойство питаться, поэтому с вас могут попросить
некую сумму денег на питание (скажем, 20 тыс. на человека в день),
или вы сами закупитесь некоторым большим количеством еды. Конечно,
при полном отсутствии денег можно питаться и бесплатно, но если деньги
есть, объедать команду просто стыдно. В любом случае это примерно
в 10-20 раз дешевле, чем лететь на самолёте.

Итак, вы должны идти к капитану с внутренней уверенностью в своей
правоте, зная, что никакого убытка от вас не будет. Напротив, вы можете
вызваться поработать. (Сложного вам не поручат, а без работы плыть
скучно.) Я оцениваю вероятность успешной подсадки на теплоход более
75%.

Единственная реальная причина отказа - перенаселение теплохода
другими людьми. Здесь решающую роль играет не объём и не вес пассажиров,
а количество спасательных средств. В дальнем морском плавании этот
фактор - серьёзный ограничитель, в то же время, скажем, на барже
это может не играть никакой роли.

Погрузившись на борт судна, вам необходимо не умереть от скуки в пути.
Хорошо, если есть работа, но она никогда не занимает все время. Спите,
читайте, пишите письма, отъедайтесь. И не забудьте вернуться домой
до окончания навигации!

 Известно, что из Якутска в Хандыгу по автодороге летом
проехать невозможно, грузы и машины перевозят по воде. Мы с Андреем
преодолели этот участок (более 600 км.) за шесть дней на попутной
барже. Плыли мы бесплатно, но предварительно закупили еду. Единственное,
что осложняло плавание - на барже плыл "Камаз" со 140 ящиками водки, и
вся команда, и иные пассажиры часто занимались пьянством.

 Стараясь вернуться из Магадана домой, мы уплыли оттуда в порт Ванино на
грузовом теплоходе. Поиск и ожидание теплохода длились 4 дня, еще три
дня мы плыли, еще день простояли в бухте Ванино, ожидая, когда
освободится причал. Перевозка была бесплатной, но за еду мы заплатили
153 тыс.руб. Подробно о наших гидростопах вы можете прочитать в книге
"Вперед, к Магадану!"

 РЕЙСОВОЕ ПАССАЖИРСКОЕ СООБЩЕНИЕ

Есть в России и пассажирское водное сообщение, а именно: по большим
рекам, по Байкалу, в окрестностях Мурманска и Архангельска. Пассажирские
суда в нашей стране имеют одно большое достоинство и один большой
недостаток.

 Достоинство в том, что пассажирские суда ходят регулярно, согласно
расписанию. Возможны, конечно, изменения в этом расписании и даже
отмены некоторых рейсов, но даже цивильные поезда и самолёты иногда
отменяют! Расписание судов почти по всем водным путям России, от
Северной Двины до Амура, можно найти и переписать в библиотеке
Московского турклуба (Москва, метро "Таганская", ул. Большая
Коммунистическая, д.17).

Интенсивность движения теплоходов на разных линиях сильно различается.
Например, из Якутска в Тикси можно уплыть 8 раз в год, а из Печоры
в Нарьян-Мар - ежедневно. Из Котласа в Архангельск ежедневно,
а из Усть-Кута напрямую до Хандыги ходит паром дважды в год. Раньше
были рейсовые океанские теплоходы, типа Владивосток - Магадан,
Владивосток - Петропавловск-Камчатский, но уже несколько лет,
как все океанские пассажирские перевозки прекращены.

Скорость пассажирских судов - от 250 до 800 км. в сутки, в зависимости
от типа судна; быстрее всего идут "ракеты", но, к сожалению,
не очень далеко.

 Недостаток всех пассажирских рейсов в том, что гидроперевозка
стоит примерно столько же, сколько и авиаперелёт, а иногда и дороже.
Мудрость заключается в том, чтобы попроситься бесплатно или за
уменьшенную цену. На пассажирских судах такими вопросами может
заведовать "пассажирский помощник" или специальный билетер.

 Путешествуя по Северу в 1994 году, мы оказались на Соловецких
островах со 130 рублями на четверых. Уплыть на ближайший материк можно
было только за 10-15-55 тыс. с человека, а в Архангельск - за
70-300 тыс. Нас это не огорчило, и мы поселились в монастыре, помогая
там по хозяйству. Через четыре дня пришел теплоход "Юшар",
мы обратились к пассажирскому помощнику и уплыли в Архангельск
бесплатно. Плыли мы в помещении видеобара с тремя другими
безбилетниками. По пути мы попали в великий шторм, но через 24 часа
достигли Архангельска, о чем подробно описано в моём повествовании
"Русский север".

Существует способ двигаться бесплатно и на туристических круизных
теплоходах. Такие рейсы назначают не всюду, и специально поджидать
где-нибудь на Индигирке круизный теплоход не нужно. Но есть два маршрута
с оживленным движением: по Волге (Москва - Углич - Ярославль
- Астрахань и обратно) и в Питер (Москва - Углич - Волго-Балтийский
канал - Кижи - Петрозаводск - Питер и обратно). Летом
на этих направлениях суда проходят ежедневно. Регулярно ходят также
суда на Валаам и Соловки, а возможно и в другие местности.

Проникать в круизный теплоход на конечной станции не следует -
поистине, универсальный закон для многих видов транспорта! На конечной
станции садятся всяческие "новые русские", заплатившие деньги
за круиз; не шокируйте их своим научным поведением.

Узнав время отправления очередного теплохода из очередного порта
(скажем, Петрозаводска), вы входите с потоком туристов, возвращающихся с
очередной экскурсии по городу, на борт теплохода и, будучи вскоре
обнаруженными кем-либо из персонала, спокойно ожидаете высадки в
следующем порту (скажем, в Кижах), что, собственно, и требовалось.
Умение плавать описанным способом обнаружил, в частности, питерский
человек Alexy.

(Другой питерский человек, Костя Шулов, учил, что на круизных теплоходах
всегда имеется определённый контингент сотрудников этого теплохода,
которые могут вас вписать. К сожалению, глубокое рассмотрение плавучего
вопроса уведёт нас слишком далеко.)

Так что учитесь плавать - и вы пройдёте Печору и Колыму, посетите
Чукотку и Соловки, Валаам и Норильск, - учитесь плавать, и вы увидите
небо в алмазах!

 ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ

Если вы в своих путях перемещались автостопом, на электричках, в
товарняках и т.д., оголодали, замёрзли, загрязнились и вернулись домой
недели через две с твёрдым решением: спать, есть, мыться и никогда
больше не бомжевать, -это означает, что вы занимались не научными
путешествиями, а бомжизмом.

Научное путешественничество имеет глобальное отличие от бомжизма.
Человек, путешествующий научно, сохраняет свой организм в здоровом
виде, нормально питается, моется и спит по желанию. Бомж не
придерживается здорового образа жизни, ест что придётся, моется по
случаю и спит, пока не прогонят.

Научный путешественник приносит людям, встречающим его, радость, бомж
- желание избавиться от оного. Научный путешественник просветляется,
бомж - не достигает успеха.
 НАУЧНЫЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК - ЭТО НЕ БОМЖ!

Жизнеобеспечение - поддержание тела в пригодном для дальнейшей
жизни состоянии - является одной из основных задач путешественника.
Можно даже во время путешествия нормально питаться (независимо от
количества денег), нормально спать, по необходимости мыться, и не
только не терять, но и увеличивать физические силы организма. О том,
как это делается, вы прочитаете ниже.

 СНАРЯЖЕНИЕ

 Каково незаменимое снаряжение? Сколько оно весит и сколько
места занимает?

Незаменимых вещей нет. Можно отправиться, например, из Москвы во
Владивосток без рюкзака, без спичек, без денег, без документов... Но
есть один объект, который необходимо иметь всегда. Этот объект весит
примерно 1500 грамм, умещается в черепной коробке человека и называется
он - головной мозг.

Если у вас в голове все правильно, вы сможете достичь любого города
- при любых внешних условиях. Если же вы не умеете мыслить, то
даже большое количество еды, денег, документов, одежд, зубных щёток
и других предметов не приведут вас к успеху.

Конечно, даже опытные люди берут с собой в путь какие-либо вещи -
я бы сказал, для комфорта. Полезно иметь, к примеру, спальный мешок,
туристский пенопластовый коврик ("пенку"), кастрюлю, пластиковую
бутылку из-под импортного лимонада ("торпеду"), фонарик, запасную
одежду... Неплохо иметь также верёвку, палатку, ножик, полиэтиленовую
плёнку, примус, книгу "Практика вольных путешествий"... Чем
больше у вас будет подобного туристского инвентаря, тем дольше вы
сможете сохранять автономность в путешествии - и тем скорее вам
надоест таскать с собой этот мешок!

Поэтому берите с собой не больше, чем вы сможете тащить всю
дорогу.

Поэтому берите с собой то, что не жалко будет потерять в пути.

 ПИТАНИЕ В ПУТИ

Важно ежедневно иметь горячее питание, особенно в холодное время года.
Питаясь одним хлебом или незрелыми яблоками, можно за неделю
возненавидеть хлеб или яблоки, да и повредить пищеварению. Питаясь
супом, кашей, кипячёной водой, тем же хлебом и яблоками, но вперемежку,
можно сохранить свое здоровье и оптимизм.

Как варить кашу, суп и прочую еду в походных условиях, известно многим.
Руководства по питанию в походных (природных) условиях написаны без
моего участия, и нет смысла в этой книге повторять уже известные советы.
Как разводить костёр без спичек, собирать воду в пустыне, различать
съедобные/несъедобные растения - изучено также довольно хорошо.
Но как, к примеру, сварить суп в Петропавловске или Северобайкальске,
известно немногим.

Прямой способ "аска" (прямого попрошайничества готового продукта)
хотя и распространён, но не будет описан в этой книге. Здесь же дастся
метод, который можно назвать "косвенным аском".

Чтобы создать пищу (суп, кашу), нужно иметь исходный материал (воду,
картошку, крупу и т.п.) и плиту. Небольшое количество крупы, например,
гречки, перловки или риса, всегда полезно возить с собой в пластиковой
бутылке - "торпеде". Не возите с собой слишком много - если у вас
есть деньги, вы всегда сможете купить килограмм самой дешёвой крупы
в любом городе или селе; если у вас денег нет, вы можете попросить
крупы, постучавшись в любую квартиру. Крупа будет прекрасной основой
всякой пищи. Вы можете использовать и картошку.

Почистив картошку, помыв крупу под струёй воды из любой колонки или
в вокзальном туалете, идите со своей кастрюлей в любой ресторан,
столовую, диспетчерскую, квартиру или другое место, где, по вашим
гипотезам, есть пищенагревательная плита - попросите сварить вам еду.
Вам сварят; пока еда варится, рассказами о своем путешествии вы можете
заполнять пространство-время, и отношение к вам еще более улучшится.

Более того, если вы варите кашу в квартире, разговорившись с хозяевами,
можно получить и дополнительную еду (напр., сахар, хлеб), чтобы не
есть "пустую" кашу. Чтобы ускорить получение дополнительной
еды, сами предложите хозяевам свою кашу. Они скажут: "нет, спасибо,
мы уже сыты", и предложат вам, в свою очередь, еще что-нибудь
съедобное, от чего вы можете не отказываться.

Полезным может оказаться и обыкновенный кипяток. В Москве кипяток
можно получить (бесплатно) почти в любом коммерческом ларьке: продавцы
тайно пьют чай, особенно в холодную погоду. А вот в Ачинске
(Красноярский край) своим хождением ночью со стаканом по ларькам я
удивил всех ларёчников.

Секция 3 из 5 - Предыдущая - Следующая

Вернуться в раздел "Основы автостопа" - Обсудить эту статью на Форуме
Главная - Поиск по сайту - О проекте - Форум - Обратная связь

© faqs.org.ru