faqs.org.ru

 Главная > Путешествия и туризм > Основы автостопа >

Учебник Антона Кротова по автостопу

Секция 2 из 5 - Предыдущая - Следующая
Все секции - 1 - 2 - 3 - 4 - 5

машину, но и можете создать аварийную ситуацию при попытке объехать
вас. Избегайте стопить машину, за которой вслед идет другая.

Некоторые позиции для голосования, которые могут быть удачны летом,
опасны зимой - водитель или не может затормозить, или опасается
потом не стартовать. Старайтесь, чтобы водитель имел большое
пространство для торможения. Сам автостопщик должен быть виден издали, а
не появляться внезапно из-за поворота.

Зимой светлое время суток коротко, а скорости машин (и автостопщиков)
заметно снижены. Поэтому, если вы (выезжая из Москвы) летом легко
достигаете Питера, Минска, Харькова, Киева за световой день, зимой
придется стартовать еще затемно и приезжать уже затемно. Итак, выходя
в дальний путь, подготовьтесь к ночному стопу, возьмите фонарик,
катафоты и т.д., если они у вас есть. Стартуйте из города возможно
раньше.

Одевайтесь весьма тепло! Но даже одев на себя все, совершайте физические
упражнения, пока холод не проник в вас. Не берите с собой и не
потребляйте препараты алкоголя. Стоя на зимней дороге, обязательно
подложите под ноги ветки деревьев, палки.

Зимой на севере вообще без ночного снаряжения не обойтись - там
бывает полярная ночь, когда солнце в течение суток никак не показывается
над землёй, а если и показывается, то кратковременно. Бывают и снежные
заносы, когда движение машин прекращается (до нескольких суток).

 ПРОХОЖДЕНИЕ ГОРОДОВ

Населённые пункты - одна из основных трудностей, стоящих на пути
автостопщика. Населенные пункты, и особенно города, при всех своих
полезных свойствах (можно поесть, помыться и т.п.) сильно снижают
скорость вашего движения.

Подъезжая к городу, где тебя собираются высадить, очень важно заранее
вытащить из водителя информацию о городе.

Города на трассе для вас подразделяются на две категории: имеющие
объездную дорогу и транзитные. Крупные магистральные трассы обычно
идут в обход крупных городов. Это удобно - объездные дороги обычно
лучше для автостопа, чем сам город. При наличии объезда, следуя мимо
города, в него лучше не заезжать - разумеется, если у вас нет
никаких дел в этом городе. Так, при движении из Москвы в Питер (или
обратно), Тверь и Новгород имеют объездные дороги и поэтому проходятся
только по объездным. Если машина идет в центр одного из таких городов,
выходите на повороте на объездную!

Но обычно мелкие города, поселки и деревни объездных не имеют. Если
город построен на большой реке (Волга в нижнем течении, Обь, Енисей
и др.), то мост через реку обычно в городе всего один и объездной
дороги тоже нет, даже если город велик. В таком случае город приходится
преодолевать на городском транспорте, пешком или - опять же -
автостопом.

Хорошо заранее запастись картой города или узнать путь проезда по
нему. Если карты нет - не беспокойтесь, язык до Киева доведёт.
Движение на городском транспорте не требует большой мудрости, однако
реальная скорость городского транспорта - 10-15 км/час; движение
пешком еще проще, но едва ли быстрее. Удобная и быстрая вещь метро,
но оно есть далеко не везде. Наконец, двигаясь по городу, аналогично
трассе, на попутных машинах, вы проедете в среднем 20-25 км за один
час. Поэтому этот метод - наиболее эффективен.

Во всех крупных городах имеются такси, поэтому, садясь в городе в
остановившуюся машину, предупреждайте, что у вас нет денег! В Москве
и иных крупных городах вы, таким образом, можете отпугнуть до 80%
водителей. Но машин в городах много, поэтому, выбрав удобную позицию,
ожидайте успеха.

 РАСЧЁТ СКОРОСТИ

Расчетная  скорость движения автостопщика (летом, днем, на основных
дорогах Европейской России) - 55 км/час; зимой - 45 км/час .
Летом за световой день реально проехать 800 км. Зимой в гололед, по
объективным причинам скорость будет снижена относительно обычной.

Днем скорость продвинутого автостопщика и непродвинутого будет примерно
одинаковой. Ночью продвинутый автостопщик может рассчитывать на 50
км/час (летом), 40 км/час (зимой). Непродвинутый автостопщик не может
рассчитывать, а будет ехать ночью, только если ему повезет.
Однако, для квалифицированных гонщиков из ПЛАС на магистралях -
ночью не хуже, чем днем. Хотя машин мало, скорость их ночью больше.

Ехать стопом можно как в одиночку, так и в паре. Однако следует знать,
что автостопщик-одиночка движется несколько быстрее неразделимой пары,
а девушка движется несколько быстрее, чем парень.

У водителей имеются некоторые причины, почему иногда они берут одиноких
стопщиков, а парных (даже с девушкой) - нет. Во-первых, во многих
машинах, особенно грузовых, есть только одно свободное сиденье! Во-
вторых, некоторые водители легковых машин опасаются перерасхода бензина
(особенно если каждый из стопщиков имеет увесистый рюкзак). И, в-
третьих, водители, заинтересованные в общении, предпочитают
разговаривать с одним человеком, чем "эти двое будут между собой
разговаривать, а я тут буду как шофёр". Эти три причины и приводят к
тому, что одиночки двигаются автостопом быстрее.

Все половые-скоростные различия сглаживаются с увеличением автостопной
премудрости. Ваш внешний вид, выражение лица, одежда, жестикуляция
должны убедить водителя в том, что вас можно и нужно подвезти. Некоторые
парни считают, что с девушкой их будут лучше подбирать, чем если бы
они ехали в одиночку. Но они просто не знают, как убедить водителя
затормозить, кроме как девушкой. Однако, применяя в комплексе мудрость
автостопа, можно сделать просьбу остановиться не менее убедительной.

 Можно ли ездить стопом нераздельной тройкой?

Можно, но большую часть времени вы будете не ехать, а стоять, ожидая
водителя-альтруиста. Некая тройка ехала из Москвы в Питер 24 часа.
Лучше уж было разделиться.

Впрочем, в глухой местности, где автостоп является единственно возможным
средством передвижения, где нет ГАИшников и водители грузовиков
позволяют ездить в кузовах, - движение тройкой (и даже четвёркой)
возможно.

 Какое путешествие можно совершить, например, за месяц?

Хотя и можно несколько суток двигаться в круглосуточном режиме (и
проехать, например, от Иркутска до Москвы за 4-5 суток), в больших
путешествиях средняя скорость снижается. Чтобы смотреть отдалённые
города, познавать местную жизнь и нормально высыпаться, я проезжаю
всего 8-10 тысяч километров в месяц.

 АВТОБУСНЫЕ СЕКРЕТЫ

Можно ездить не только на машинах, но и на попутных междугородних
автобусах. Для проезда в них я предлагаю три способа:  автобусный
стоп,  метод "рваные деньги" и  метод бедного студента. В первом случае
вам вообще не потребуется денег, во втором - потребуется некоторая
сумма, которая, однако, останется при вас, в третьем - вы заплатите, но
немного.

Двигаясь автостопом по трассе, полезно знать расписание дальних
автобусов, чтобы быть готовым к проникновению в них. Узнавайте у
местного населения, переписывайте на автовокзалах расписание самых
главных автобусов, чтобы не пропустить их, сидя на привале и т.п.
Особенное значение это имеет в отдаленных регионах, где немного машин, а
почти все автобусы могут везти совершенно бесплатно (1-м способом).

 Автобусный стоп - модификация автостопа, с тем отличием,
что стопим именно рейсовый транспорт, междугородние автобусы. Не следует
проникать в них на конечных пунктах, когда вокруг стоит толпа билетных
людей. Но следует стопить автобус прямо на трассе, вне населённых
пунктов. Он останавливается, особенно если местность глухая и позиция
удачная. Входя в автобус...
- Здравствуйте! Можно с вами в сторону Дивеево? (Заходим в автобус!
Не следует общаться с водителем, как "бедные родственники",
стоя на улице.)
- На Первомайский.
- Ну, до поворота, если можно.

Тут возможны два варианта: 1) водитель закрывает дверь, и вы поехали;
2) водитель сообщает стоимость проезда. В этом последнем случае -
негромко сообщить водителю, куда ты добираешься, и что ты - человек
безденежный. В случае отказа - водитель остановился и открыл двери
"на выход" или не успел закрыть их - можно долго (например,
полминуты) и вежливо извиняться, благодарить водителя, что он
остановился, сообщать ему историю своей поездки, пока водитель не скажет
"Ну, ладно" или: "Выходите, не задерживайте автобус!"
Еще лучше задавать, входя в автобус (или маршрутку), следующий вопрос:

- Бедных студентов по трассе не подвезёте?

Водитель не может сказать "нет", т.к. автобус и создан для
подвоза людей, в том числе студентов. Он вынужден отвечать "садитесь",
при этом осознавая, что денег вы ему, скорее всего, не заплатите.

В глухих регионах (по личному опыту: Архангельская, Вологодская,
Курганская, Магаданская, Читинская области, Башкирия, Якутия и др.) и на
неоживлённых трассах центральных областей приближённо выполняется закон
"80 на 80 " (80% автобусов останавливается, из них 80% везут бесплатно).
На Кавказе и в Средней Азии соотношение ещё лучше. А вот в цивильных
регионах (например, Подмосковье) приближенно выполняется закон "50
на 50" (50% автобусов останавливается, из них 50% везут бесплатно).
Пустые автобусы обычно более склонны везти "зайцев", чем переполненные.

Помните, что вероятность успеха при впрашивании на автовокзале очень
низкая.

В автобусе обычно не требуется вести беседу с водителем, а нужно сидеть
тихо, не шуметь, не высовываться, не выходить на промежуточных
остановках и не хвастаться тем, что вы едете бесплатно.

Междугородние автобусы часто сходят с трассы и заезжают в промежуточные
города - не паникуйте!

Некоторые водители не склонны возить автостопщиков. Автобус может
просто-напросто обидеться и уехать. Не огорчайтесь, часто бывает,
что вы встретите его еще раз. Если вы случайно обогнали (на быстроходной
машине) уже раз не взявший вас автобус и вновь видите его - постарайтесь
застопить его вторично.

 Ник ехал из Волгограда в Москву и застопил "Икарус".
Водитель сказал: "Так и быть, всего за 50 тысяч до Москвы!"
Ник отказался, автобус уехал, Ник на машинах вскоре обогнал его. Через
некоторое время Нику опять встретился этот же "Икарус". Водитель
сказал: "Ну, как, не надоело еще ехать автостопом? Так и быть,
за 30 тысяч!" - Но Ник не сдавался. Уже подъехав к Москве,
на МКАД, Ник встречает этот же "Икарус" в третий раз. "Ну,
так и быть, садись!" - удивился водитель и бесплатно довёз
его до метро "Щёлковская".

 Андрей Винокуров с автором этой книги возвращались без
денег из Магадана домой. Под Пензой застопили автобус на
Беднодемьяновск. "Ну, мне не жалко, - сказал водитель, - ну а если
контролёры?" Автобус уехал, а мы следом уехали на машине. В качестве
"подарка" судьбы, автобус вскоре сломался и простоял около часа в г.
Нижний Ломов. Спустя некоторое время мы застопили его вторично. "Садись,
чёрт с вами!" - сказал водитель, и мы поехали в Беднодемьяновск,
а один из пассажиров подарил нам 5 тыс. руб.

 Метод "Рваные деньги" может быть применим в любом транспорте
с билетёром, особенно в городском и пригородном транспорте.

Для проезда необходимо заранее запасти драную купюру, например, в
10.000 рублей, разорванную и склеенную, или постиранную, или испорченную
другим образом, но так, чтобы сохранился хотя бы один серийный номер
и 55% площади деньги. Зайдя в автобус, спокойно ждите, когда вами
заинтересуется билетёр. Далее происходит такой диалог:
- Я не приму у вас эту бумажку!
- Ой, извините, другой нет.
- Выходите из автобуса!
- Билет давайте и сдачу не забудьте!

Наконец билетер оставляет вас в покое, драная деньга остаётся при
вас, и вы двигаетесь до места назначения. Если планируете ехать далеко,
нужно запасать более крупную деньгу - скажем, две десятки или
даже 50.000. Чем сильнее деньга попорчена, тем дольше она вам прослужит
универсальным проездным билетом. Если у вас нет крупных рваных денег,
берите много мелких, в сумме превышающих ожидаемую стоимость проезда.

При этом вы не рискуете ничем, кроме драной деньги. В худшем случае
(но крайне редко!) вы получите билет и сдачу. В лучшем - бесплатный
проезд.

В дальних междугородних автобусах, особенно там, где водитель
обилечивает сам, метод драной деньги применять не следует.

 Метод бедного студента - платный метод, хотя вы платите,
скажем, 50%, 20%, сколько можете. Его эффективность выше, чем метод
автобусного стопа. Но вы должны заранее решить, сколько можете
заплатить, и заранее иметь в кармане необходимую сумму. Застопив на
трассе автобус, вы спрашиваете водителя:

- Здравствуйте, можно с вами до Москвы?

Если водитель добрый, он говорит: садитесь, и дальше всё, как в
автобусном стопе. Но он может и ответить:

- Садитесь. 20.000 руб.

В случае автобусного стопа нужно было уговорить водителя или покинуть
автобус; сей же метод предлагает более либеральный выход:

- Ой, как дорого, я бедный студент, добираюсь автостопом, но я
могу заплатить только 4600 руб.

Тут возможно два варианта: 1) водитель соглашается на указанную вами
сумму везти до нужного вам пункта; 2) не соглашается. Если не
соглашается, вы просите провезти вас хоть сколько-нибудь - получается до
какой-нибудь деревни Дыркино. Не доезжая Дыркино, вы подходите к
водителю и скромно просите позволения продолжить своё путешествие, и
водитель обычно позволяет.

 ДВИЖЕНИЕ НА ГЛУХИХ ТРАССАХ

На магистральных автодорогах европейской России техника автостопа,
при владении ею, позволяет преодолевать большое расстояние за расчётное
время. Это и понятно. При плотности потока 50 машин в час вы быстро
уедете в любом случае.

Но есть в России дороги, где проходит 10-20 машин в день. Мы ездили
и по Колымскому тракту, где и три машины в день - удача, а водитель,
проезжающий 300 километров в день - лихой гонщик. С уменьшением
числа машин, по теории вероятности, вы будете наблюдать отклонения
от расчётного времени.

Между Уралом и Байкалом скорость автостопщика падает примерно на треть
относительно его скорости в Европейской России (летом - порядка
500 км за световой день), а в Забайкалье скорость автостопщика снижается
почти до нуля и понятие "расчётная скорость" исчезает.

 Великий, и, по-видимому, самый быстрый автостопщик мира
Андрей Пожидаев (ПЛАС N 62) совершил беспрецедентное путешествие
(1996 г) Питер-Владивосток на 109 попутных транспортах. Самый
тяжелый участок - от Чернышевска до Могочи (400 км. в Читинской
обл.) он двигался 5 суток. Ехал он на всём, что ему попадалось -
на машинах, мотодрезине и даже моторной лодке. На участке Могоча-
Сковородино он воспользовался локомотивами, а дальше опять вышел на
трассу и достиг г. Владивосток. Слава ему!

 Андрей и автор этой книги, двигаясь в Магадан, проехали
автостопом от Хандыги (Якутия) до Кадыкчана (Магаданская обл.) 700
км. за неделю! Из них мы двигались только полтора суток, а прочее время
находились в простое, ожидая машин или ночуя с водителями.  Оправдывает
нас лишь то, что рейсового сообщения по Колымской трассе не существует,
и проехать её быстрее НИКАК было нельзя.

...Однако, прежде чем вы, о читатель, достигнете столь отдалённых
регионов, прочитайте и другие главы сей книги, которые позволят вам
кое-где облегчить и значительно ускорить и там свое перемещение.

 НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ

 Можно ли ездить автостопом, не зная методов?

Многие так и делают. Если автостоп для вас - способ времяпровождения,
то вам некуда торопиться. Как у Джека Керуака ("В дороге"):

"Двое городских парней из Коламбуса, Огайо, футболисты школьной
команды. Они жевали резинку, перемигивались и распевали песни на ветру.
По их словам, за лето они собирались объездить автостопом всю страну.
- Мы едем в Лос-Анджелес! - крикнули они.
- Что вы там будете делать?
- Черт возьми, понятия не имеем! Какая разница!"

Если вы не знаете, зачем вы едете, вы можете ехать медленно, можете
вообще полдня стоять на месте и размахивать руками перед проезжающими
машинами. Но если вы знаете, зачем вы едете, вы испытываете естественное
желание ехать, а не стоять. Тут-то методы и помогут.

 Автостопом ездят только от безденежья?

По-разному. Одни - действительно оттого, что не могут заплатить
за билет; другие - оттого, что это удобно и быстро (скажем, Москва-
Ярославль или Питер-Псков по трассе проходится реально быстрее, чем на
поезде), третьи - потому, что это интересно (новые места, новые люди,
много общаешься, узнаешь)... В некоторых случаях, наконец, нет никакой
другой возможности проехать какой-либо маршрут - так, мы проехали
автостопом, например, Колымскую автомобильную трассу.

 ПОЕЗДА

Большинство крупных городов России и СНГ соединены железными дорогами.
Общая протяженность этих дорог составляет 140.000 км. Умение ездить
по железным дорогам (в поездах, электричках, дизелях, товарняках,
с билетом, без билета, в локомотивах и другими способами) полезно
и доступно каждому человеку.

Поезда бывают пассажирские, местные, пригородные, грузопассажирские,
почтово-багажные, хозяйственные, рабочие, грузовые и иные, - различные
по своему номеру (1-9098), внешнему виду и по методам проезда в них.
Классификацию поездов по их номерам смотрите в Приложении 1.

 ЕЗДА В ЛОКОМОТИВАХ

Случалось ли вам ездить в локомотивах товарных поездов? Нет, для этого
не обязательно поступать в техникум железнодорожного транспорта и
становиться машинистом.  Автостоп 2-го рода - езда в кабинах
локомотивов - широко применяется как путешественниками, так и
местным населением в глухих регионах (например, на Дальнем Востоке,
где почти нет автодорог и электричек, а также денег на оплату проезда).
Я видел, как на БАМе в заднюю кабину локомотива залезало (с согласия
машиниста) по 6-7 безбилетных пассажиров, и машинисты утверждали,
что это далеко не предел.

Распространено мнение, что в локомотивы подсаживать не будут, потому,
мол, что это запрещено. Однако подсаживают! Технология езды на
локомотивах, детально разработанная А. Воровым, а впоследствии и Ф.
Леонтьевым из ПЛАС, делает ваш успех не случайным, а закономерным.
Автостоп 2-го рода оказывается весьма удобным, а порой и единственным
средством передвижения. Изучим сущность его.

Понятно, что никто из мудрых не стоит на рельсах, пытаясь остановить
движущийся товарный поезд (хотя при некоторых условиях, вероятно,
он может застопиться). Сущность метода - ожидать нужный локомотив
на грузовой станции и договариваться с машинистом во время стоянки.
Ехать можно не со всякой станции, а с крупной, являющейся, как говорят
железнодорожники, станцией переприцепки.

Итак, вы на грузовой станции, где формируются товарняки в нужную вам
сторону. Внимание! Грузовая станция часто не совпадает с пассажирской!
Узнать, где формируются товарняки, можно у железнодорожников.

Если на станции в данный момент  нет сформированных составов
в нужную сторону, найдите дежурного по станции (или диспетчера). Как
найти его, вам объяснит любой железнодорожник. Дежурный по станции
обычно сидит за большим пультом в помещении с надписью "Посторонним
вход воспрещён!" Постучитесь и войдите туда.

- Здравствуйте! Не подскажете, когда ближайший состав на Лопчу?

Помните! Грузовые поезда не имеют заранее определённого расписания!
А дежурный по станции ведает о движении поездов только на своём и
соседних участках. Поэтому он может сказать: пока нет, когда будет
- не знаю. Также вы можете услышать ритуальную фразу: "А вы
знаете, что на грузовых поездах ездить запрещено?" Объясните,
что вы будете ехать только в случае согласия машиниста. "Ну-ну,
- может ответить дежурный (или диспетчер), - вон, на пятом
пути формируется поезд, попробуйте".

Движение товарняков на нужное направление может оказаться разной
интенсивности
- от одного до десятков в день. Пока нет локомотива, можно найти
рабочую столовую (на каждой большой станции) - там можно дёшево
и вкусно поесть. Например, в Муроме, в январе 1997, в деповской
столовой, обед на двоих нам обошёлся в 3352 рубля (стоимость одной
буханки хлеба в Москве). Обычно такие столовые работают круглосуточно.
На маленьких станциях столовых нет, но у дежурного есть электроплитка;
попросите разрешения поставить чай; расскажите, какие вы удалые
путешественники, подружитесь с железнодорожниками, это может помочь при
вписке в локомотив.  Параллельно следите, не созрел ли состав.

Когда вы увидите, что поезд сформировался, но локомотива еще нет,
- летом полезно провести осмотр состава на предмет наличия пустых
(полупустых) вагонов, чтобы проехать в них в случае отказа машиниста.
Зимой ехать в товарном вагоне (особенно открытом) не следует из-за
холода. Наиболее удобен для проезда товарный вагон с крышей, называемый
"теплушка", "столыпинский вагон", "бич-вагон" и проч., разумеется, если
он пустой и хотя бы одна из двух дверей его не заперта.

На станции, особенно крупной, вас может обнаружить охранник. Он может
помешать вашему движению и прогнать вас со станции. Но не убегайте
от него, чтобы он не подумал, что вы из железнодорожных воров. Напротив,
чем ярче и круче вы выглядите, тем лучше. Имейте паспорт, неплохо
и какой-нибудь документ, командировочное удостоверение или иное
свидетельство, что вы - "не просто так". Если вы в комбинезоне, с
рюкзаком, и вообще отличаетесь от местных бичей - это вам на руку. Но
можно и не иметь комбинезона, командировочного удостоверения и т.п.:
главное - ваше спокойное, уверенное поведение.

Когда мы видим локомотив, уже прицепленный к нашему поезду, или
одиночный локомотив (следующий резервом), ожидающий сигнала светофора, -
быстро бежим к нему. В локомотиве машинист сидит справа, а помощник
- слева. Обращаться надо именно к машинисту.

- Здравствуйте! Можно с вами на Урушу? Мы путешественники, едем
туда-то и затем-то, ... - объясните, что вы не простые бомжи.


Если машинист сказал "нет", попробуйте уговорить его. Помните,
автостоп 2-го рода существует! Вероятность успешной подсадки зависит
от местности; в глухих регионах (республика Коми, трасса БАМа...)
берут два локомотива из трёх, в центральной России и на Транссибе
- возможно, один из трех.  Чем ближе цивилизация, тем реже берут
в локомотив, и наоборот. В локомотив пассажирского поезда берут реже,
чем в локомотив товарного.

Когда согласие получено, быстро поднимайтесь в дверь, ведущую в заднюю
секцию локомотива (если машинист специально не пригласил в переднюю).
В задней кабине находятся два (иногда три) сиденья, часто - охранник,
а иногда - уже и прочие пассажиры.

Пребывая в задней кабине локомотива, ведите себя тихо, не трогайте
никаких рычагов. Можно лечь спать - на полу кабины, постелив
предварительно коврик. Несколько раз в час в заднюю кабину заходит
помощник машиниста, щёлкает тумблерами, смотрит на приборы. Подружитесь
с ним. Вас могут позвать в переднюю кабину - сходите, подружитесь и с
машинистом тоже. Проходя из задней кабины в переднюю (и наоборот),
соблюдайте максимальную осторожность! Без нужды в переднюю кабину
переходить не следует - это опасно, можно в полумраке налететь на какой-
нибудь прибор 27.000V или зацепить вращающийся вентилятор.

Товарняки могут идти и несколько тысяч километров, но локомотивная
бригада обычно сменяется через каждые 4-5 часов (200-350 км) -
на каждой крупной станции. С каждой новой бригадой надо договариваться
отдельно, если машинист сам не замолвит словечко перед следующим
машинистом.

Если поезд идёт в нужную сторону, но  машинист отказывается брать
вас в локомотив, спросите, можно ли подсесть в какой-нибудь пустой
вагон. Ехать можно как в случае положительного ответа, так и
отрицательного; но согласие машиниста желательно в случае неприятности с
охраной. Как уже упоминалось, часто в локомотиве едет охранник. Его
миссия - не допускать проезда всяческих автостопщиков, поэтому, если
в задней кабине обретается человек, будьте осторожны, идите по
возможности в конец поезда, если время позволяет.

К хвосту поезда подцепляют малоценные грузы и пустые вагоны, и среди
ближайших к хвосту состава обычно бывает пустой вагон-теплушка, где
можно ехать. К товарнякам с ценными и опасными грузами обязательно
прицепляют с хвоста 1-2 пустых вагона, часто они открыты. Желательно
заранее обнаружить их; но, если вы пришли на станцию, поезд готов,
машинист не берёт - грузитесь в любой вагон, кроме вагона с углем.
В некоторых товарных вагонах иногда имеются специальные площадки,
а на них - безопасное сиденье, под навесиком. Первичное предназначение
их автору неясно, но безбилетствующие в тёплую погоду часто пользуются
ими.

Если дорога не электрифицирована, избегайте первых вагонов, в коих
дым от тепловоза достанет вас.

Двигаясь зимой, избегайте проезда в холодных, продуваемых ветром
вагонах, чтобы не погибнуть от холода!

Также: перемещаясь в товарняке (в вагоне его), помните, что остановка
поезда по требованию "пассажиров" бывает только на БАМе. В
других случаях товарняк может ехать без остановки километров 300.

 Один человек, сказывают, решил пройти пешком вдоль Московской
окружной железной дороги (в черте г. Москвы). Вдруг он увидел товарняк
и решил подъехать на нём. Но товарняк так разогнался, что человек
никак не мог слезть и достиг г. Бологое (331 км. от Москвы), откуда
долго не мог вернуться.

(Если вы едете в кабине, и вам потребовалось выходить, на неоживленных
линиях машинист может снизить скорость до 10-20 км/час, чтобы вам
удобно было прыгать. Если у вас есть перчатки, наденьте их, чтобы
не ободраться в случае падения.)

...Достигнув станции, где локомотив отцепляется или меняется
локомотивная бригада, повторите процедуру впрашивания в локомотив. Если
следующая бригада вам откажет, опять садитесь в товарный вагон, а лучше
ищите дежурного по станции (диспетчера) и выявляйте, когда будет
следующий состав в нужную вам сторону.

Распространена гипотеза, что, в отличие от товарных,  локомотивы
пассажирских поездов "вообще не берут". Если грузовая станция
совмещена с пассажирской - попробуйте! Конечно, здесь вас возьмёт
далеко не каждый машинист. Но - примеров успешного проезда
предостаточно.
Пробуйте!

Двигаясь автостопом 2-го рода, можно рассчитывать на 500-600 км. в
сутки, а на двухпутных ж.д. магистралях с большим грузопотоком -
и на большее (до 800-1000 км). В Европейской части России автостоп
2-го рода может показаться сравнительно медленным средством (однако
дающим возможность выспаться и обсохнуть), а вот далеко, за Уралом,
езда в локомотивах быстрее, чем езда на попутных машинах.

 ИНОЗЕМНЫЕ ПОЕЗДА

Можно ездить и в пассажирских поездах, причём не покупая билета и
не вводя в заблуждение проводников. Среди поездов можно выделить те,
проезд в которых наиболее прост. Это так называемые  "иноземные
поезда" .

Каждый поезд и вагон имеет свою станцию формирования. Знать станцию
формирования состава полезно всякому путешественнику. Поезд,
сформированный в какой-либо стране СНГ, является движущейся территорией
той страны.  Поезда нероссийского формирования на территории России
российскими контролерами обыкновенно не проверяются! Всею полнотой
власти там обладает начальник поезда и проводники, бдительность коих при
движении по иным странам сильно притупляется, да они и ничем не рискуют.
То же относится и к российским поездам при движении по Казахстану,
Узбекистану, Украине и т.д. - они не интересуют тамошних прихватчиков.

(Теоретически, в составе одного поезда могут быть вагоны разных станций
формирования. Видимо, и способы проезда в них будут различны.)

Узнать регион формирования данного пассажирского вагона можно так.
На вагоне, сбоку, имеются таинственные цифры (три цифры 0XX, а под
ними еще пять YYYYY). Три из этих цифр (в верхнем ряду) обозначают
железную дорогу формирования вагона, согласно нижеприведенному перечню.
Звёздочками обозначены "иноземные" (не российские) железные дороги.

 01-07: Октябрьская, *08-12: бывшая Прибалтийская (ныне
Калининградская, Литовская, Латвийская, Эстонская), *13-16: Белорусская,
17-23: Московская, 24-27: Горьковская, 28-31: Северная, *32-34: Юго-
Западная, *35-38: Львовская, *39: Молдавская, *40-41: Одесская, *43-44:
Южная, *45-47: Приднепровская, *48-50: Донецкая, 51-53: Северо-
Кавказская, *55: Азербайджанская, *56-57: бывшая Закавказская (ныне
Армянская, Грузинская), 58-59: Юго-Восточная, 61-62: Приволжская, 63-65:
Куйбышевская, *67: Западно-Казахстанская, *68-69: Целинная, *71-72:
Алма-Атинская, *73-75: бывшая Среднеазиатская (ныне от неё отделились
Таджикская и Кыргызская), 76-79: Свердловская, 80-82: Южно-Уральская,
83-85: Западно-Сибирская, 86-87: Кемеровская, 88-89: Красноярская, 90-
91: Байкало-Амурская, 92-93: Восточно-Сибирская, 94-95: Забайкальская,
96-97: Дальневосточная.

Примеры удачного и совершенно бесплатного проезда (с согласия
проводников) в иноземных поездах вы можете почерпнуть из моей книги
"Вперёд, к Магадану!" (в поезде Красноярск-Алма-Ата 451 км, в поезде
Петропавловск-Челябинск 525 км, в поезде Ташкент-Москва 70 км), а также
из опыта других продвинутых людей.

Точности ради стоит заметить, что изредка иноземные поезда все же
проверяются. Так, поезда Москва-Ташкент и Ташкент-Москва проверяют
неподалёку от Москвы два важных  узбекских контролёра. Также
отмечен случай проверки российского поезда на территории Украины.
Но это, скажем прямо, скорее исключение, чем правило.

Что же касается поездов (и вагонов), следующих в дальнее зарубежье:
Москва-Пекин, Москва-Хельсинки и т.д. - можно ли их отнести в
категорию иноземных со всеми вытекающими последствиями? - мне
неизвестно.

 ПРОЕЗД В ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДАХ

В предыдущих изданиях книги для проезда в обыкновенных пассажирских
поездах были рекомендованы следующие рецепты: покупка билета на одну
остановку, поездка на крыше вагона, тайное проникновение в "гроб"
(рундук), ящик для белья, стояк для угля и иные. К счастью, за последнее
время наука ушла далеко вперёд, и сейчас, на исходе XX столетия, у
нас нет необходимости прибегать к подобным извращениям.

Мудрец, билета не имея, но при этом - никого не обманывая, едет
спокойно на полке в вагоне поезда;
в то же время человек немудрый, тоже билета не имея, содержится на
крыше этого же вагона и страдает от холода, голода и контактного
провода.

Проще всего подсаживаться в пассажирские поезда на больших станциях,
где поезд стоит не меньше 15 минут. Вы должны хорошо представлять
себе, до какой станции вы желаете ехать. Двигаться на одном поезде,
скажем, от Хабаровска до Москвы - недопустимое буржуйство, и вряд
ли кто повезёт вас так далеко. Но километров триста - вполне!
Вы должны желать достичь, как минимум, следующей крупной станции,
где поезда имеют длительную стоянку.

1).  "Мудрейший пассажир". В каждом поезде имеется начальник
поезда. Без разрешения оного проводники вряд ли вас пустят. Спросите,
в каком вагоне начальник поезда (обычно - где-то в середине),
и бегите к нему:
- Здравствуйте! Кто начальник поезда?
- Это я. Что вам нужно?
- Пустите, пожалуйста, проехать хотя бы до Тынды. Мы путешественники,
из Магадана домой, в Москву возвращаемся, а деньги кончились, на
перекладных приходится ехать. Пустите, пожалуйста.

Важно: сперва просьба, потом мотивация, обоснование. Это обязательное
правило, чего бы вы ни просили. "Дайте половинку хлеба, у нас
нет денег". "Пустите проехать, мы путешественники, едем оттуда-то
и туда-то". "Пустите переночевать, так-то и так-то". Если
после первых слов тебе отказали, спрашиваемый человек имеет возможность,
выслушав окончание твоих слов, изменить свое решение, например: "Ну,
вообще-то мы не возим, но раз путешественники, садись". Или: "Ну,
вообще я сейчас не вписываю, но раз уж больше некуда, приходи".
Если же ты сначала "тянешь резину", рассказывая, кто ты есть
и откуда, а потом вдруг просишь, и тебе откажут, - тебе больше
нечего сказать, и ты уходишь.

Убедившись в вашей мудрости, начальник поезда вам говорит, например:
"Ладно, идите в первый вагон." Это происходит в среднем в 50% случаев; в
цивильных регионах заметно реже, скажем, 25%, но это компенсируется

Секция 2 из 5 - Предыдущая - Следующая

Вернуться в раздел "Основы автостопа" - Обсудить эту статью на Форуме
Главная - Поиск по сайту - О проекте - Форум - Обратная связь

© faqs.org.ru