faqs.org.ru

 Главная > Путешествия и туризм > Основы автостопа >

Учебник Антона Кротова по автостопу

Секция 1 из 5 - Предыдущая - Следующая
Все секции - 1 - 2 - 3 - 4 - 5

                  Практика Вольных Путешествий

                          Антон Кротов


 ПРЕДИСЛОВИЕ

 Наше время породило много книг о том, как человеку выжить.
Из них мы узнаем, как в тундре без спичек развести костер, найти и
приготовить еду, как построить укрытие и заночевать в зимней тайге
и чем питаться в открытом море. Казалось бы, можно выжить в природной
среде, вообще не имея ничего. А в человеческой?

  Из этой книги вы узнаете, что в человеческом обществе можно
выжить не хуже, чем в тайге. Вы узнаете, как, не имея большого толстого
кошелька, достичь любого города России и даже, при необходимости,
пересечь всю страну (без рубля денег!). Вы узнаете, как переночевать
в любом городе или деревне, где у вас нет никаких знакомых, узнаете,
как общаться с контролерами и милиционерами, с местными жителями и
со своими родителями, и как относиться к людям и миру, чтобы такие
путешествия доставляли вам радость.

  Все методы, изложенные здесь, проверены на практике. Более
того - они рождены практикой. Это обобщение опыта многих и многих
вольных путешественников, и я надеюсь, что этот опыт окажется полезен
и вам.

  Я буду рад вашим отзывам и добавлениям к этой книге, которые
можно направлять по адресу: 125445, Москва, Ленинградское шоссе,
112, корп.2, кв.547, Кротову Антону.

 АВТОСТОП

Автостоп - это бесплатное передвижение на попутных машинах. Есть
два ложных мнения относительно автостопа. Одно из них гласит: "сейчас
просто так не берут" (или: "кто ж тебя повезет за просто так?").
Другое мнение заключается в том, что "остановить нужную машину
- чистая случайность", "невозможно предугадать, когда
ты доберешься" и т.п.
К счастью, эти мнения неверны. Они опровергаются
опытом многочисленных автостопщиков (в том числе и моим). Нас почему-то
берут (как в легковые машины, так и в грузовые), везут, не требуя
денег за проезд, и, помимо всего этого, процесс автостопа является
управляемым.

Как и любой деятельностью, автостопом можно заниматься как
профессионально, так и стихийно, по надобности, от случая к случаю.
"Стихийный" автостоп, не имеющий определенных методов и правил, возник с
появлением автотранспорта еще в первые десятилетия XX века. В наши дни
очень многим людям приходилось где-либо останавливать машины и ехать в
них, иногда и бесплатно, но далеко не все они знают, что сведения об
автостопе могут быть сведены в определенную систему, позволяющую сделать
автостоп мощным универсальным средством перемещения.

Человек, освоивший методы автостопа, передвигается по автодорогам
России и всего мира, преодолевая до 1000 километров в сутки и даже
больше, со средней скоростью (в России, днем, на магистральных дорогах)
порядка 55 км/час. Например, стартуя из Москвы, за один день можно
попасть в Петербург, или Киев, или Минск, или Харьков; за сутки -
в Петрозаводск, или Самару, или Брест, или Ростов-на-Дону. При этом
вам совершенно не потребуется денег на оплату проезда, и вы не будете
никак привязаны к расписаниям поездов и электричек, двигаясь подчас
быстрее их. Кроме того, ваше путешествие станет более познавательным,
вы увидите и узнаете то, что никогда бы не узнали, и - почувствуете
настоящий аромат дороги.

 УЧЕНИЕ АВТОСТОПА

В России существует несколько школ (направлений) автостопа. Наиболее
солидной является  Петербургская Лига Автостопа (ПЛАС),
основанная еще в 1978 году. Президент Лиги Алексей Воров проехал
автостопом более 1.100.000 километров, что является непревзойденным
рекордом.
Уже много лет А.Воров обучает людей автостопу - не просто ездить
на попутных машинах, а ездить на них быстро и как можно быстрее. Для
этого автостопщики посещают лекции, участвуют в гонках (соревнованиях
на скорость), применяют специальное снаряжение... Квалифицированный
гонщик ПЛАС реально проезжает (летом, по магистральным автодорогам
России) 1100-1500 километров в сутки, эффективно двигаясь как днем,
так и ночью, по своему желанию. Внешне гонщики ПЛАС легко отличимы
на трассе по характерным ярким желтым комбинезонам.

Кроме передвижения на автомашинах (так называемого автостопа 1-го
рода) в ПЛАС разработана и используется технология движения в кабинах
локомотивов (автостоп 2-го рода), а также, в меньшей мере, автостоп
3-го и 4-го рода - Гидростоп и аэростоп.

 Наибольшее достижение Лиги - кругосветная экспедиция "Автоколумб"
(1992-93). Её участники совершили путешествие автостопом вокруг всего
земного шара, не пользуясь никаким рейсовым транспортом, пройдя по
трассам 25 стран Евразии, Северной и Южной Америки.

 Летом 1996 года один из членов Лиги, Филипп Леонтьев, совершил
путешествие из С-Петербурга в Дакар (Сенегал, Африка) и обратно, пройдя
автостопом 16.000 километров по территориям 15 стран. На это ему
потребовалось два месяца и 197 транспортов, включая попутный самолет
(Нуакшот-Лиссабон), груженый мороженой рыбой.

В последнее время из ПЛАС выделилось еще два клуба. Петербургская
Гильдия автостопа похожа на ПЛАС, там тоже проводятся гонки,
обучение новичков и проч. Члены другого клуба -  Команда "УЛЬТРА
автостоп" специализируются на экстремальных путешествиях. Так,
в августе 1997 было проведено путешествие авиастопом на Камчатку и
обратно.

Вторая школа - она так и называется  "Школа Автостопа"
- существует в Москве с 1994 г. Создал её московский автостопщик,
Валерий Шанин, автор книги "Хитч-хайкинг: автостопом по США и
Европе" (Москва, 1994). Его автостопный стаж - около 100 тыс.
километров. Основной интерес В.Шанина - страны Запада; члены "Школы
автостопа" объездили, по-моему, всю Европу - как с визами,
так и без оных.

В нашей стране В.Шанин приобрел известность, проведя несколько
мероприятий, названных им "Чемпионат России по автостопу", "Чемпионат
Москвы" и др. Эти мероприятия привлекли большое внимание средств
массовой информации. Однако, организованы они были на весьма низком
уровне.

Внешне Шанина и его последователей можно узнать на российских
дорогах по поднятому большому пальцу, которым они обыкновенно
голосуют.

Есть и совсем необычная тусовка - любителей городского автостопа.
Её основал питерский человек mc Hammer. Учение о городском автостопе
имеет как практический, так и спортивный интерес; неоднократно
проводились даже массовые гонки автостопом по С-Петербургу и Москве,
доказавшие реальную применимость и пользу методов. Я хотел поместить в
этой книге и учение mc Hammer'а, но оно не поместилось.

Есть в автостопе и обширное хипповское направление, пожалуй, наиболее
древнее и многочисленное. Сотни и тысячи волосатых людей, передвигаясь
по трассам, накопили за десятилетия колоссальный и неповторимый опыт
автостопа. Жаль только, что их опыт никак не суммирован, - поэтому
технология автостопа, применяемая ими, не движется к совершенству.
А обмен сведениями, накопление опыта, играют большую роль всюду (в
том числе и здесь). Именно поэтому, как попытка систематизации, как
обобщение опыта многих и многих вольных путешественников, и написана
эта глава, да и вся книга.

В 1995 году в Москве появилась еще одна школа -  Академия вольных
путешествий (АВП). Основал её автор этой книги. Цель АВП -
находить, собирать и распространять информацию, связанную с вольными
путешествиями. Ученые АВП собирают расписания пригородных поездов,
автобусов, теплоходов, сведения о сущности трасс и позиций на них,
координаты мест, где можно переночевать, монастырей... Одним из трудов
АВП является книга, которую вы держите в руках.

Также проводятся "лабораторные работы" (например, массовые
поездки автостопом и на электричках) и большие путешествия. Желающие
присоединиться к АВП могут позвонить по тел. в Москве (095)457-89-49.
 Координаты всех остальных известных автору клубов автостопа приведены
в Приложении 4.

Читатель! Если твой опыт позволяет дать советы, замечания и
рекомендации как автору этой книги, так и другим
путешественникам - пиши, звони, буду рад знакомству!

 ВЫБОР МАРШРУТА

При движении автостопом надо заранее представлять себе маршрут -
не только через какие города, но и по каким дорогам он пройдет. Среди
путей, соединяющих два города,  самый короткий - не обязательно
самый быстрый! Количество машин, их скорость, характер движения,
качество покрытия на разных дорогах сильно различаются. На одних дорогах
автостоп удобен, на других непредсказуем, а третьи дороги, указанные
в атласе, уже давно заросли бурьяном, и движения по ним нет.

При выборе нового, неизвестного вам маршрута можно пользоваться двумя
правилами:

1).  Классификация автодорог. Автодороги на территории России
и бывшего СССР классифицируются по значению. Каждая дорога имеет своё
обозначение, состоящее из буквы (это может быть М, А, Р, Н) и номера,
например: М60, Р418.

 М - "магистральные дороги общесоюзного значения"
(например, М1: Москва - Минск - Брест). Эти дороги, соединяющие
крупные города, почти всегда асфальтированы, большой поток машин,
много дальнобойщиков. Возможен автостоп.

А - "прочие дороги общесоюзного значения" (например,
А114: Санкт-Петербург - Вологда). Машин обычно меньше, чем на
магистральных дорогах. Тут ездить уже труднее.

 Р - "дороги республиканского значения". В реальности
это могут быть зимники, проходимые лишь вездеходами, а могут быть
и более-менее приличные дороги. Автостоп не всегда возможен.
Преобладание местного движения.

 Н  - дороги местного значения. В реальности их может вообще
не быть. Если дорога всё же есть, то движение на ней местное -
между всякими колхозами и деревнями. Планировать маршрут по ним
нежелательно. Особенно тоскливо попадать на такие проселочные дороги
вечером и ночью.

Планируя новый маршрут, помните, что лучше (в смысле: обычно быстрее)
проехать 500 км по "общесоюзным" М-дорогам, чем 300 км по
"республиканским"; лучше проехать 300 км по "республиканским",
чем 100 км по местным пройти пешком за отсутствием транспорта.

 Из Москвы в Обнинск можно проехать двояко: по старому Калужскому
шоссе (А101) и по Киевскому (М3). Хотя эти дороги примерно одинаковой
длины (84 и 89 км соответственно), по Киевскому шоссе вы доедете
автостопом за 2 часа, а по старому Калужскому... - попробуйте.

 Из Москвы в Юрьев-Польский можно проехать несколькими способами.
1) По М5 до Владимира, затем по Р118 до Юрьева-Польского; 2) по А103
до Черноголовки, затем по местным дорогам. Первый маршрут (228 км)
проходится за 4-5 часов, второй, более короткий (141 км) проходится
за долгое время.

2).  Анизотропия. Скорость и успех автостопщика зависит от направления
его движения. Наибольший поток машин, наилучшее качество покрытия
и наибольшие успехи в автостопе наблюдаются на шоссе, ведущих в Москву
(из Москвы): это тяготение к Москве ощущается даже на расстоянии 2000
км. Неплохо ездить по трассам, ведущим в Питер (из Питера) или в любой
другой мегаполис, скажем, Челябинск: такие города "стягивают к
себе" машины с расстояния в несколько сотен километров.

И наоборот: дороги, перпендикулярные основным, для автостопа лучше
не использовать. Повторюсь: лучше сделать крюк и проехать лишних 200
км, чем пройти пешком лишних 50; лучше лишних четыре часа проехать
в машине, чем лишних шесть часов простоять на трассе.

Так же областные (краевые, республиканские...) центры "тянут на
себя" машины из области (края, республики...). Райцентры притягивают
локальные машины из района.

На границе областей машин меньше, чем в центре области. Трасса,
пересекающая три области, проходится труднее, чем такая же по качеству и
расстоянию, но в пределах одной области.

Мегаполис и любой город подобен магниту, стягивая машины из всех
окрестностей. Чем больше магнит, чем дальше от него другие магниты, тем
больше его радиус действия. Движение "по силовым линиям" приведёт к
успеху, движение поперёк силовых линий - труднее. Между двумя магнитами
(на границе областей) силовое поле отсутствует, машин меньше всего,
автостопщик дольше всего "торчит".

 Двигаясь из Владимира в Рязань, не поддавайтесь искушению
срезать путь через Спас-Клепики (232 км), а выбирайте обходной путь
через Москву (343 км). Пытаясь сократить дорогу, вы можете просто
застрять.

Каждому человеку полезно иметь Атлас автодорог. Наиболее
распространены Атласы минского издательства, выпускаемые ежегодно. Эти
атласы охватывают всю территорию бывшего СССР. К сожалению, вплоть до
1997, из года в год эти атласы содержали в себе одни и те же ошибки.
Одни дороги, обозначенные как "Асфальт", никогда не были асфальтированы,
другие проходятся только пешком, третьи дороги, по которым ежедневно
проезжают сотни машин, в Атласе не показаны вообще. В 1997 году в
продаже появились новые минские атласы - многие ошибки там устранены,
но некоторые, наоборот, появились. Ещё лучше иметь зелёный атлас омского
издательства, содержащий многие мелкие дороги и даже автозимники Сибири;
его основной недостаток - страны СНГ, кроме России, показаны плохо
(не подробно). В любом случае помните, что Атлас, как и любую мудрую
книгу, не стоит воспринимать буквально, и за ваше застревание на трассе
картографическое издательство ответственности не несёт!

В апреле-мае многие дороги закрываются  "на просушку" .
Просушка означает, что машинам больше определённой нагрузки на ось
(обычно 5 тонн/ось) запрещается ездить без специального пропуска.
Пропуск стоит больших денег; машины без пропуска платят каждый раз
ГАИшникам или дорожным мастерам. Это следует учитывать, т.к. просушка
уменьшает количество машин - особенно на мелких дорогах! На местные
"закрытые" (т.е. "просушивающиеся") дороги особенно
не следует соваться в выходные дни, когда мало "рабочих" машин.

 ПОЗИЦИЯ НА ТРАССЕ

Понятие  позиции - одно из основных в автостопе. Ваш успех
в большой мере зависит от того, как вы умеете находить позиции -
удобные места для голосования. На хорошей позиции водителю легко и
удобно остановиться, и вы быстро уедете; в то время как на плохой
позиции можно простоять несколько часов, пропустить сотню машин и
не остановить ни одной.

Хорошие позиции встречаются на трассе нечасто, ради них стоит иногда
пройти даже несколько км пешком, зато потом оттуда быстро уехать.
Ради них стоит иногда выгрузиться из машины на 10-20 км раньше, чем
пункт назначения машины, зато потом быстро поймать машину на 100-200
км дальше.

Самые плохие места для голосования: на мосту, под мостом, в тоннеле,
на эстакаде, в зоне действия знака "остановка запрещена",
на крутом подъёме или спуске, а также в черте населённого пункта.
Голосуя в этих местах, вы резко снижаете процент машин, которые вам
остановятся. На автобусной остановке голосовать тоже не рекомендуется
- вас могут принять или за нетерпеливого пассажира опаздывающего
автобуса, или за человека с деньгами.

Стоя на автобусной остановке, вы позволяете водителю подумать: "Этот
и так на автобусе уедет". (А идя пешком и попутно подголосовывая,
вы позволяете думать: "Этот и так дойдёт".)

Теперь найдём хорошие позиции. На трассе можно найти  особенности
- точки, перед которыми водители становятся более внимательными
и снижают скорость. Это будут:
1) посты ГАИ, границы и таможни,
2)перекрёстки, разветвления дороги,
3) железнодорожные переезды,
4) большие дефекты покрытия (скажем, по асфальту полоса щебёнки),
5)светофоры, и т.д.

Наличие таких особых точек очень важно. Позиции перед ними являются
неудачными: внимание водителя направлено на ожидающую его неприятность,
а не на автостопщика, поэтому, например, перед постом ГАИ или таможней
не остановится практически никто. Или, если дорога впереди разветвляется
на две, - перед развилкой тоже не остановится почти никто (потому что
неясно, в какую сторону ты едешь).

Наоборот, после таких точек вероятность остановить машину резко
увеличивается. Поэтому следует, выбрав себе место в 20-30 метрах за
особенностью (за постом, за ж/д переездом, за полосой щебёнки), дальше
уже не уходить, а ожидать успеха в автостопе.

Также хорошо голосовать на изгибах трассы, где водитель притормаживает,
особенно - на левом повороте (при левом повороте дороги стопщик
виден издалека, в то же время на правом повороте он появляется внезапно,
как бы из-за угла). Но зимой, при гололёде стопить на повороте
категорически не рекомендуется, во избежание аварии.

Если я пытаюсь кого-нибудь застопить и внешне всё нормально, но "никто"
не останавливается (скажем, прошло 50 машин) - значит, позиция
выбрана неудачно. Вероятно, впереди, в 1-2 километрах, развилка или
пост ГАИ. Необходимо расслабиться, пройтись пешком - сменить позицию.

Если я пытаюсь куда-либо уехать, но останавливаются только местные
и говорят, что с ними нет смысла ехать, т.к. они едут недалеко, -
со словами: да ничего, мне главное с этого места уехать, тут никто
не останавливается, - надо с ними ехать, это реальный шанс улучшить
позицию.

Критерии хорошей позиции: 1) тебя хорошо видно издали; 2) водителя
никто не отвлекает и не отпугивает (например, ГАИшники); 3)
остановившаяся машина не должна создавать помех движению других машин.

Ночью, если у вас нет фонарика, важно, чтобы позиция была освещена.
В тёмной одежде на неосвещенной трассе человек, даже если не будет
сбит машиной, не достигнет успеха в автостопе.

Полезно, выходя на трассу, заранее знать основные (наиболее удобные)
позиции на ней.

 ТЕХНИКА ГОЛОСОВАНИЯ

Голосование - это обмен жестами между автостопщиком и водителем.
Сначала нужно выделить (хотя бы для себя) из потока машин именно ту,
к водителю которой вы будете обращаться. Смотреть надо водителю в
глаза (а не на свои ботинки или в носовой платок).

Как именно поднимать руку - существует несколько вариантов. 1)
Рука вытянута параллельно дороге, кулак с оттопыренным большим пальцем
- жест употребляется в Европе и усердно вводится в употребление
в России Валерием Шаниным. 2) Рука согнута в локте, пальцы направлены
вертикально вверх - этот жест, видимо, вызывает ассоциацию с жестом
приветствия у дальнобойщиков. 3) Рука просто протягивается параллельно
дороге, как шлагбаум.

Но сущность не в этом. Жест обязательно должен быть энергичным и
направленным именно на этого водителя. Жест должен
останавливать, а не напоминать протянутую руку нищего ("Пода-а-а-
айте мне, бедному, маши-и-ну!")

Голосуйте, как вам нравится. Нельзя голосовать с мыслью: "Ну,
этот точно не остановится, на всякий случай подниму руку..." Не
рассеивайте внимание, а поднимайте руку, напротив, с уверенностью
в успехе. Если нет уверенности в успехе - лучше пропустить машину-
другую, съесть конфетку.

В любом случае следует избегать "эффекта столба", когда автостопщик
стоит неподвижно с протянутой рукой, никак не отличаясь от окружающей
местности (да и устанешь держать руку).

Если водитель не хочет остановиться, он, как правило, пытается
"оправдать" перед вами своё поведение. Например, он может провести рукой
по горлу (перегружен, мест нет), показать пальцем вправо или влево (мол,
скоро поворачиваю), и другими жестами пояснять, что он-де, очень рад,
мол, взять, но, сам понимаешь, никак не может. Отсутствие реакции со
стороны водителя говорит о том, что автостопщик делает что-то неверно.

Автостопщик может попробовать убедить водителя: если мест нет, сделать
жест уплотнения; если водитель "поворачивает", можно тоже
показать в ту же сторону пальцем и кивнуть (пусть довезёт хоть до
поворота, если здесь плохая позиция); или наоборот, пальцем показать,
что едет далеко. Если виден номер машины, и он относится к пункту
назначения (см. Приложение 2: Номера автомашин), можно указать пальцем
на номер; если видно, что кузов пустой - указать на кузов, ...,
и вообще, вести себя как можно активнее в те 5-7 секунд, пока длится
"разговор" с водителем. Если машина всё же не остановилась,
надо не огорчаться, а оставаться на месте и высматривать следующую
машину. Поначалу вам может остановиться только 30-я или 50-я машина
- но это не значит, что "машины не останавливаются", а
только то, что вы ещё не натренировались останавливать их.

 Голосование в паре: Один голосует, а другой тоже участвует
в немом диалоге, но не копирует первого. Когда машина остановилась
- при большом потоке тот, кто голосовал, бежит к ней, а другой
продолжает голосовать. При малом потоке подбегают оба. На скоростных
дорогах полезно разойтись метров на 50 и голосовать обоим: часто первого
проскакивают из-за скорости или боязни, а второго замечают.

Голосовать на ходу не следует, т.к. идти приходится лицом вперёд,
машины появляются сзади, а голосовать спиной неудобно. Всё время
приходится вертеться. Идти - так идти, стоять - так стоять (голосовать),
а одновременно это неполезно. Обычно до пункта назначения дойти пешком
будет трудно, и ощутимой прибавки к расстоянию всё равно не будет.

Если машин очень много (скажем, 3-4 в минуту), быстро, выбрав более-
менее приличное место, не отвлекаясь, начинайте голосовать. Если машин
мало (скажем, 3-4 в час), выберите позицию тщательнее и "пускайте корни"
на ней. Если машин совсем мало (скажем, 3-4 в день), а дальше по трассе
ожидается резкое усиление потока - только в этом случае идите
вперёд, прислушиваясь, не грядёт ли машина сзади.

 Таблички. Можно голосовать, используя табличку с указанием
пункта назначения. Этот метод особенно часто применяют на Западе;
но и на наших дорогах порою встретишь бабульку с мешком и большим
полотном "КАШИРА". Применяя табличку, помните, что: 1) табличка
не заменит хорошей позиции - на большой скорости её просто не
успеют прочесть; 2) размахивая табличкой с надписью "ИРКУТСК"
или другим удалённым пунктом вы отбраковываете более близкие машины,
хотя они-то и могут оказаться весьма быстроходными и полезными для
вас. Мудрецы автостопа почти никогда не используют табличек.

 ПОВЕДЕНИЕ В МАШИНЕ

Остановить машину - это половина дела; надо с ней уехать, да и
водитель чтобы остался доволен. Итак, подбегаем к дверце, начинается
общение с водителем. Вот один из вариантов вопроса:
- Здравствуйте, можно с вами сколько-нибудь проехать по трассе?
 Обычно следует ответ "садись" или "а куда?" Я, как
правило, называю свой конечный пункт: "я, вообще, в Москву, -
но, сколько с вами по пути". Дальний пункт назначения сразу вызывает
интерес водителя и может стать темой для последующего разговора. Можно
говорить и так: "Здравствуйте, можно с вами сколько-нибудь проехать
в сторону Москвы?" - "Москвы, - удивляется водитель,
- я только до Туймазы", - мы соглашаемся, и начинается
разговор: "В Москву-у-у??" и т.д.

Если я знаю, что перед городом N. ближайшая хорошая позиция, я могу
спросить так:
- Здравствуйте, можно с вами до N?

...Многих интересует вопрос: о чём разговаривать с водителем?

Здесь нужно избегать крайностей. Одни начинающие автостопщики, к каковым
относился и я, готовы непрерывно сообщать водителю различные "телеги"
(истории), длиной 100, 200, 300 км, в зависимости от скорости и
дальнобойности машины. Другие, наоборот, молчуны. Однако, наиболее мудр
тот, кто заставляет разговориться самого водителя. Сам мудрец при этом
спокойно воспринимает информацию, задаст вопросы, но основную речь
произносит водитель, радующийся, какого интересного собеседника в вашем
лице он нашёл.

Темы для разговора могут быть различны. Спросите водителя, куда он
едет, и расспросите об этом городе. Что в этом городе интересного?
Старинный ли он? Как живут люди? Какие там цены? Сколько времени туда
ехать? Если водитель - дальнобойщик, спросите его, приводилось
ли ему быть в местах, которые вас интересуют. Давно ли работает
дальнобойщиком? А раньше где работал? Предоставьте водителю возможность
живописно рассказать, как развалилась та отрасль народного хозяйства, в
которой он работал, прежде чем стал дальнобойщиком.

Если водитель перегоняет машины с Запада, спросите его, как живут
на Западе. Убедите его, что у нас лучше. Если машина - крутая
иномарка, расспросите о ее свойствах. Спросите, часто ли пристают
гаишники.

А вот темы, которые вам лучше не поднимать: политика; зарплата; мудрость
или немудрость каких-либо музыкантов или певцов. Лучше, если водитель
сам поднимет одну из этих тем.

Водители являются источником ценнейшей информации о дорогах, о транзите
городов, об особенностях трассы, а иногда - и о местных
достопримечательностях.  Не упускайте возможности вытрясти из водителя
эту информацию. Вы узнаете куда больше, чем, если будете всем навязывать
одну и ту же свою историю.  Ну а если водитель заинтересуется и вами,
тогда дело в шляпе, и вы будете довольны общением вдвойне.

Житейские принципы Глеба Жеглова:
разговариваешь с людьми, чаще улыбайся, людям это нравиться;
умей внимательно слушать человека и старайся его подвинуть к
разговору о нём самом; для этого найди тему, которая ему близка
и интересна; а это получится, если проявишь к человеку искренний
интерес_


Ночью автостопщиков обычно берут именно для того, чтобы отогнать сон
интересной беседой.  Ночью спать в едущей машине категорически
запрещается!

Начинающих волнует вопрос оплаты проезда. Однако легко убедиться,
что большинство водителей на всех трассах бывшего СССР не требует
(и не ожидает) никакой оплаты!  Даже на выезде из большого города
(Москва, Питер) просят деньги только 20% остановившихся водителей
или того меньше. Причём "таксист" сразу спросит: "А сколько
дашь?" Если при посадке в машину водитель не сообщил об оплате,
то этот вопрос и дальше не возникнет.

 Некий журналист Юрий, человек весьма цивильный, выдвинул
теорию: "Все водители ожидают денег, но, когда ты вылазишь, не
заплатив, они боятся и не возникают". Я предложил ему проехать
автостопом по Московской Кольцевой Автомобильной Дороге (МКАД). В
каждой из шести машин, в коих мы ехали, перед выходом я задавал вопрос:
"Сколько мы вам должны?" - водители удивлялись и отказывались
от оплаты. Только один из шести водителей, пенсионер на "Запорожце",
сказал: "Ну, как хотите, если вы работаете..." Мы ему вручили
2.000 рублей. Так разрушилась теория Юрия.

Однако в крупных городах оплата проезда может подразумеваться, поэтому
лучше в городе сразу сказать, что нет денег (чтобы не было потом
неприятностей).  Если автостопщик в машине, общаясь, наладил хороший
контакт с водителем, то об оплате никто и не вспомнит. Более того,
некоторые водители стараются накормить автостопщика и даже дать ему
денег на еду или на дорогу.

Однажды мы вдвоём ехали в Питер, и водитель-дальнобойщик нас накормил
до отвала, а другой раз по дороге из Пскова водитель не только нас
накормил, но и подарил нам пакет конфет. В другой раз повезло ещё
больше - нам дали 100.000 рублей, большое количество еды, провезли
300 километров по трассе и пустили переночевать в Чите. А Паше с Ирой
повезло иначе - водитель, подвозивший их по кольцевой дороге (МКАД),
подарил им 100 долларов. Впрочем, не стоит рассчитывать на регулярные
заработки такого рода.

С другой стороны, автостопщик сам обязан проявить заботу о водителе.
Если у вас есть продукты питания, или питьевая вода, или жвачка -
обязательно надо предложить. Хотя водитель, как правило, отказывается,
нужно использовать шанс отблагодарить его. Подарите ему книгу "Практика
вольных путешествий".

А уж если вы подружились с водителем, он провёз вас, и уже выходя
из машины, вы услышали неожиданный возглас:
- А на бензин???

...Случаются ли в России вообще такие случаи? Крайне редко, но
случаются.
За всю жизнь у меня было три таких случая. В первый раз (МКАД, 1995)
я пожертвовал 800 рублей, больше не имелось ("хм, на стакан кофе,"
- удивился водитель); во второй раз (Подмосковье, 1995) денег
у меня вовсе не оказалось, водитель огорчился и уехал; в третий раз
(в Бурятии, летом 1996) водитель хотел 25 тысяч, мы сторговались на
14, заплатили, и он уехал.

Некоторые люди предлагают в подобных случаях врать, что денег вообще
нет. Но если у вас есть деньги, экономить их глупо. Деньги экономить
- что воздух экономить. И если водитель попросит денег, это не
оттого, что он плохой водитель, а оттого, что он нуждается в таковых.
И нехорошо не дать нуждающемуся.

Ну а если денег у вас действительно нет, так и скажите.

 ВОЛНА

В течение суток число машин на трассе сильно меняется. Наибольшее
число машин выезжает из крупных городов между 7.00 и 9.30 утра. Это
явление называется  "волна" . В будние дни волна выражена
более отчётливо. Бывает небольшая вечерняя волна - на выезде из
крупного города между 18.00 и 19.30.

Волна движется по трассе со скоростью около 60 км/час, постепенно
"размазываясь" и ослабевая. Движение "на волне" удобно:
много машин, и ты нигде долго не стоишь. Волну желательно чуть
опередить, чтобы она как бы подгоняла автостопщика, поэтому оптимальное
время старта из большого города - между 6.30 и 7.00 утра.

Ближе к вечеру автостоп ухудшается. Между 1.00 и 5.00 машин очень
мало. Около 3.50 наступает точка перегиба, когда число еще засыпающих
водителей равно числу уже просыпающихся. После 4 часов голосовать
явно легче.

 АВТОСТОП НОЧЬЮ

Движение автостопом в ночное время имеет свои нюансы. Во-первых, обычно
поток машин ночью снижается, водители ложатся спать, тем самым намекая,
что пора спать и нам. На мелких просёлочных дорогах движение вообще
прекращается.

Во-вторых, автостопщик, всю жизнь ездивший только днем, будет удивлён
тем, что ночью, в тёмном месте, машины "не останавливаются".
Все просто - водители не успевают среагировать на человека на
ночной дороге. Бросаться под колёса ночных машин, размышляя, что так
вас "будет лучше видно" - вредно и опасно!

Гонщики Питерской Лиги Автостопа хорошо ездят ночью, применяя яркие,
светоотражающие комбинезоны, катафоты, налобные фонарики... Человек
в ярком комбинезоне, мигая красным фонариком, привлекает внимание
водителя на расстоянии в несколько сотен метров - даже на неосвещённой
позиции. Некоторые мудрецы ночью останавливают 90% машин. Вообще,
человек в характерном комбинезоне на ночной дороге вызывает кучу
ассоциаций ("Гринпис? Радиационный контроль? Менты? Космонавты?"), что
весьма способствует автостопу. Если вас двое и вы в одинаковой форме
- тем лучше.

Несмотря на эффективность езды в комбезах, большинство простых людей
как днем, так и ночью ездит без оных. В таком случае для ночного
движения желательно быть одетым посветлее, иметь фонарик или хотя бы
катафот, соблюдать осторожность и голосовать только на освещённых
позициях. Лучше выйти из машины на 40 км раньше и стать под фонарями,
чем проехать дополнительные 40 км, а затем простоять всю ночь в какой-
нибудь тёмной деревне.

Если вы оказались на неоживлённой трассе и уже темнеет, вы можете
остаться на этой позиции на всю ночь. Можно поступить двояко: 1)
переночевать, 2) стопить машины, едущие в обе стороны, чтобы доехать
хотя бы до ближайшей освещённой позиции (вперед или назад, неважно), где
уже дожидаться дальней машины.

Ночью водители берут вас в расчёте на то, что вы разговорами прогоните
их сон. Ночью дремать в машине опасно и вредно - водитель тоже
может заснуть, и вы попадёте в аварию! Не спите в машинах!

 АВТОСТОП ЗИМОЙ

Ездить автостопом зимой значительно труднее, чем летом. Два часа
ожидания на трассе при -20 С и небольшом ветре заморозят любого
человека, если он не имеет теплого зимнего снаряжения. При -30 С долгое
ожидание машины на трассе может привести к гибели вашего организма.  При
отсутствии теплого снаряжения выходить на трассу зимой запрещается!

Кроме того, зимой из-за заносов снега проезжая часть сужается, и на
большинстве дорог две машины едва могут разъехаться. Тормозной же
путь увеличивается (особенно при гололеде). При голосовании избегайте
находиться на проезжей части - вы не только рискуете попасть под

Секция 1 из 5 - Предыдущая - Следующая

Вернуться в раздел "Основы автостопа" - Обсудить эту статью на Форуме
Главная - Поиск по сайту - О проекте - Форум - Обратная связь

© faqs.org.ru