faqs.org.ru

 Главная > Компьютеры и комплектующие > Мультимедиа >

FAQ по звуковым платам для IBM PC

Секция 3 из 4 - Предыдущая - Следующая
Все секции - 1 - 2 - 3 - 4

LFO, количество активных голосов в канале и синтезаторе и т.п., а
также различные функции от этих источников).

Предусмотрена установка до 48 Мб ОЗУ (два разъема под 72-контактные
SIMM, FPM, 60 нс) поддерживается SampleStore. Эффект-процессор с
24-разрядной обработкой (reverb, chorus), типы эффектов общие для всех
каналов. Возможна прямая передача цифрового сигнала с выхода
синтезатора в компьютер. Дуплексная, PnP. Несовместима с другими
моделями.

Заявленное отношение сигнал/шум - 96 дБ.


        Turtle Beach Pinnacle Project Studio (TB PPS)

Комплект из TB Pinnacle и дочерних плат S/PDIF (цифровой 20-разрядный
интерфейс) и Rockwell WaveArtist (синтезатор и эффект-процессор
Pinnacle, выполненный на дочерней плате, с теми же характеристиками).
Дополнительно прилагается специальная версия Voyetra Digital
Orchestrator Plus для PPS.


        Turtle Beach Malibu (TB Malibu)

Цифровой тракт выполнен на CS4237 (16 разрядов, до 48 кГц, дуплексный,
совместим с SB Pro и WSS). Синтезатор сделан по технологии Kurzweil на
микросхемах Rockwell; 32 голоса, 16-разрядные самплы, объем ПЗУ - 2 Мб
(сжатый набор из 4 Мб), General MIDI. На выходе микшера установлен
процессор объемного звучания SRS. В комплекте драйверов - программный
синтезатор WaveStream и система VSL, позволяющая автоматически
дублировать звучание аппаратных голосов голосами программного
синтезатора. Имеет выход S/PDIF с цифрового тракта и синтезатора
(разъем RCA), а также разъем для подключения звукового ускорителя PCI.


        Turtle Beach Daytona (TB Daytona)

PCI-карта на микросхеме S3 SonicVibes (86C617). Цифровой тракт - 16
разрядов, до 48 кГц, дуплексный. 32-голосный синтезатор использует
технологию UMA - до 10 Мб системной памяти, загружаемые банки в
формате DLS, ПЗУ нет. В комплекте поставляются DLS-банки General MIDI
объемом 1 и 2 Мб. Поддерживаются эффекты Reverb/Chorus с раздельной
регулировкой глубины. На выходе микшера установлен процессор объемного
звучания SRS. В DOS-сеансе Windows 95 эмулируется SB Pro. В чистом DOS
SB Pro эмулируется при наличии поддержки DDMA на системной плате.


        Turtle Beach Montego A3D (TB Montego)

PCI-карта. 18 разрядов, до 48 кГц, до 16 параллельных звуковых потоков
с независимыми частотами дискретизации и аппаратным смешиванием.
Синтезатор - 32 голоса, система UMA (4 Мб), расширяется 32-голосным
программным. На выходе звук обрабатывается системой объемного звучания
Aureal 3D. В DOS-сеансе Windows 95 эмулируется SB Pro. В чистом DOS SB
Pro эмулируется при наличии поддержки DDMA на системной плате. Имеет
разъемы для дочерней платы полного формата и платы интерфейса S/PDIF.


        Aztech WaveRider 32+

Синтезатор - ICS WaveFront (24/32 голоса). Встроенный набор GM в ПЗУ
(2 Мб). Программный MIDI-интерпретатор. Аппаратно совместима с WSS.
MultiCD-интерфейс.


        Aztech WaveRider 32+ 3D

Синтезатор - ICS WaveFront (24/32 голоса). Встроенный набор GM в ПЗУ
(1 Мб). Аппаратный MIDI-интерпретатор. Аппаратно совместима с WSS.
EIDE-интерфейс.


        Orchid SoundWave 32 (SWave32)

Синтезатор - микропрограммный на ADSP-2115. Встроенный набор - 2 Мб (с
компрессией, в ПЗУ объемом 1 Мб): GM, MT-32. Совместима с WSS.
Интерфейсы - Sony, Mitsumi. Входы - микрофон, линейный, выходы -
линейный, усиленный.


        Sky Rocket PCI Blaster 32

Полностью аналогична TB Daytona.


        Roland RAP-10

128 инструментов GM, 6 наборов ударных. Нет GS-совместимости. Эффекты
- reverb, chorus. Содержит два 16-разрядных канала
записи/воспроизведения (один стереоканал).


        Ensoniq Soundscape

Синтезатор - Ensoniq OTTO. 32 голоса, 16 каналов, частота - 44.1 кГц,
резонансные фильтры для каждого голоса. General MIDI, объем ПЗУ - 1 Мб
(сжатый формат). Интерфейс с синтезатором - MPU-401, загружаемая ОС
для бортового процессора (Motorola 68EC000). Эмулируется совместимый с
OPL3 FM-синтез. Эффект-процессора нет. Звуковой тракт выполнен на
микросхеме AD1848 (совместим с WSS).


        Ensoniq Soundscape Elite

Развитие Soundscape - увеличен объем ПЗУ (2 Мб), добавлены новые
инструменты (набор GS, 7 наборов ударных) и программируемый
эффект-процессор (reverb, chorus, echo, delay, distortion, stereo).

Заявленное отношение сигнал/шум - 83 дБ.


        Ensoniq Soundscape VIVO90

Переработанная версия Soundscape. Тот же набор GM с добавлением 6
наборов ударных. Дуплексная, PnP. Звуковой тракт выполнен на AD1845
(WSS).

Заявленное отношение сигнал/шум - 90 дБ.


        Ensoniq AudioPCI

Карта для шины PCI на микросхеме ES1370. Реализует многопоточный вывод
звука (16 разрядов, до 48 кГц, до 64 потоков). Синтезатор -
программный, до 32 голосов, наборы GM объемом 2/4/8 Мб. Совместима с
Soundscape. С 4- и 8-мегабайтными банками поддерживается набор тембров
GS. Эффекты - reverb, chorus, spatial enhancement. Дуплексная.

Вход микрофона, линейный  вход,  линейный/усиленный выход (в ряде карт
переключается перемычками). Выход на четыре громкоговорителя.

Заявленное отношение сигнал/шум - 90 дБ.


        AVM APEX

Звуковой канал выполнен на AD1816 (16 разрядов, до 55 кГц, совместим с
SB Pro и WSS). Синтезатор - Kurzweil MA-1 (тот же вариант, что и в
Pinnacle), набор GM в ПЗУ объемом 2 Мб, два разъема для 72-контактных
SIMM (до 64 Мб RAM/ROM/EEPROM). Эффект-процессор (reverb - 9 типов,
chorus - 8 типов). Возможно подключение дочерней платы интерфейса
S/PDIF. PnP, дуплексная. MIDI-порт совместим с MPU-401.

Входы Line/Mic и CD/Aux, линейные выходы с AD1816 (16-разрядный ЦАП) и
MA-1 (20-разрядный ЦАП), разъем Joystick/MIDI.

Заявленное отношение сигнал/шум: для AD1816 - 89 дБ, для MA-1 - 98 дБ.


        Terratec AudioSystem EWS64XL

Карта, использующая технологию универсального DSP (Dream), отвечающего
как за цифровой тракт, так и за музыкальный синтез. Имеет 64
виртуальных канала (slots), которые могут быть использованы для
прямого вывода звука, синтеза и создания эффектов; при использовании
синтезатора или блока эффектов число доступных каналов уменьшается
пропорционально сложности алгоритма.

DSP работает под управлением собственной операционной системы, которая
загружается в ОЗУ карты (2 Мб, расширяется до 64 Мб - одно гнездо под
72-контактный SIMM, 60 нс, поддерживаются не все виды EDO-модулей).
Объем ОС - около 300 кб. В комплекте поставляется SIMM 4 Мб.

Звуковой тракт: два независимых АЦП - 8/16-разрядный, совместимый с
WSS (Crystal Semiconductor, 5..48 кГц), и 18-разрядный, работающий на
частотах 32/44.1/48 кГц. Два независимых 18-разрядных ЦАП. Входные и
выходные порты S/PDIF (20 разрядов, 32/44.1/48 кГц).

Синтез: до 64 голосов, 3 генератора огибающей, 2 LFO, управляемые
резонансные фильтры на каждый голос (24 дБ/окт), до 64 самплов на весь
диапазон нот. Самплы загружаются в ОЗУ карты, ПЗУ отсутствует.
Синтезатор управляется через интерфейс MPU-401 и поддерживает полный
стандарт GS (инструменты, NRPN, SysEx).

Эффекты: reverb/chorus, delay, эквалайзер, 3D-эффект, AudioRendering
(положение в пространстве) - могут применяться к любым источникам
сигнала.

MIDI: два внешних интерфейса MPU-401.

Совместимость: SB Pro, OPL3, WSS, SoundSystem Maestro 32/64.

Конструкция: два линейных входа/выхода, вход микрофона, разъем для
джойстика на задней стенке карты, выносной модуль, устанавливаемый в
5" монтажное гнездо. На передней стенке модуля - электрический и
оптический цифровые входы S/PDIF, два электрических цифровых выхода
S/PDIF, выход наушников (6.3 мм), две пары входов/выходов MIDI. Внутрь
модуля может быть установлена полноразмерная дочерняя плата.


        Terratec AudioSystem EWS64L

Вариант EWS64XL без модуля расширения и цифровых интерфейсов. Возможно
подключение дополнительных модулей S/PDIF и MIDI.


        Terratec AudioSystem EWS64S

Вариант EWS64L с одним 8/16-разрядным АЦП/ЦАП. Возможно подключение
модулей радиоприемника и S/PDIF.


        Guillemot MaxiSound Dynamic 3D

Также построена на DSP Dream. 16 разрядов, до 48 кГц, до 48
параллельных звуковых потоков. Синтезатор аналогичен EWS64, ОЗУ - 2
Мб, расширяется до 18 Мб (один 72-контактный SIMM FPM/EDO, 60 нс, 4
или 16 Мб). Поддерживается загрузка банков в формате DLS. Имеет два
раздельных выхода для громкоговорителей системы объемного звучания.


                Чисто музыкальные ISA-карты
                ===========================


        Ad Lib

Первая модель звуковой карты для PC. Записи/воспроизведения нет.
Синтезатор - FM (OPL2, микросхема YM3812) - 18 операторов, 9
мелодических или 6 мелодических и 5 ударных голосов). Обычно занимает
адреса 388-389.

В настоящее время не выпускается.


        Ad Lib Gold

Вариант со стереофоническим синтезатором OPL3 (микросхема YM262) - 36
операторов, 18 мелодических или 15 мелодических и 5 ударных голосов в
режиме по два оператора на голос, либо до 6 мелодических голосов в
режиме по четыре оператора на голос, и остальные операторы - в режиме
по два или ударные. Стереофония - дискретная: каждый инструмент может
звучать либо в одном из каналов, либо в обоих, плавная регулировка
панорамы отсутствует. Обычно занимает адреса 388-38B.

В настоящее время не выпускается.


        Gravis Ultrasound Audio Card Enhancer (GUS ACE)

Вариант GUS MAX без канала записи. Линейный вход, линейный выход. В
комплекте - кабель для соединения с другой звуковой картой.


        Turtle Beach Maui (TB Maui)

Синтезатор - ICS 2115 (WaveFront). Число голосов - 32 на частоте 33
кГц, 24 на частоте 44.1 кГц, 16 на частоте 66 кГц. Объем ПЗУ - 2 Мб
(8-разрядные самплы, сжатые из 4 Мб 16-разрядных самплов Rio). Объем
ОЗУ - 256 кб, дополнительно устанавливается до 8 Мб (два 30-контактных
SIMM, 70 нс), поддерживается формат SampleStore (возможность
непосредственного использования WAV-файла в качестве нового
инструмента). Всего синтезатор поддерживает 128 инструментов и один
набор ударных (нет переключаемых банков), до четырех звуковых слоев на
инструмент, до 512 самплов (ПЗУ + ОЗУ). Сложная схема модуляции
воспроизводимого звука - управление частотой, амплитудой основного
звука и LFO, а также панорамой звука от номера клавиши, силы удара,
огибающих, MIDI-контроллеров и генератора случайных чисел.
Эффект-процессора нет.

Интерфейс с синтезатором - MPU-401, загружаемая ОС для бортового
процессора. Не совместима ни с каким другим семейством карт.

Line In, Line Out, стандартный MIDI-интерфкейс (токовая петля) с
линиями In/Out/Thru, оформленный в виде 9-контактного разъема типа
Female DB (переходник на 5-контактные разъемы DIN поставляется
отдельно). В комплекте - программа редактирования звуковых файлов Wave
SE.


        Roland LAPC-1

Внутреннее исполнение модуля Roland MT-32. Из внешних соединений есть
только линейный и усиленный выходы, и интерфейс MPU-401.


        Roland SCC-1

Развитие Roland LAPC-1. Синтезатор - 24 голоса, 16 каналов. Более 300
самплов в ПЗУ (зависит от версии). Набор инструментов GM, GS, MT-32.
Полностью программируемые параметры инструментов (огибающие, модуляции
и т.п.). Эффекты - reverb, chorus. Нет полной совместимости с LAPC-1.


        Yamaha SW60XG

Независимый ISA-вариант дочерней платы DB50XG. Добавлен двухканальный
АЦП, оцифровывающий сигнал с микрофона, линейного входа или
дополнительного входа CD. Полученный цифровой сигнал может быть
обработан эффект-процессорами наравне с сигналами от MIDI-каналов. В
список эффектов variation добавлен pitch change - сдвиг высоты тона.
На входе звуковых сигналов установлен управляемый микшер со схемой
подавления голоса (karaoke).

Вход микрофона, линейный вход, линейный выход. Совместим с MPU-401.
Дает гораздо более высокий уровень шума, чем DB50XG.


                Музыкальные дочерние платы
                ==========================


        Pine Technology PT-202

Простая плата небольших размеров, позволяющих устанавливать ее на
современные низкопрофильные дешевые звуковые карты. 32-голосный
WT-синтезатор, набор GM в ПЗУ объемом 1 Мб.


        Wave Blaster II (WB II)

Синтезатор полностью аналогичен установленному в SB AWE32. Объем ПЗУ -
2 Мб, ОЗУ нет.


        Turtle Beach Rio (TB Rio)

Синтезатор - ICS WaveFront, 24 голоса на частоте 44 кГц, и до 32
голосов на частоте 33 кГц. Объем ПЗУ - 4 Мб, может устанавливаться ОЗУ
(один SIPP, 256 кб, 1 или 4 Мб). Загрузка ОЗУ производится через
MIDI-интерфейс (~3 кб/с), из-за чего занимает значительное время (для
загрузки полных 4 Мб требуется полчаса и больше). Эффект-процессор
позволяет создавать более десяти различных эффектов, основанных на
повторении (reverb, echo, repeats, delay и т.п.).


        Yamaha DB50XG

Плата с поддержкой стандарта XG. Синтезатор - Yamaha AWM2 (Advanced
Wave Memory), объем ПЗУ - 4 Мб (всего 737 инструментов, однако многие
из них - вариации одного инструмента; в том числе - 21 набор ударных,
набор звуковых эффектов (шум дождя, смех, шаги, взрывы и т.п.). Объем
ОЗУ - 32 кб (только для параметров, самплы не загружаются). 4
резонансных фильтра, 3 независимых эффект-процессора с памятью 256 кб,
18-разрядный ЦАП на выходе звука.

Полифония - 32 голоса. Все параметры (огибающие, LFO, фильтры,
модуляция, эффекты и т.п.) регулируются независимо в каждом канале.
Для ударных инструментов амплитудная огибающая, высота тона и
параметры фильтров регулируются независимо по каждому инструменту.

Заявленное отношение сигнал/шум - 96 дБ.


        Roland SCB-55

28 голосов, 16 каналов. 354 инструмента (GM, GS, 9 наборов ударных,
184 эффектовых тембра). Эффекты - reverb (8 типов, 6 параметров),
chorus (8 типов, 7 параметров).


        Ensoniq Soundscape DB

Вариант Soundscape в виде дочерней платы. Существует в двух вариантах:
с объемом ПЗУ 1 Мб и 2 Мб.

----------------------------------------------------------------------

 - Что дает установка дополнительной памяти для WT-синтезатора?

Возможность загрузки дополнительных инструментов, дополняющих или
заменяющих существующие. При этом можно будет использовать более
качественно оцифрованные тембры, имеющие больший размер, и самих
инструментов в одновременном использовании может быть больше.

Многие современные проигрыватели модулей используют ОЗУ синтезатора на
GUS, AWE32/SB 32 и Maui/Tropez для загрузки оцифрованных инструментов
модуля. Увеличение объема памяти позволяет проигрывать модули большего
размера без использования динамической подгрузки инструментов.

На звучании музыки в играх увеличение памяти отразится только в том
случае, если игра использует собственные инструменты (например,
BullFrog). Большинство же игр сейчас пользуются стандартными.

Звучание MIDI-файлов после загрузки нового набора инструментов может
измениться кардинально - как в лучшую, так и в худшую сторону,
поскольку это фактически равносильно замене WT-карты.

Память на карте никак не связана с общей памятью компьютера и
использовать ее для других целей (например, EMS или кэширования диска)
нельзя, хотя теоретически это и возможно.

----------------------------------------------------------------------

 - Почему звук в играх и трекерах звучит через GUS лучше, чем
   через AWE32 или TB Tropez?

Вывод звука в трекерах и звуковых эффектов в большинстве игр
реализован через цифровой канал. Все широко распространенные
непрофессиональные звуковые карты с цифровым каналом, кроме GUS,
совместимы в этом качестве с линией Sound Blaster. В качестве базовой
для большинства игр была выбрана модель SB Pro - 22050 кГц в
стереорежиме, 8-разрядная оцифровка. В связи с этим любая совместимая
карта, даже SB 16 или AWE32, в режиме вывода звука для простоты
трактуется программами, как SB Pro - с соответствующими ограничениями.
Необходимость сводить в реальном времени несколько звуков в один
цифровой канал еще больше ухудшает качество звучания.

Для GUS потребовалось создать собственный интерфейс, и при этом были
задействованы его внутренние возможности по одновременному
проигрыванию нескольких звуков - оцифровки загружаются в память его
синтезатора, и затем воспроизводятся, как обычные MIDI-инструменты,
либо идет обычное проигрывание, но 16-разрядного звука на частоте до
44 кГц, что дает значительно большую точность воспроизведения.

Реализация такой же системы вывода возможна и на любых других картах с
WT-синтезатором, однако она сложнее технически и требует поддержки
сразу нескольких аппаратных WT-синтезаторов, что большинством
производителей игр было признано невыгодным благодаря наличию на этих
картах цифрового канала воспроизведения, совместимого с SB Pro. Для
ряда трекеров и проигрывателей модулей выпускаются драйверы,
позволяющие проигрывать звук через WT-синтезаторы, отличные от GF1.

----------------------------------------------------------------------

 - Что представляет собой MIDI-клавиатура?

Образно говоря - устройство MIDI-ввода. Содержит собственно клавиатуру
(4-6 октав), схему преобразования воздействий в MIDI-сообщения и
адаптер с выходом MIDI Out. Основные параметры клавиатур:

- количество клавиш. Большинство моделей имеет 49, 61 или 88;

- размер клавиш: полноразмерные (full-size) или уменьшенные;

- механические характеристики - упругость клавиш, реакция на
воздействие, конструкция привода. Различаются простая пружинная
конструкция, "взвешенные" (weighted) клавиши с грузиками различной
массы на ближнем и дальнем концах, и клавиши с молоточковой системой
(hammer action), наиболее близкие по ощущению к фортепианным;

- чувствительность к скорости нажатия/отпускания (velocity),
пропорциональной силе удара по клавишам. У различных клавиатур разная
крутизна зависимости выдаваемого значения скорости от силы удара;

- чувствительность к общему давлению на клавиатуру (channel
aftertouch) после нажатия клавиш. Измеряется общее давление,
оказываемое исполнителем на всю клавиатуру в целом;

- чувствительность к давлению на отдельные клавиши (polyphonic
aftertouch). Измеряется отдельно для каждой клавиши с момента ее
нажатия;

- наличие основных органов управления - колес (wheels) глубины
модуляции (modulation) и смещения по высоте (pitch bend), педали
удержания нот (sustain);

- наличие дополнительных органов управления и индикации - движка ввода
данных (data entry), индикатора режимов работы, средств передачи
дополнительных MIDI-команд, октавной перестройки (transpose),
дополнительных педалей и т.п.


Характеристики распространенных моделей MIDI-клавиатур (все
клавиатуры, если не указано явно, имеют полноразмерные клавиши,
чувствительны к скорости нажатия и могут работать от внешнего
источника питания):


Terratec MidiSmart TMS3: 49 пружинных узких клавиш, без
чувствительности к силе удара. Питание - 9 В постоянного тока, в
комплекте - источник питания, MIDI-адаптер и программа Steinberg Music
Station.

Quick Shot MIDI Composer: 49 пружинных клавиш, Modulation/Pitch Bend,
Data Entry, октавная перестройка, перестройка по каналам, режим
передачи команд, индикатор режима работы, педаль Sustain, встроенный
адаптер для подключения к SBMIDI с выходом для джойстика, возможность
питания от SBMIDI или батарей.

Roland PC-200mkII: 49 пружинных клавиш, Modulation/Pitch Bend, Data
Entry, октавная перестройка, перестройка по каналам, режим передачи
команд, индикатор режима работы.

Fatar Studio 37: 37 пружинных клавиш, передача по каналу 1, питание -
9 В постоянного/переменного тока.

Fatar Studio 49: 49 пружинных клавиш, передача по каналу 1, питание -
9 В постоянного/переменного тока.

Fatar Studio 490: 49 пружинных клавиш, передача по каналу 1, питание -
9 В постоянного тока (источник - в комплекте).

Fatar Studio 490 Plus: 49 пружинных клавиш, два MIDI-выхода, гнездо
для педалей Sustain и Volume, октавная перестройка, переключение
каналов, режим передачи команд, питание - 9 В постоянного тока
(источник - в комплекте).

Fatar Studio 610: 61 пружинная клавиша, колеса Pitch Bend и
программируемого контроллера, два MIDI-выхода, гнездо для педалей
Sustain и Volume, октавная перестройка, переключение каналов, режим
передачи команд, питание - 9 В постоянного тока (источник - в
комплекте).

Fatar Studio 610 Plus: 61 взвешенная клавиша, Channel Aftertouch,
колеса Pitch Bend и программируемого контроллера, два MIDI-выхода,
гнездо для педалей Sustain и Volume, октавная перестройка,
переключение каналов, режим передачи команд, питание - 9 В постоянного
тока (источник - в комплекте).

Fatar StudioLogic 61: новый вариант модели 610. 61 пружинная клавиша,
колеса Pitch Bend и программируемого контроллера, два MIDI-выхода,
гнездо для педалей Sustain и Volume, октавная перестройка,
переключение каналов, режим передачи команд, деление клавиатуры на две
зоны, питание - 9 В постоянного тока (в комплекте).

Fatar StudioLogic 161: новый вариант модели 610 Plus. 61 взвешенная
клавиша, Channel Aftertouch, колеса Pitch Bend и программируемого
контроллера, два MIDI-выхода, гнездо для педалей Sustain и Volume,
октавная перестройка, переключение каналов, режим передачи команд,
деление клавиатуры на две зоны, питание - 9 В постоянного тока
(источник - в комплекте, вместе с педалью Sustain.

Fatar Studio 900: 88 взвешеннах клавиш с молоточковым механизмом,
колеса Pitch Bend и программируемого контроллера, два MIDI-выхода,
гнездо для педалей Sustain и Volume, октавная перестройка,
переключение каналов, режим передачи команд, питание - 9 В постоянного
тока (источник - в комплекте).

Yamaha CBX-K1 (Mike Sirotkin): мини-клавиатура, ориентированная на
управление XG-модулями. 37 пpужинных клавиш уменьшенного pазмеpа,
октавный сдвиг +/- 4 октавы, два колеса: Pitch Bend и Assignable
control (любой из 53-х контpоллеpов), дополнительный вход MIDI IN,
pежим пеpедачи команд, в том числе GM ON, XG ON, Control Change (32
функции), питание от батаpей или адаптеpа (в комплект не входит).

----------------------------------------------------------------------

 - Как подключить MIDI-устройство к карте с разъемом MIDI/Joystick?

Напрямую это сделать нельзя, так как стандартный MIDI-интерфейс
использует соединение типа "токовая петля", а на разъем MIDI/Joystick
звуковых карт выведены сигналы ТТЛ. Вот одна из схем простого
MIDI-адаптера:

                                            +--------------- 8
                                            |
                                           +++
         +--------+                        | | 1 кОм
4 (+) ---+ 220 Ом +---+-------+            | |
         +--------+   |       |            +++
                      |      А|(4)      (1)К+--------------- 15
                      |    +--+-------------+--+
                    --+--  |                   |        15-конт
MIDI In       КД522  / \   |      АОТ123А      |Б(3)     разъем
                    --+--  |                   +------+
                      |    |                   |     +++
                      |    +--+-------------+--+     | | 1 МОм
                      |      К|(2)         Э|(5)     | |
                      |       |             |        +++
5 (-) ----------------+-------+             +---------+----- 5

                            +--------+
4 (+) ----------------------+ 220 Ом +---------------------- 8
                            +--------+
MIDI Out
                            +--------+
5 (-) ----------------------+ 220 Ом +---------------------- 12
                            +--------+


Если в цепи MIDI Out звуковой карты установлен ограничительный
резистор большого номинала (более 500 Ом) - номиналы резисторов в цепи
MIDI Out адаптера можно уменьшить до 56 Ом.

АОТ123А можно заменить на любой оптрон с рабочим током около 5 мА или
микросхему 293ЛП1А, учтя изменения в цоколевке.

----------------------------------------------------------------------

 - Можно ли подключить дочернюю плату, если на основной нет WT-разъема?

Можно, если на основной есть разъем MIDI/Joystick. В этом случае,
руководствуясь разводкой разъемов, нужно подключить MIDI Out основной
карты к MIDI In дочерней, а Audio Out дочерней - к любому Audio-входу
основной (Line In, CD In, Aux In и т.п), обеспечить дочернюю плату
питанием +5 и +/- 12 В и сигналом Reset с низким активным уровнем, и
как-то закрепить ее в корпусе компьютера. При отсутствии на основной
плате отрицательного сигнала Reset его можно получить инверсией
магистрального сигнала Reset Drv (например, инвертором на
транзисторе).

Возможен вариант с размещением дочерней платы в отдельном корпусе с
собственным блоком питания и схемой генерации Reset - в этом случае
получается независимый тонгенератор (внешний MIDI-синтезатор), который
соединяется с основной картой MIDI- и Audio-кабелями. Если снабдить
такой синтезатор адаптером стандартного MIDI-входа (токовая петля), то
его можно будет включать в сеть стандартных MIDI-инструментов.

----------------------------------------------------------------------

 - У меня карта стоит на IRq 7 и конфликтует с LPT1. Что делать?

Если позволяет карта - однозначно переключить ее на IRq 5 и навсегда
забыть про эту проблему. Creative SB работают именно на IRq 5, однако
производители совместимых карт предпочитают использовать IRq 7, как
это было в первых выпусках SB Pro; IRq 7 издавна закреплено за LPT1.
DOS/Windows это прерывание не использовали, поэтому и не было проблем,
однако Win95, WinNT, OS/2 и *NIX с ним работают.

----------------------------------------------------------------------

 - Совместима ли карта <...> с SB 16?

С SB 16 чаще всего совместимы только более сложные карты производства
Creative Labs (AWE32, AWE64, SB 32) и карты сторонних производителей
на основе микросхем Vibra16, которые также выпускаются Creative Labs.
В последнее время некоторые производители начали выпуск карт,
совместимых с SB 16 на уровне системы команд DSP; в основном же карты
сторонних производителей совместимы с SB Pro II.

----------------------------------------------------------------------

 - Как заставить GUS PnP работать с загружаемыми инструментами?

Для этого нужны банки инструментов в формате InterWave - .FFF/.DAT,
которых в первых поставках не было. Необходимо либо найти банки FFF
(например, в новых комплектах программного обеспечения), либо
преобразовать файлы *.PAT в формат InterWave программой GIPC, которую
можно найти на различных ftp-серверах.

----------------------------------------------------------------------

 - SB 16/AWE32/SB 32 PnP под Win95 работает, а под DOS 7 до GUI - нет.

Инициализация PnP-карт в Win95 производится во время загрузки основной
части системы, включающей GUI. Для того, чтобы SB нормально работал
под DOS 7 - необходимо установить стандартный комплект программного
обеспечения от Creative Labs (встроенный комплект драйверов Win95 не
поддерживает инициализации SB до полной загрузки системы). При
установке комплекта в AutoExec.Bat будут дописаны строки следующего
вида:

set sound=c:\progra~1\creative\ctsnd
set blaster=a220 i5 d1 h5 t6

Для инициализации SB под MS DOS 7.0 (DOS-часть Windows 95) после этих
SET-команд нужно вставить строку

c:\win95\ctcm.exe

где c:\win95 - каталог Win95.

При наличии установленного программного обеспечения SB под DOS и
Win3.1 после этого можно добавить строки:

c:\sb16\diagnose /s /w=c:\win31
c:\sb16\aweutil /s
c:\sb16\mixerset /p /q

где sb16 - каталог с программным обеспечением для SB 16/AWE32/SB 32
под DOS, а win31 - каталог Windows 3.1. В большинстве случаев нужен
только запуск mixerset для настройки микшера.

Чтобы карта опознавалась программами из сеанса DOS, достаточно наличия
только SET-команд.

----------------------------------------------------------------------

 - Что означают параметры среды BLASTER и SOUND?

Параметр BLASTER задает строку основных параметров SB-совместимой
звуковой карты, представляемую в виде списка значений через пробел:

A - адрес основного порта карты;
I - линия прерывания;
D - основной (восьмиразрядный) канал DMA (low DMA);
T - тип карты:
  1 - SB (SB 1.0)
  2 - SB Pro
  3 - SB 2.0
  4 - SB Pro 2
  5 - SB MCV (Micro Channel Version)
  6 - SB 16, AWE 32 или SB 32
H - дополнительный (шестнадцатиразрядный) канал DMA (high DMA);
P - адрес порта MIDI-интерфейса;
M - адрес набора портов микшера;
E - адрес младшего порта EMU8000 для AWE32/SB 32.

Стандартные значения - A220 I5 D1 H5 P330. Регистр букв и порядок
параметров несущественны (это соглашение соблюдается не всеми
программами). Параметр "H" задается только для моделей типа 6; если
его значение равно нулю - 16-разрядный канал не используется и все
передачи идут по 8-разрядному каналу. Параметр "M" задается в том
случае, если карта содержит микшер с отдельным набором портов
(например, выпускавшиеся ранее модели SB 2.0 CD).

Практически все SB Pro-совместимые карты отождествляются с типом 4, и
стандартная строка параметров для них имеет вид A220 I5 D1 T4. Часто
такие карты по умолчанию используют IRq 7, что может приводить к
конфликтам с контроллером LPT-порта.

Многие программы, работающие со звуком, используют параметр BLASTER
для автоматической настройки на карту или установки умолчаний при
ручной настройке.

Значением параметра SOUND является полное имя каталога, в котором
размещено программное обеспечение карты. Служебные программы и
некоторые библиотеки используют его для поиска динамически загружаемых
драйверов.

----------------------------------------------------------------------

 - Подскажите карточку, чтоб самплы были, как у Rio, памяти, как
   на AWE, эффекты, как у DB50, и чтоб стоила недорого.

Такой карточки не было, нет и не будет. Есть либо недорогие и
маломощные модели, либо - мощные, но дорогие. Это элементарные законы
рынка, сложившегося в области звукового оборудования, и нарушить их
сейчас никому не дадут.

----------------------------------------------------------------------

 - Имеет ли смысл наличие микросхем четности на SIMM для карты?

Нет. Звуковые карты не используют биты четности на SIMM расширения
памяти.

----------------------------------------------------------------------

 - Где взять информацию по программированию звуковых карт?

Чаще всего эта информация в том или ином виде доступна на серверах или
BBS производителя карты. Например, документацию по программированию
Sound Blaster (и, само собой, совместимых с ними карт) можно найти на

http://www.cle.creaf.com/wwwnew/tech/devcnr/guide.html

а сведения о картах GUS -

http://sdc.wtm.tudelft.nl/utopia

Большинство карт, совместимых с WSS, построено на основе микросхем
AD1845/1846/1848, CS4231/4232 и OPTi 82C924/929/930/931, поэтому
большую часть информации по их программированию можно найти в
описаниях соответствующих микросхем:

AD1848: http://www.analog.com/pdf/ad1848k.pdf
CS4231: http://www.crystal.com/pub/pdf/4231a.pdf
82C930: ftp://ftp.opti.com/pub/document/dbooks/db022_10.pdf

Однако карта нередко включает дополнительную аппаратуру (например,
контроллеры MPU-401, джойстика, FM-синтезатора и т.п.), которая не
входит в состав этих микросхем.

----------------------------------------------------------------------

 - Какой микрофон нужен для звуковой карты?

Распространенные микрофоны делятся на электродинамические и
электретные.

Электродинамический микрофон создает электрический сигнал за счет
колебаний катушки в постоянном магнитном поле, отчего он обладает
низким выходным сопротивлением и генерирует слабый сигнал (единицы
мВ). Для получения хорошего звука такие микрофоны лучше подключать к
картам с высокоомным усилителем, имеющим большой коэффициент усиления.

В электретном (конденсаторном) микрофоне звуковая мембрана является
одной из обкладок конденсатора, находящегося под действием
электростатического поля за счет нанесенного на обкладки поляризующего
слоя электрета. При колебании мембраны изменяется емкость конденсатора
и напряжение на нем; колебания напряжения усиливаются встроенным
усилителем. Такой микрофон имеет высокое выходное сопротивление и
генерирует достаточно сильный сигнал (десятки мВ), однако он нуждается
во внешнем источнике питания усилителя (обычно около 3-4 В). В
некоторых микрофонах используется встроенная батарейка.

Многие карты имеют переключатели типа "Dynamic/Condenser" для
установки нужного типа микрофона. Карты Creative Sound Blaster
рассчитаны на подключение электретного микрофона - на средний контакт
штекера подается питающее напряжение +5 В, а с концевого контакта
снимается звуковой сигнал. Если на штекере микрофона концевой и

Секция 3 из 4 - Предыдущая - Следующая

Вернуться в раздел "Мультимедиа" - Обсудить эту статью на Форуме
Главная - Поиск по сайту - О проекте - Форум - Обратная связь

© faqs.org.ru