faqs.org.ru

 Главная > Компьютеры и комплектующие > Мультимедиа >

FAQ по звуковым платам для IBM PC

Секция 2 из 4 - Предыдущая - Следующая
Все секции - 1 - 2 - 3 - 4

программной загрузки параметров был реализован QSound - алгоритм
обработки звука для придания ему большей пространственности; в новых
моделях SB PnP это делает процессор 3DSound.

Для сжатия звука под Windows 95 ASP не используется - там это делают
универсальные программные обработчики (ACM Codec), версии которых для
ASP не выпускаются.

ASP обрабатывает только смешанный звук со всех источников карты,
поэтому выборочного влияния на звучание встроенных FM- и
WT-синтезаторов он не оказывает.

----------------------------------------------------------------------

 - Что такое Full Duplex?

Полный дуплекс - способность карты и ее драйверов одновременно
воспроизводить и записывать звук. Обычно для этого нужна одновременная
поддержка картой двух каналов DMA, либо наличие больших буферов внутри
звукового процессора. В картах, совместимых с SB 16, одновременные
запись/воспроизведение возможны только с разной разрядностью звука (16
- в одну сторону и 8 - в другую); прочие типы карт такого ограничения
не имеют. Ограничение также снято в картах SB 16 на микросхеме
Vibra16x, не использующей старшие каналы DMA.

----------------------------------------------------------------------

 - Что такое S/PDIF и AES/EBU?

S/PDIF (Sony/Philiрs Digital Interface Format - формат цифрового
интерфейса фирм Sony и Philiрs) - цифровой интерфейс для бытовой
радиоаппаратуры.

AES/EBU (Audio Engineers Society / European Broadcast Union - общество
звукоинженеров / европейское вещательное объединение) - цифровой
интерфейс для студийной радиоаппаратуры.

Цифровой интерфейс позволяет передавать звуковые сигналы в реальном
времени без какой-либо потери качества, которое неизбежно теряется при
передаче сигналов в аналоговой форме.

Интерфейсы используются также в звуковых картах SB AWE32, AWE64 Gold,
TB Malibu, Terratec EWS64XL, Event Electronincs Gina/Layla, в
расширенных версиях TB Pinnacle и Fiji и других.

----------------------------------------------------------------------

 - Как снизить уровень наводок от аппаратуры компьютера на карту?

Универсального метода не существует. Каждый конкретный случай
определяется типами и даже экземплярами конкретной карты, системной
платы, видеоадаптера, блока питания и т.п. Вначале имеет смысл
определить, по какой из цепей идут помехи, при помощи регуляторов
уровней в микшере. Ненужные входы (особенно микрофонный) вообще
рекомендуется сразу отключать или ставить на них нулевой уровень
громкости.

Если при нулевых уровнях всех входов помехи остаются - скорее всего,
дело в наводках на саму карту. Нужно поэкспериментировать с
перестановкой карт в разъемах, например, звуковую - в самый дальний, а
все остальные - в другой конец, или наоборот. Нужно также попробовать
отключить все дополнительные устройства - CDROM, стример, винчестер и
т.п. - которые могут служить источниками наводок; некоторые приводы
генерируют помехи при наличии электрического контакта с корпусом
компьютера - их придется установить через прокладки. Это относится и к
системной плате - при наличии контакта с корпусом в точках крепления
она также может способствовать помехам. Иногда помехи возникают в
некачественных блоках питания, вентиляторах охлаждения блока питания
или процессора, в плохо спроектированных видеокартах, системных платах
и т.п.

Внешние помехи чаще всего возникают при подключении CDROM к звуковому
входу. Их источником может быть сам CDROM или звуковой кабель. Кабель
желательно использовать экранированный - скрученные провода больше
подвержены помехам извне. Можно попробовать отсоединить по очереди с
одной из сторон общие провода (экран) кабеля, оставив соединение с
корпусом только в одном из разъемов. Также имеет смысл проложить
кабель так, чтобы он проходил максимально близко от корпуса и
максимально далеко от устройств компьютера.

Может случиться и так, что данная модель звуковой карты сама по себе
плохо спроектирована или разведена, отчего ловит свои собственные
наводки. От этого можно избавиться только заменой карты.

----------------------------------------------------------------------

 - Чем PnP-карты отличаются от обычных?

Прежде всего - способом настройки адресов портов, линий IRq и каналов
DMA. На обычных картах эти параметры задаются либо жестко, либо
перемычками, либо записываются в EEPROM (Electrically Erasable
Programmable Read Only Memory - электрически репрограммируемое
постоянное запоминающее устройство, ЭРПЗУ). В PnP-картах они
устанавливаются при инициализации диспетчером PnP; это может быть PnP
BIOS, специальная утилита для конфигурации или драйвер с поддержкой
PnP. До этой инициализации PnP-карта "не видна" процессору, и обычные
программы не смогут с нею работать.

Кроме этого, PnP-карта часто представляет собой новый вариант обычной
карты, поэтому может довольно сильно отличаться от нее своими
возможнстями и характеристиками.

----------------------------------------------------------------------

 - Что такое Retail- и OEM-варианты?

Retail - вариант для розничной продажи, состоящий из карты, полного
комплекта программного обеспечения и документации, хорошей упаковки и
возможных приложений (кабели, переходники, микрофон, дополнительные
программы, CD и т.п.). Объявленная производителем цена относится к
этому варианту поставки.

Original Equipment Manufacturer - производитель собственного
оборудования. Поставка предназначена для организаций, выпускающих
компьютеры собственного изготовления или сборки, и представляет собой
саму карту в комплекте с минимальным набором программного обеспечения
и документации, в простейшей упаковке или вообще без нее, и обходится
дешевле, чем Retail-вариант. OEM-наборы, прошедшие цепочку продавцов,
могут доходить до конечного покупателя перекомплектованными или
некомплектными. OEM-платы, продаваемые в розницу, могут вообще не
комплектоваться программным обеспечением - при поставке партии
OEM-плат к ней прилагается только один комплект обеспечения,
предназначенный для предпродажной установки на собранный компьютер. В
таких случаях торгующие фирмы обычно записывают его на дискеты
покупателя, хотя могут этого и не делать.

Варианты Retail и OEM не имеют никакого отношения к конструктивному
исполнению плат - это только способы их комплектации, поставки и
гарантийного обслуживания фирмой-изготовителем. Однако не исключено
подпольное копирование популярных плат и последующая продажа их под
маркой фирменных OEM-вариантов.

----------------------------------------------------------------------

 - Что такое эффект-процессор и зачем он нужен?

Это один или несколько DSP, предназначенных для обработки звука.
Эффекты Reverb и Chorus сейчас являются практически стандартными;
мощные процессоры предоставляют и другие типы эффектов - Flanger,
Phaser, Distortion, Echo, Delay и т.п. В зависимости от сложности
процессора может управляться только наличие/отсутствие эффекта, его
глубина, а в наиболее сложных - и различные параметры, существенно
влияющие на окраску звука.

Одни эффект-процессоры требуют установки всех режимов до начала вывода
звука, другие допускают их регулировку в реальном времени, что очень
важно для управления динамикой звука.

Различаются общие, поканальные и поголосовые эффект-процессоры. Первые
обрабатывают звук, объединенный со всех каналов синтезатора, вторые -
звучание отдельных MIDI-каналов, третьи - звучание отдельных голосов
синтезатора. Количество и типы эффектов, которые могут быть
одновременно применены к различным каналам/голосам, зависит от
мощности процессора; сложные эффекты обычно не могут быть применены к
множеству каналов сразу. Многосекционные процессоры допускают
разделение секций между каналами, позволяя задавать либо простые
эффекты для многих каналов, либо сложные - для одного-двух.
Эффектпроцессор может также иметь отдельные секции для каждого голоса
- в этом случае все голоса могут иметь независимую глубину или
параметры эффектов.

----------------------------------------------------------------------

 - Каковы основные характеристики распространенных карт?

Все современные карты, имеющие тракт цифровой записи/воспроизведения,
поддерживают частоты дискретизации до 44.1 кГц (некоторые - до 48 или
56 кГц), по двум каналам (стерео), с разрядностью оцифровки 8 или 16;
8-разрядные карты сейчас уже не выпускаются. Почти все карты имеют
20-голосный FM-синтезатор OPL3 (кроме семейства GUS), MIDI-интерфейс,
более или менее совместимый с MPU-401, разъем MIDI/Joystick, те или
иные интерфейсы для CD-ROM. Все выпускаемые в настоящее время карты
производства Creative Labs (Sound Blaster) совместимы с SB 16,
большинство остальных совместимы с SB Pro (за исключением кодирования
ADPCM). Поэтому короче будет перечислить основные отличия популярных
карт друг от друга:


                Чисто звуковые карты
                ====================


        Creative Sound Blaster (SB, SB 1.0)

Первая модель звуковой карты с записью/воспроизведением для PC.
Разрядность оцифровки - 8 бит, при ADPCM - 4 (2:1), 2.6 (3:1) и 2
(4:1) бит. Частота дискретизации при записи - 4..11 кГц, при
воспроизведении - 4..22 кГц. FM-синтезатор - микросхема OPL2. Содержит
встроенные интерфейсы джойстика и SBMIDI. Обычно занимает адреса
200-207 (джойстик), 220-22F (OPL, микшер, DSP) и 388-389 (копия OPL
для совместимости с Ad Lib). Стандартная конфигурация (также для всех
остальных карт Sound Blaster): порт 220, IRq 5, DMA 1.

В настоящее время не выпускается.


        Creative Sound Blaster 2.0 (SB 2.0)

Вариант с частотой дискретизации при записи до 15 кГц и при
воспроизведении - до 45.4 кГц.

В настоящее время не выпускается.


        Creative Sound Blaster Pro (SB Pro)

Первая стереофоническая модель SB, взятая за основу SB-совместимости.
Частота дискретизации в обоих режимах - 4..45.4 кГц, при работе со
стерезвуком преобразование выполняется поочередно для каждого канала,
поэтому максимальная частота для стереозвука - 22.05 кГц.
FM-синтезатор собран на двух микросхемах OPL2, каждая из которых
подключена к своему стереоканалу, поэтому каждый инструмент может
звучать либо только слева, либо только справа.

Вход микрофона (моно), линейный вход, линейный выход, выход на
наушники.

В настоящее время не выпускается.


        Creative Sound Blaster Pro II (SB Pro II)

Вариант SB Pro с синтезатором на микросхеме OPL3.

В настоящее время не выпускается.


        Creative Sound Blaster 16 (SB 16)

Базовая модель серии SB 16. Ограниченно совместима с SB Pro II (не
поддерживается режим работы с цифровым стереозвуком, принятый в SB
Pro, по всем остальным режимам совместимость полная). Частота
дискретизации в любом режиме - 4..45.4 кГц, введены режим 16-разрядной
записи/воспроизведения и управляемый регулятор тембра по низким и
высоким частотам. Добавлена аппаратная эмуляция MPU-401 (режим UART,
использующий основное прерывание карты). Имеет разъем для установки
ASP, разъем для дочерней платы. Интерфейс CD-ROM - Panasonic. Вход
микрофона (моно), линейный вход, линейный выход, выход на наушники. В
некоторых моделях нет линейного выхода, в некоторых - выхода на
наушники. В некоторых моделях есть ручной регулятор громкости. В
дополнение к стандартной конфигурации используются канал DMA 5
(16-разрядный звук) и адреса портов 330-331 (MPU-401). Дуплекс
несимметричный (8 разрядов в одну сторону и 16 - в другую).


        Creative Sound Blaster 16 Value Edition (SB 16 VE)

Удешевленный вариант SB 16. Нет разъемов для ASP и дочерней платы.
Интерфейс CD-ROM - IDE или Panasonic.


        Creative Sound Blaster 16 Pro (SB 16 Pro или SB 16 ASP)

SB 16 с установленным ASP, микрофоном и программой Voice Assist (для
распознавания речи и подачи команд голосом) в комплекте. Интерфейсы
CD-ROM - Panasonic и IDE.


        Creative Sound Blaster 16 Plug And Play (SB 16 PnP)

Автоматически настраиваемый вариант SB 16.


                *****************************


Для всех выпускаемых в настоящее время моделей SB 16 заявлено
отношение сигнал/шум 75 дБ.


        Карты на микросхемах Vibra16

Типичные представители - Edison Sapphire 16, ASUSTeK I-A16C, ряд
моделей Creative Sound Blaster 16.

Микросхемы Vibra16 (CT2501), Vibra16s и Vibra16c (CT2505) дают полную
совместимость с SB 16. Vibra16 содержит только основной звуковой
процессор, Vibra16s - полный звуковой канал с шинным интерфейсом,
Vibra16c - звуковой канал, шинный интерфейс, FM-синтезатор, порт
MPU-401 и логику PnP.

Vibra16x (CT2511) не поддерживает 16-разрядного обмена по DMA и
работает по двум 8-разрядным DMA-каналам, как и большинство других
звуковых микроконтроллеров. На разрядности звука это не сказывается,
однако из-за этого полной совместимости с SB 16 микросхема не имеет.
За счет этого возможна также симметричная (с одинаковой разрядностью в
обе стороны) дуплексная работа.


        Aztech Sound Galaxy Basic 16 (SG Bas16)

Простейшая 16-разрядная карта из семейства Sound Galaxy. Есть разъем
для дочерней платы (без MIDI-входа), интерфейсы CD-ROM - Mitsumi и
Panasonic. Микрофонный вход (стерео), линейный вход, линейный выход,
выход на наушники. Есть режим эмуляции Covox (8-разрядный порт с
прямым выходом на ЦАП). Полностью совместима с Windows Sound System
(WSS).


        Aztech Sound Galaxy 16 Pro (SG 16 Pro)

Почти то же самое, но с полным MCD-интерфейсом (Sony, Mitsumi,
Panasonic). Совместима с WSS.


        Карты на микросхемах ESS

Типичные представители - Edison Gold 16, Edison Platinum 16, Magique
16, Sky Rocket Gold 16.

Серия карт различных производителей и конфигураций, объединенная
основной микросхемой типа ESS (Enhanced Sound Source). Обычно есть
разъем для дочерней платы, MultiCD-интерфейс, на Edison Gold может
быть также интерфейс для дочернего адаптера SCSI/SCSI-2 или IDE.
MIDI-интерфейс в вариантах на ESS688 - SBMIDI, на ESS1688 - аппаратно
совместимый с MPU-401. ESS1688 также имеет возможность программного
выбора адресов портов и содержит 72-операторный FM-синтезатор (ESFM).
В ESS1788 включена поддержка PnP, в ESS1868 - дуплекса (в
монофоническом режиме), в ESS1869 - объемного расширения звука (3D), а
ESS1888 содержит встроенный RISC-процессор для обработки звука.


        Карты на микросхемах OPTi (Ectiva) 82C929, 82C930, 82C931, 82C933

Функциональность карты определяется используемой центральной
микросхемой. Аппаратно совместимы с WSS и MPU-401. Обычно имеют разъем
для дочерней платы и MultiCD-интерфейс. Варианты на 82C931 - PnP,
обычно имеют только IDE-интерфейс. Карта Edison Crystal 16 на 82C931
не имеет разъема для дочерней платы. В микросхеме 82C933 добавлена
система объемного звучания (3D).

Микросхема EV1935 устанавливается в PCI-карты, обеспечивает
совместимость с SB Pro/WSS на системных платах с DDMA. Поддерживает
подключение внешнего WT-синтезатора.


        Карты на микросхемах Yamaha OPL3-SAx

Типичные представители - Yamaha OPL3-SAS, Edison Diamond 16, Sky
Rocket Platinum 16.

PnP-карты на микросхеме Yamaha YM718 или YM719. Совместимы с SB Pro и
WSS, дуплексные. Интерфейсы SB и WSS могут работать одновременно, с
аппаратным смешиванием звука. Вариант на YM719 имеет звуковой
процессор 3DSound, имитирующий эффект объемного звучания, и регулятор
тембра по низким/высоким частотам. Комплектуются программным
WT-синтезатором Yamaha PS-YM-01/2 для Windows 3.1/95, драйвер которого
может перехватывать MIDI-сообщения, отправляемые в порт MPU-401 из
DOS-сеансов (игры, MIDI-программы для DOS), за счет чего можно иметь
музыкальное сопровождение General MIDI в DOS-играх.


        Карты на микросхемах Avance Logic (ALS-007, 100, 120, 200, 300)

Функциональность карт определяется установленной центральной
микросхемой.

ALS-007 имеет PnP-интерфейс, поддерживает 8- и 16-разрядную
дискретизацию с частотой 4..48 кГц, воспроизведение ADPCM, совместима
с SB Pro II (со внешним синтезатором OPL3), содержит контроллер
ATAPI/IDE и порт MPU-401. Эмулируется набор команд SB 16 (линии High
DMA не поддерживаются).

В ALS-100 добавлены контроллеры интерфейсов CD-ROM Sony, Mitsumi и
Panasonic, поддержка дуплекса, линий High DMA и более полная
совместимость с SB 16. Предусмотрена возможность подключения внешнего
процессора Surround (3D).

В ALS-100+ добавлен 3D-процессор.

В ALS-120 введен встроенный FM-синтезатор ALSFM, из контроллеров
CD-ROM оставлен только IDE/ATAPI.

В ALS-200 добавлен таблично-волновой синтезатор.

Микросхема ALS-300 предназначена для PCI-карт и удовлетворяет
стандарту AC97. Поддерживается экономичный режим. Предусмотрено
подключение цифрового модема и ЦАП/АЦП в стандарте AC97. Эмулируется
набор команд SB 16.


        Pro Audio Sрectrum 16 (PAS 16)

Еще один представитель простых карт. Отличается низким уровнем шумов
(есть система шумоподавления) и достаточно высоким качеством
записи/воспроизведения. Интерфейс CD-ROM - SCSI или Sony.


        Turtle Beach Monte-Carlo (TB Monte-Carlo)

Одна из простых карт семейства TB. Звуковая часть выполнена на
микросхемах CS4231 и OPTi82C928. Полностью совместима с WSS,
MIDI-интерфейс - SBMIDI, программно эмулируется MPU-401. Есть разъем
для дочерней платы. Интерфейсы CD-ROM - MultiCD (на поздних моделях
добавлен IDE). Разъемы - вход микрофона, линейный вход, линейный и
усиленный выходы, MIDI/Joystick. Комплект программного обеспечения
содержит программный эмулятор WT-синтезатора V-Synth для Windows 3.1.

Заявленное отношение сигнал/шум - 80 дБ.


        Turtle Beach Tahiti (TB Tahiti)

Профессиональная звуковая плата. Обладает одними из самых высоких
технических характеристик по качеству записи/воспроизведения.
Встроенного синтезатора нет, ни с одним другим семейством карт не
совместима. Обмен с картой идет не по DMA, как во всех остальных, а
через окно в адресном пространстве наподобие видеопамяти (так
называемая Hurricane-архитектура). Содержит DSP Motorola 56001, при
помощи которого сигнал может подвергаться существенной обработке,
однако программного обеспечения для этого практически нет.

Линейный вход, вспомогательный вход, линейный выход, стандартный
MIDI-интерфейс с переходником In-Out-Thru, совместим с MPU-401. Есть
разъем для дочерней платы. В сочетании со специализированной
программой Quad Studio, карта позволяет сводить и проигрывать до
четырех записанных по отдельности монодорожек даже на процессорах
малой мощности.


        Turtle Beach Multisound Fiji (TB Fiji)

Профессиональная звуковая плата, выпущенная на смену TB Tahiti.
Снижены уровни шума и искажений, сохранена архитектура Hurricane,
добавлен разъем для подключения дочерней платы с интерфейсом S/PDIF
(ввод и вывод). Частота дискретизации - 4..48 кГц. 20-разрядные
АЦП/ЦАП со 128-кратной передискретизацией, 20-разрядный интерфейс с
программами записи/воспроизведения. Содержит DSP Motorola 56002,
однако, как и в случае с Tahiti, не поддержанный программным
обеспечением. Имеет режимы ручной настройки и PnP, дуплексная.

Интерфейс EIDE, линейный вход, микрофонный вход, линейный выход,
разъем MIDI/Joystick. MIDI-интерфейс совместим с MPU-401, есть разъем
для дочерней MIDI-платы (два независимых MPU-401 - для дочерней платы
и для внешнего интерфейса).

Заявленный уровень шума - 96 дБ.


        Event Electronics Darla/Gina/Layla

Семейство многоканальных PCI-карт, разработанных Echo Digital Audio и
продаваемых под маркой Event Electronics. Darla - базовая модель,
имеющая два несимметричных аналоговых входа и восемь выходов с
разъемами RCA, установленными на переходнике, 20-разрядные ЦАП/АЦП со
128-кратной передискретизацией и частоту дискретизации до 48 кГц. Gina
дополнительно имеет 24-разрядные вход и выход S/PDIF, функцию EasyTrim
(автоматическая подстройка входных уровней) и выносной блок звуковых
разъемов (моноджеки 6.3 мм). Layla имеет восемь аналоговых входов и
десять выходов, S/PDIF, MIDI In/Out/Thru, EasyTrim и внешний
интерфейсный модуль стандартного стоечного размера с автономным
питанием; аналоговые входы и выходы - симметричные (TRS).

Все карты содержат 24-разрядный DSP Motorola 56301, используемый для
обработки звука.


                Комбинированные карты
                =====================


        Карты на микросхемах ESS и OPL3-SAx

Типичные представители - Edison Gold 32, Sky Rocket Platinum 32.

Получаются добавлением к своим основным вариантам, имеющим в
обозначении 16, простого аппаратного WT-синтезатора (32 голоса, 1 Мб
ПЗУ, General MIDI). Для большинства карт этого типа разрабатывается
одна плата, и варианты 16/32 отличаются друг от друга только наличием
микросхем синтезатора и ПЗУ.


        Sound Blaster AWE32 (SB AWE32)

AWE расшифровывается, как Advanced Wave Effects. Полностью включает в
себя SB 16 Pro. WT-синтезатор построен на базе чипа EMU8000 (32
голоса, 16-разрядные самплы с частотой дискретизации до 45.4 кГц,
поголосовой эффект-процессор (reverb и/или chorus/delay) с независимой
регулировкой глубины по каждому голосу, резонансный фильтр в каждом
голосе с независимой регулировкой частоты и добротности). Через
эффект-процессор может также пропускаться сигнал с FM-синтезатора.
Есть выход в стандарте S/PDIF (выход идет с EMU8000, поэтому на нем
есть только сигналы WT- и FM-синтезаторов). Амплитуда сигнала на
выходе нестандартная - 5 В. На плате установлено ПЗУ объемом 1 Мб с
самплами инструментов набора GM и ОЗУ на 512 кб для загрузки
дополнительных наборов (банков). Есть также два разъема под
30-контактные SIMM (80 нс и меньше) общим объемом до 32 Мб (при
установке 32 Мб доступным остается 28); при использовании SIMM
встроенные 512 кб отключаются.

В дополнение к стандартной конфигурации, для EMU8000 используются
адреса, увеличенные на 400, 800 и C00 относительно базового адреса
порта.

Поддержка MIDI - программная, есть драйвера для DOS и Windows. Драйвер
поддерживает контроллеры GS (91/93), в наборе стандартных программ
есть основные банки для GS и MT-32. Поддерживается системой OS/2.

PnP-вариант отличается тем, что в качестве основы имеет SB 16 PnP и
содержит микросхему объемного звучания (3DSound), порт которой
расположен по адресу 100.


        Sound Blaster AWE32 Value Edition (SB AWE32 VE)

Удешевленный вариант. Нет разъема для дочерней платы, разъемов для
SIMM, нет ASP (может устанавливаться), в комплекте нет микрофона и
CakeWalk. Интерфейс CD-ROM - IDE.


        Sound Blaster 32 (SB 32)

Промежуточный вариант между полной AWE32 и AWE32 VE. Убрана поддержка
ASP, взамен введены разъемы под SIMM, убрано встроенное ОЗУ на 512 кб.
FM-синтезатор отключен от EMU8000 - обработка его сигнала
эффект-процессором невозможна, как и получение в цифровом виде с
выхода S/PDIF. Без SIMM WT-синтезатор работает только с инструментами
из ПЗУ.

Ранние варианты собирались на чипе Vibra16 и соответственно не имели
регуляторов тембра; с осени 1995 выпускается на том же наборе чипов,
что и новые AWE32. С конца 1996 года выпускается на основе
разработанной для AWE64 микросхемы CT8903, объединяющей основной
процессор (DSP) карты, синтезатор EMU8000, и систему объемного
звучания E-mu 3D, и не имеет выхода S/PDIF.

PnP-вариант отличается тем же, что и AWE32 PnP от AWE32.

Модели SB 32 PnP, имеющие микросхему CT8903, полностью программно
совместимы с AWE 64 PnP, за исключением внутренного PnP-кода модели.

В моделях SB 32 PnP CT-3600 и CT-3620 имеется ошибка в реализации
интерфейса MPU-401: при работе цифрового канала карты (запись или
воспроизведение) внешний MIDI-выход с периодичностью 2-7 секунд
повторяет последний выведенный через интерфейс байт, что может
привести к неправильной работе MIDI-устройств, подключенных через этот
интерфейс.


        Sound Blaster AWE64 (AWE64)

Модель разработана взамен снятой с производства полной версии AWE32
IDE. Синтезатор EMU8000 объединен в одной микросхеме (CT8903 или
CT8920) с основным процессором карты и снабжен системой создания
эффекта трехмерного звука (E-mu 3D). Несколько снижен уровень шума.
Убраны ASP, выход S/PDIF и разъем для дочерней платы. Содержит ту же
прошивку ПЗУ, что и AWE32, и встроенные 512 кб ОЗУ. Для расширения
памяти используются специальные модули, всего может устанавливаться до
28 Мб. Модель CT4380 имеет IDE-интерфейс.

В комплект входит программный WT-синтезатор WaveSynth/WaveGuide,
частично использующий технологию физического моделирования
акустических инструментов, благодаря которой струнные и духовые
инструменты звучат более естественно. Синтезатор выполнен в виде
драйвера для Windows 3.1 и Windows 95, и создает в системе
дополнительное MIDI-устройство с полифонией в 32 голоса (возможно
наложение реверберации), используя для вывода звука цифровой тракт
карты. Когда используется WaveSynth/WG, цифровой тракт полностью занят
выводом звука и не может быть использован для других целей. Для
нормальной работы WaveSynth/WG требуется процессор P5-90. WS/WG не
использует особенностей AWE64 - для его работы достаточно любой
16-разрядной карты, однако драйвер настроен на работу только с
драйвером AWE64.

Название карты и заявление о 64-голосой полифонии происходят
исключительно от наличия в комплекте WaveSynth/WG - никакой аппаратной
поддержки дополнительных 32 голосов карта не имеет.

Карта снабжена богатым набором программного обеспечения на CD:
интернет-телефон WebPhone, проигрыватель звуковых файлов формата
MPEG-3, аранжировщик Voyetra MIDI Orchestrator и полный комплект
программ от AWE32. В поставку также входит микрофон.


        Sound Blaster AWE64 Value (AWE64 Value)

Новое название для AWE64 для исключения путаницы с AWE64 Gold.


        Sound Blaster AWE64 Gold (AWE64 Gold)

Более профессиональный вариант AWE64. Линейный выход сделан на
золоченых разъемах RCA, добавлен выход S/PDIF с общего (синтезаторы и
цифровой тракт) смесителя (в комплекте - добавочная планка с разъемом
RCA). Убраны выход на наушники и CD-интерфейс. Объем встроенной памяти
- 4 Мб, расширяется модулями до 28 Мб.


                *****************************

Для всех выпускаемых в настоящее время моделей AWE32 и SB 32 заявлено
отношение сигнал/шум 75 дБ, кроме модели AWE32 CT3900, для которой
заявлено 80 дБ. Для AWE64 заявлено 90 дБ.



        Gravis Ultrasound (GUS, GUS Classic)

Представляет собой "чистый" WT-синтезатор (нет встроенного FM-
синтеза, несовместим ни с каким другим семейством карт). Собран на
чипе ICS GF1. Число голосов - от 14 до 32 при частотах дискретизации
от 44.1 кГц до 19.2 кГц соответственно. Цифровое воспроизведение -
16-разрядное стерео на частотах до 44.1 кГц, цифровая запись -
8-разрядное стерео на этих же частотах (возможна 16-разрядная запись
при помощи дополнительной платы). Эффект-процессора нет. Аппаратно
поддерживается дуплекс, однако стандартное программное обеспечение его
не реализует.

Отдельного цифрового канала на воспроизведение не имеет - для
проигрывания оцифрованного звука используются каналы синтезатора с
одновременной подгрузкой оцифровки в его ОЗУ. На других картах,
благодаря наличию отдельного цифрового канала, эта технология
распространения не получила.

Имеет микрофонный и линейный входы, линейный и усиленный выходы,
разъем MIDI/Joystick. Не позволяет выборочно отключать прослушивание
источников сигнала на выходах карты.

Поставляется с 256 кб ОЗУ, расширяем до 1 Мб (DIP-микросхемы 44256
структуры 512k*4), ПЗУ нет. Пpогpаммной обеспечение использует
технологию "patch cache" - самплы хранятся на диске, а перед
проигрыванием нужный набор загружается в ОЗУ. Полный объем файлов
инструментов GM - 5.6 Мб. Для экономии памяти предусмотрен режим
интерполяции, когда 16-разрядные самплы сворачиваются в памяти до
8-разрядных с небольшой потерей в качестве.

Обработка MIDI - программная, есть драйвера для DOS и Windows.
Поддерживается ОС Linux. OS/2 не поддерживается, однако есть
неофициальный драйвер, реализующий часть возможностей карты.

Предусмотрена программная эмуляция GM, SB и FM, однако ее
использование ограничено из-за конфликтов программ под DOS. На
практике большинство игр все же либо работают через эмуляторы, либо
самостоятельно поддерживают карту.


        Gravis Ultrasound MAX (GUS MAX)

Улучшенный вариант GUS. Поддерживает запись/воспроизведение
16-разрядного стереозвука с частотой дискретизации до 48 кГц
(микросхема CS4231). Поставляется с 512 кб ОЗУ (одна микросхема SOJ
структуры 256k*16), расширяется до 1 Мб установкой еще одной
микросхемы. Добавлен MultiCD-интерфейс. Дуплексная. Частично
совместима с WSS (микросхема CS4231 настроена на нестандартные адреса
портов). Также не позволяет выборочно отключать прослушивание
источников сигнала.


        Gravis Ultrasound Extreme (GUS Extreme)

Вариант обычного GUS, где цифровой канал сделан на микросхеме ESS1688,
а WT-синтезатор - на GF1. Как результат - полная аппаратная
совместимость с обычным GUS в части WT-синтезатора, и с системой
ESS1688 - в части цифрового канала. ОЗУ - 1 Мб из двух микросхем SOJ
по 512 кб. EIDE-интерфейс. Дуплекная.

Линейный вход, вход микрофона, линейный выход.


        Gravis Ultrasound Plug And Play (GUS PnP)

Качественно новая версия GUS. Синтезатор - AMD InterWave. 32 голоса,
до 48 кГц. Имеет встроенное 1 Мб ПЗУ с инструментами General MIDI и
шестью наборами ударных стандарта GS. Может устанавливаться ОЗУ
(30-контактные SIMM, до 8 Мб, возможна аппаратная доработка до 16 Мб).
Поканальный эффект-процессор: эффекты (reverb, chorus, flanger, echo,
fade) доступны после установки ОЗУ. Дуплексная. При наличии ОЗУ
аппаратно совместима с прежними версиями GUS.

Для инструментов введен новый формат - FFF (набор инструментов,
который может состоять из нескольких MIDI-банков).

Микрофонный и линейный входы, линейный выход. Интерфейс CD-ROM - IDE.

Заявленное отношение сигнал/шум - 80 дБ.


        Gravis Ultrasound Plug And Play Pro (GUS PnP Pro)

Версия GUS PnP со встроенным ОЗУ на 512 кб. В комплект входит
микрофон.


        Turtle Beach Troрez (TB Troрez)

Частота дискретизации цифрового канала - 48 кГц. Синтезаторы - OPL3,
ICS WaveFront (практически полностью включает в себя аппаратуру Maui).
Объем ПЗУ с инструментами GM - 2 Мб. Может устанавливаться ОЗУ объемом
до 12 Мб (30-контактные SIMM, 3 разъема, 70 нс или меньше),
поддерживается SampleStore. Эффект-процессора нет. Интерфейс CD-ROM -
IDE. Аппаратно совместим с MPU-401 (может работать в режиме GM без
программной поддержки); для работы по MIDI-интерфейсу имеет второй
совместимый с MPU-401 порт.


         Turtle Beach TBS-2000

Упрощенный вариант TB Tropez. Нет возможности установки ОЗУ, нет
второго порта MPU-401. Дуплексная.


         Turtle Beach Tropez Plus (TB Tropez Plus)

(Serge Britoff) Частота дискретизации от 4 до 48 кГц. Синтезаторы -
OPL3 (20 независимых стереоголосов) и ICS WaveFront (32 голоса на
частоте 33.075 кГц или 24 голоса на частоте 44.1 кГц ). ПЗУ с
инструментами GM - 4 Mб. Sample Store (любой GM инструмент можно
заменить на WAV при наличии ОЗУ), ОЗУ до 12 Mб (30-контактные SIMM с
временем доступа не более 70 нс, 3 разъема Эффект-процессор - Yamaha
(в Tropez Plus Control Panel можно выставить один из 8 видов
реверберации, один из 8 видов хоруса и один из 39 видов других
эффектов одновременно, а затем регулировать глубину каждого из 3-х
выбранных эффектов независимо от других, недостаток - эффекты
устанавливаются для всех каналов сразу). Интерфейс CD-ROM - E-IDE.
Имеет два MPU-401 MIDI порта (внешний - для джойстиков, MIDI -
клавиатур и т.д. и внутренний для wave-table карт и т.д.). Отношение
S/N -89дБ. Два линейных и один микрофонных вход, один линейный выход.
Карта PnP - совместимая, с ней идут драйвера под WIN/WIN 95.
Совместима с SB без драйверов. Дуплексная.

От автора: в действительности уровень шума карты, особенно с выхода
эффект-процессора после синтезатора, значительно превышает заявленный
в документации. Приближенные измерения показывают уровень в -50..-60
дБ при записи и еще больший - с выхода синтезатора.


        Turtle Beach Multisound Monterey (TB Monterey)

Объединенные на одной плате TB Tahiti и TB Rio. Заявленное отношение
сигнал/шум - 95 дБ, коэффициент гармоник - 0.02%.


        Turtle Beach Multisound Pinnacle (TB Pinnacle)

Представляет собой TB Fiji, дополненную синтезатором Kurzweil MA-1 -
32 голоса, 44.1 кГц (с Rev.F - и на 48 кГц) объем ПЗУ - 2 Мб (сжатый
методом Kurzweil набор GM из 4 Мб). Схема синтеза допускает сложную
модуляцию параметров звука (запуск, амплитуда, частота, срез/резонанс
фильтра) от различных источников (номер ноты, сила удара, огибающие,

Секция 2 из 4 - Предыдущая - Следующая

Вернуться в раздел "Мультимедиа" - Обсудить эту статью на Форуме
Главная - Поиск по сайту - О проекте - Форум - Обратная связь

© faqs.org.ru