faqs.org.ru

 Главная > Компьютеры и комплектующие > Мультимедиа >

FAQ по звуковым платам для IBM PC

Секция 1 из 4 - Предыдущая - Следующая
Все секции - 1 - 2 - 3 - 4

        Frequently Asked Questions (Часто Задаваемые Вопросы)
                   по звуковым платам для IBM PC

Создан: 20.01.96

Последняя модификация: 02.04.99

Автор: Евгений Музыченко (Eugene Muzychenko)
       2:5000/14@FidoNet, music@spider.nrcde.ru

Copyright (C) 1996-99, Eugene V. Muzychenko. All rights reserved.

Все права в отношении данного текста принадлежат автору. При
воспроизведении текста или его части сохранение Copyright обязательно.
Коммерческое использование допускается только с письменного разрешения
автора.

При наличии изменений с момента последней публикации они отмечаются
знаком ">-".

----------------------------------------------------------------------

 - Что такое PCM и ADPCM?

PCM (Pulse Code Modulation - импульсно-кодовая модуляция) -
стандартный способ цифрового представления сигнала при помощи
последовательности импульсов, каждый из которых кодируется абсолютным
числовым значением амплитуды. Различаются знаковое (signed) и
беззнаковое (unsigned) представления: в первом случае представлен
двуполярный сигнал и отсчеты могут меняться от -N до +N, где N -
максимально возможная амплитуда; во втором случае - однополярный,
когда отсчеты меняются от нуля до N. При записи/воспроизведении с
помощью звуковой карты эти форматы функционально равнозначны - первый
приводится ко второму сдвигом на половину максимальной амплитуды, и
наоборот.

ADPCM (Adaptive Delta PCM - адаптивная относительная ИКМ) -
разновидность ИКМ, когда отсчеты представляются не в абсолютной форме,
а в виде относительных изменений (delta) амплитуды. Это позволяет
сократить разрядность отсчета до 2-4 бит, уменьшив при этом общий
размер оцифровки, однако не позволяет точно представить сигналы с
быстро меняющейся амплитудой.

----------------------------------------------------------------------

 - Какие методы синтеза звука используются в звуковых платах?

Сейчас таких методов два:

WT (WaveTable - таблица волн) - воспроизведение заранее записанных в
цифровом виде звучаний - самплов (samples). Инструменты с малой
длительностью звучания обычно записываются полностью, а для остальных
может записываться лишь начало/конец звука и небольшая "средняя"
часть, которая затем проигрывается в цикле в течение нужного времени.
Для изменения высоты звука оцифровка проигрывается с разной скоростью,
а чтобы при этом сильно не изменялся характер звучания - инструменты
составляются из нескольких фрагментов для разных диапазонов нот. В
сложных синтезаторах используется параллельное проигрывание нескольких
самплов на одну ноту и дополнительная обработка звука (модуляция,
фильтрование, различные "оживляющие" эффекты и т.п.). Большинство плат
содержит встроенный набор инструментов в ПЗУ, некоторые платы
позволяют дополнительно загружать собственные инструменты в ОЗУ платы,
а платы семейства GUS (кроме GUS PnP) содержат только ОЗУ и набор
стандартных инструментов на диске. Некоторые модели PCI-плат позволяют
использовать для загрузки инструментов общее ОЗУ компьютера (UMA -
Unified Memory Architecture, унифицированная архитектура памяти).

Достоинства метода - предельная реалистичность звучания классических
инструментов и простота получения звука. Недостатки - наличие жесткого
набора заранее подготовленных тембров, многие параметры которых нельзя
изменять в реальном времени, большие объемы памяти для самплов (иногда
- до мегабайт на инструмент), различия в звучаниях разных синтезаторов
из-за разных наборов стандартных инструментов.

Надо заметить, что в большинстве музыкальных плат, для которых заявлен
метод синтеза WT, в том числе - наиболее популярных семейств GUS и
AWE32, на самом деле реализован более старый и простой "самплерный"
метод, поскольку звук в них формируется из непрерывных во времени
самплов, отчего атака и затухание звука звучат всегда с одинаковой
длительностью, и только средняя часть может быть произвольной
длительности. В "настоящем" WT звук формируется как из параллельных,
так и из последовательных участков, что дает значительно большее
разнообразие, а главное - выразительность звуков.

FM (Frequency Modulation - частотная модуляция) - синтез при помощи
нескольких генераторов сигнала (обычно синусоидального) со взаимной
модуляцией. Каждый генератор снабжается схемой управления частотой и
амплитудой сигнала и образует "оператор" - базовую единицу синтеза.
Чаще всего в звуковых картах применяется 2-операторный (OPL2) синтез и
иногда - 4-операторный (OPL3) (хотя большинство карт поддерживает
режим OPL3, стандартное программное обеспечение для совместимости
программирует их в режиме OPL2). Схема соединения операторов
(алгоритм) и параметры каждого оператора (частота, амплитуда и закон
их изменения во времени) определяет тембр звучания; количество
операторов и степень тонкости управления ими определяет предельное
количество синтезируемых тембров.

Достоинства метода - отсутствие заранее записанных звуков и памяти для
них, большое разнообразие получаемых звучаний, повторяемость тембров
на различных картах с совместимыми синтезаторами. Недостатки - очень
малое количество "благозвучных" тембров во всем возможном диапазоне
звучаний, отсутствие какого-либо алгоритма для их поиска, крайне
грубая имитация звучания реальных инструментов, сложность реализации
тонкого управления операторами, из-за чего в звуковых картах
используется сильно упрощенная схема со значительно меньшим диапазоном
возможных звучаний.

При использовании в музыке звучаний реальных инструментов для синтеза
лучше всего подходит метод WT; для создания же новых тембров более
удобен FM, хотя возможности FM-синтезаторов звуковых карт сильно
ограничены из-за своей простоты.

----------------------------------------------------------------------

 - Что такое MIDI?

Musical Instrument Digital Interface - цифровой интерфейс музыкальных
инструментов. Разработан в 1982 г. группой ведущих производителей
электронных инструментов для унификации методов управления ими и
объединения нескольких инструментов в единую систему.

Под MIDI понимается как способ соединения инструментов - кабели,
разъемы, способ передачи сигналов - так и набор команд-сообщений,
передаваемых между инструментами. Большинство сообщений передается в
реальном времени и отражает воздействия исполнителя на клавиатуру,
педали, регуляторы и прочие органы управления инструментом. Прочие
сообщения служат для установки общих режимов работы инструмента,
переноса параметров звука, оцифровок, партитур и т.п.

В настоящее время MIDI является обязательным интерфейсом любого
электронного инструмента и стандартным интерфейсом в музыкальных
студиях. С его помощью соединяются не только музыкальные инструменты,
но и средства записи, воспроизведения и обработки звука,
вспомогательная аппаратура. Синтезаторы звуковых карт также
управляются по MIDI - аппаратно или с помощью программного
драйвера-интерпретатора.

Важно понимать, что сам интерфейс MIDI никак не связан со звучанием
синтезатора - он позволяет только универсальным способом управлять его
работой, а параметры звучания определяются конструкцией самого
синтезатора.

----------------------------------------------------------------------

 - Что такое GM, GS и XG?

GM (General MIDI - единый MIDI) - стандарт на набор тембров
("инструментов") в музыкальных синтезаторах. Синтезатор в стандарте GM
обязан иметь 128 мелодических инструментов (которыми можно играть ноты
разной высоты) в каналах 1..9 и 11..16, и 46 ударных инструментов в
канале 10 (своя нота для каждого инструмента). Мелодический набор
состоит из 16 групп инструментов (пианино, органы, гитары, струнные,
духовые, ударные и т.п.) по 8 в каждой группе. За всеми инструментами
закреплены номера (например, Melodic 0 - Acoustic Grand Piano, Melodic
66 - Alto Sax, Percussion 35 - Acoustic Bass, Percussion 50 - High
Tom), так что партитура, подготовленная в GM, будет похоже звучать на
разных GM-инструментах. К сожалению, похожесть распространяется только
на "классические" тембры - большинство синтетических (Pad/FX) и многие
ударные сильно отличаются по скорости нарастания/затухания, громкости,
окраске и т.п.

GS (General Synth - единый синтез) - стандарт на набор тембров фирмы
Roland. Включает вместе с General MIDI дополнительные наборы
мелодических и ударных инструментов, различные эффекты (скрип двери,
звук мотора, крики и т.п.), а также дополнительные способы управления
инструментами через MIDI-контроллеры. Многие звуковые карты
поддерживают GM по умолчанию, а GS - в порядке расширения.

XG (Extended General - единый расширенный) - новый стандарт,
включающий несколько сотен мелодических и ударных инструментов,
применяемых в профессиональной музыке. Содержит значительно более
развитые средства управления синтезом, чем GM и GS. В частности,
стандарт обязывает синтезатор иметь по одному резонансному фильтру на
канал и три независимых вида эффект-обработки, и обеспечивает
управление в реальном времени атакой/затуханием звуков, портаменто,
параметрами резонансных фильтров, раздельную настройку ударных звуков,
а также подключение множества звуковых эффектов. Любой MIDI-канал
может быть независимо от других установлен в режим мелодических или
ударных инструментов. Использование стандарта XG позволяет создавать
переносимые MIDI-файлы со звучанием, приближенным к профессиональному.

В XG используется три типа эффект-обработки: reverb, chorus и
variation. Последний представляет собой набор специальных эффектов,
включающий несколько видов reverb и chorus, а также echo, delay,
flanger, phaser, rotary speaker, wah-wah, distortion, overdrive,
equalizer и пр. Параметры каждого типа обработки устанавливаются
независимо; в простых XG-синтезаторах из набора variation в каждый
момент времени может действовать только один вид эффекта, в более
сложных моделях - два и более. Глубина каждого из эффектов
регулируется независимо для каждого канала; эффект variation может
применяться к одному или всем каналам одновременно.

----------------------------------------------------------------------

 - Какова структура современных звуковых плат?

Все звуковые платы по назначению можно разделить на три группы:

- чисто звуковые, содержащие только тракт цифровой
записи/воспроизведения. Эти платы позволяют только записывать или
воспроизводить непрерывный звуковой поток, наподобие магнитофона. Вся
работа по запоминанию записываемого и подготовке воспроизводимого
потока возлагается на программное обеспечение; оцифрованный звук при
этом в самой плате не хранится. Некоторые звуковые платы имеют
встроенные сигнальные процессоры для обработки звука в процессе его
записи или воспроизведения.

- чисто музыкальные, содержащие только музыкальный синтезатор. Такие
платы ориентированы прежде всего на генерацию относительно коротких
музыкальных звуков по командам от центрального процессора; сами звуки
при этом либо создаются параметрически, либо воспроизводятся
оцифровки, заранее помещенные в память синтезатора (ПЗУ или ОЗУ).
Музыкальные платы не имеют возможности записи звука и, даже при
наличии ОЗУ в синтезаторе, не рассчитаны на воспроизведение
непрерывного звукового потока, хотя иногда этого можно добиться при
помощи особых методов. Некоторые музыкальные платы содержат
эффект-процессор для обработки создаваемого звука.

- комбинированные, или звуко-музыкальные, с объединенным на одной
плате цифровым трактом и музыкальным синтезатором. Обычно под словом
"синтезатор" подразумевается WT; платы только с FM-синтезатором,
который сильно ограничен для музыкального применения, чаще всего
относят к категории чисто звуковых.

По конструкции все платы делятся на обычные, или основные, называемые
по традиции "картами", которые вставляются в разъем системной
магистрали (обычно ISA), и дочерние, подключаемые к специальному
26-контактному разъему на основной карте. По сути, дочерняя плата как
бы "надевается" на разъем, удерживаясь на нем только силой трения
контактов и фиксирующих штифтов, образуя с основной картой
своеобразный "бутерброд".

Из-за ограничений интерфейса между основной и дочерней платами
дочерние платы могут быть только чисто музыкальными - никаких
возможностей по записи/воспроизведению звукового потока они иметь не
могут.

В комбинированных картах можно выделить четыре более-менее независимых
блока:

1. Блок цифровой записи/воспроизведения, называемый также цифровым
каналом, или трактом, карты. Осуществляет преобразования аналог->цифра
и цифра->аналог в режиме программной передачи или по DMA. Состоит из
узла, непосредственно выполняющего аналогово-цифровые преобразования -
АЦП/ЦАП (международное обозначение - coder/decoder, codec), и узла
управления. АЦП/ЦАП либо интегрируется в состав одной из микросхем
карты, либо применяется отдельная микросхема (AD1848, CS4231, CT1703 и
т.п.). От качества применяемого АЦП/ЦАП во многом зависит качество
оцифровки и воспроизведения звука; не меньше зависит она и от входных
и выходных усилителей.

Цифровой канал большинства распространенных карт (кроме GUS) совместим
с Sound Blaster Pro (8 разрядов, 44 кГц - моно, 22 кГц - стерео).

Разрядность оцифровки, передаваемой по каналу DMA, не зависит от
разрядности самого канала и определяется только возможностями карты.

2. Блок синтезатора. Построен либо на базе микросхем FM-синтеза OPL2
(YM3812) или OPL3 (YM262), либо на базе микросхем WT-синтеза (GF1,
WaveFront, EMU8000, Dream и т.п.), либо того и другого вместе.
Работает либо под управлением драйвера (FM, большинство WT) -
программная реализация MIDI, либо под управлением собственного
процессора - аппаратная реализация. Почти все FM-синтезаторы
совместимы между собой, различные WT-синтезаторы - нет. Большинство
WT-синтезаторов содержит встроенное ПЗУ со стандартным набором
инструментов General MIDI (128 мелодических и 37 ударных
инструментов), некоторые также содержат ОЗУ для загрузки
дополнительных оцифрованных звуков, которые будут использоваться при
исполнении музыки. Загружаемые звуки обычно оформляются в наборы
(банки), содержащие тематические или универсальные наборы звуков
(инструментов). Для композиции или арранжировки в основном применяются
различные тематические банки, многие из которых зачастую используются
одновременно, для простого проигрывания MIDI-файлов - универсальные
(GM, GS, MT-32 и т.п.).

3. Блок MPU. Осуществляет прием/передачу данных по внешнему
MIDI-интерфейсу, выведенному на разъем MIDI/Joystick и разъем для
дочерних MIDI-плат. Обычно более или менее совместим с интерфейсом
MPU-401, но чаще всего требуется программная поддержка.

4. Блок микшера. Осуществляет регулирование уровней, коммутацию и
сведение используемых на карте аналоговых сигналов. В состав микшера
входят предварительные, промежуточные и выходные усилители звуковых
сигналов.

В дочерних платах основными блоками являются собственно музыкальный
синтезатор и блок MIDI-интерфейса, через который плата получает
MIDI-сообщения с основной карты. Синтезатор обязательно имеет ПЗУ
различного объема; наличие ОЗУ возможно, но неудобно, поскольку MIDI
является достаточно медленным для загрузки оцифровок интерфейсом.
Синтезированный звук возвращается в основную карту по аналоговому
стереоканалу.

----------------------------------------------------------------------

 - Почему один и тот же MIDI-файл на разных картах звучит по-разному?

Это объясняется тем, что даже в General MIDI стандартизованы только
названия инструментов и тембров, а их окраска, яркость, развитие во
времени, громкость по умолчанию и прочие "второстепенные" параметры
выбираются по вкусу производителями карт. Из-за этого, например, на
другой карте фоновые скрипки могут оказаться существенно громче и
"задавить" сольную партию, или чрезмерно сильная модуляция инструмента
по умолчанию - вызвать биения и диссонансы в аккордах. "Cинтетические"
тембры могут оказаться совершенно другого вида, звонкий на одной карте
звук может быть глухим на другой, спад громкости после нажатия клавиши
может быть быстрее или медленнее, несоответствия ударных могут вообще
испортить весь рисунок, и т.п. В общем случае относительно похоже
звучат только чисто фортепианные партитуры.

Нередко бывает и так, что MID-файл, приятно звучащий на посредственной
WT-карте, при воспроизведении на более дорогой и качественной
превращается в какофонию - по той же причине. Это касается и загрузки
новых универсальных банков инструментов в ОЗУ карт; при этом может
совершенно измениться звучание карты - как в лучшую, тах и в худшую
сторону.

----------------------------------------------------------------------

 - Почему один и тот же MIDI-файл в разное время звучит по-разному?

Многие MIDI-файлы используют команды смены режимов работы синтезатора
(особенно сильно это делается в партитурах для GS и XG), и далеко не
всегда возвращают их в стандартное значение в конце партитуры. Кроме
этого, большинство файлов не делает полной предустановки всех
параметров в надежде на то, что они уже установлены в стандартное
значение. Поэтому в общем случае перед проигрыванием каждого
MIDI-файла желательно подать синтезатору команду сброса в режим GM, GS
или XG - в зависимости от типа файла. Существуют специальные
MIDI-файлы GM_ON, GS_RESET и им подобные, а также - проигрыватели,
выполняющие команды сброса между файлами (например, MediPlay).

----------------------------------------------------------------------

 - Что такое MPU-401 и MT-32?

Это продукты фирмы Roland, ставшие фактическим стандартом для многих
звуковых карт IBM PC:

MPU-401 (MIDI Processing Unit - устройство MIDI-обработки) - плата
MIDI-интерфейса для IBM PC. Полный вариант MPU-401 содержит UART
(Universal Asynchronous Receicer/Transmitter - универсальный
асинхронный приемопередатчик, УАПП), вход/выход сигналов токовой петли
и встроенный процессор обработки MIDI-сообщений. Интерфейс может
работать либо в интеллектуальном (Smart, Intelligent) режиме, либо в
базовом (Dump), называемом также режимом простого приемопередатчика -
UART. В режиме Smart задействуется встроенный процессор, способный
выбирать из всего потока только нужные MIDI-сообщения, преобразовывать
формат сообщений, автоматически передавать сообщения синхронизации и
т.п.; в режиме Dump работает только приемопередатчик, передавая и
принимая все MIDI-сообщения без изменений.

Компьютер с MIDI-интерфейсом становится полноправным устройством в
MIDI-сети, и может соединяться с клавиатурами, секвенсорами,
синтезаторами, другими компьютерами (не обязательно IBM-совместимый),
и может выступать как источником MIDI-сообщений, так и их приемником
(например, играть через звуковую карту по командам от другого
MIDI-устройства).

MT-32 - тонгенератор (внешний модуль-синтезатор с MIDI-интерфейсом).
Для сопряжения с компьютером поставляется с платой типа MPU-401, но
может использоваться и самостоятельно. Содержит восьмиканальный
WT-синтезатор, в каждом канале может одновременно звучать до 16 нот
(всего может звучать до 32 нот). Частично совместим по раскладке
инструментов с GM. Имеет 128 мелодических, 30 ударных инструментов и
33 звуковых эффекта. Содержит встроенный ревербератор.

В описаниях большинства звуковых карт упоминается о совместимости с
MPU-401 и MT-32. Однако аппаратный MIDI-интерфейс большинства карт
реализован на сигналах ТТЛ, а не токовой петли, как в MPU-401, и для
подключения MIDI-устройств необходим адаптер с преобразователем "ТТЛ -
токовая петля". Кроме этого, во многих простых картах реализован так
называемый интерфейс SBMIDI, принципиально несовместимый по управлению
с MPU-401. Обычно утверждение "MPU-401 compatible" означает
программную совместимость с режимом простого приемопередатчика
MPU-401.

Совместимость с MT-32 означает поддержку инструментов с теми же
номерами и похожими тембрами, но не гарантирует отработку SysEx.

----------------------------------------------------------------------

 - Что такое Reverb и Chorus?

Это названия звуковых эффектов:

Reverberation (повторение) - эффект отзвука, эха, создающий
впечатление "объемности" звука ("эффект зала"). Реализуется при помощи
многократных повторений звука с небольшой задержкой между ними.

Chorus (хор) - эффект "размножения" инструмента, создающий впечатление
игры ансамбля, а при воспроизведении голоса - хорового пения.
Реализуется копированием сигнала с небольшим временным сдвигом,
возможно - в разные стереоканалы для придания "объемности".

В GS (а также в GM многих карт) глубина этих эффектов регулируется
MIDI-контроллерами 91 и 93.

----------------------------------------------------------------------

 - Что такое Polyрhony и Multi-timbral?

Polyрhony (полифония, многоголосие) - максимальное количество
простейших звуков, которое синтезатор может воспроизводить
одновременно. Оно определяется количеством внутренних генераторов
синтезатора (реальных или виртуальных). Хорошей считается полифония 32
и больше.

Полифония не обязательно означает количество одновременно звучащих
нот. Один инструмент может состоять более, чем из одного простого
звука, причем количество звуков в различных инструментах может быть
разным - это приводит к соответствующему уменьшению количества
одновременно звучащих нот.

Multi-timbral (многотембровость) - максимальное количество
инструментов, которые могут использоваться одновременно, без
переключений. Обычно это число равно 16 - количеству MIDI-каналов.
Напрямую оно никак не связано с полифонией, однако аппаратура
синтезатора общая для всех инструментов, и игра большим количеством
инструментов может приводить к переполнению голосов и пропаданию
отдельных нот.

----------------------------------------------------------------------

 - Какие параметры характеризуют звуковую карту?

Основные параметры - разрядность, максимальная частота дискретизации,
количество каналов (моно или стерео), параметры синтезатора,
расширяемость, совместимость.

Под разрядностью карты имеется в виду разрядность цифрового
представления звука - 8 или 16 бит. 8-разрядные карты дают качество
звука, близкое к телефонному; 16-разрядные уже подходят под
определение "Hi-Fi" и теоретически могут обеспечить студийное качество
звучания, хотя практически это реализуется очень редко. Разрядность
представления звука не имеет никакой связи с разрядностью системной
шины для карты, однако карта для 32-разрядной шины MCA, EISA, VLB или
PCI будет работать с несколько меньшими накладными расходами на
запись/воспроизведение оцифрованного звука, чем карта для ISA.

Максимальная частота дискретизации (оцифровки) определяет максимальную
частоту записываемого/воспроизводимого сигнала, которая примерно равна
половине частоты дискретизации. Для записи/воспроизведения речи может
быть достаточно 6-8 кГц, для музыки среднего качества - 20-25 кГц, для
высококачественного звучания необходимо 44 кГц и больше. В некоторых
картах можно повысить частоту дискретизации ценой отказа от
стереозвука: два канала по 22 кГц, либо один канал на 44 кГц.

Параметры синтезатора определяют возможности карты в синтезе звука и
музыки. Тип синтеза - FM или WT - определяет вид звучания музыки: на
FM-синтезаторе инструменты звучат очень бедно, со "звенящим" оттенком,
имитация классических инструментов весьма условна; на WT-синтезаторе
звучание более "живое", "сочное", классические инструменты звучат
естественно, а синтетические - более приятно, на хороших
WT-синтезаторах может даже создаться впечатление "живой игры" или
"слушания CD". Число голосов (рolyрhony) определяет предельное
количество элементарных звуков, могущих звучать одновременно. Объем
ПЗУ или ОЗУ WT-синтезатора говорит о количестве различных инструментов
или качестве их звучания (ПЗУ на 4 Мб может содержать 500 инструментов
среднего качества или обычный, но хороший GM), но большой объем ПЗУ не
означает автоматически хорошего качества самплов, и наоборот. Для
собственного музыкального творчества большое значение имеют
возможности синтезатора по обработке звука (огибающие, модуляция,
фильтрование, наличие эффект-процессора), а также возможность загрузки
новых инструментов.

Расширяемость определяет возможности по подключению дополнительных
устройств, установке микросхем, расширению объема ПЗУ или ОЗУ и т.п.
На многих картах есть 26-разрядный внутренний разъем для подключения
дочерней платы, представляющей собой дополнительный WT-синтезатор.
Практически на каждой карте есть разъем для подключения CD-ROM с
интерфейсом Sony, Mitsumi, Panasonic или IDE (сейчас популярны в
основном последние два; IDE-интерфейс многих карт допускает
подключение винчестера), бывают разъемы цифрового выхода (SPDIF) для
подключения к студийному оборудованию, разъемы для подключения модема
и другие. Некоторые карты допускают установку DSP и дополнительной
памяти для самплов WT-синтезатора.

Под совместимостью сейчас чаще всего понимается совместимость с
моделями Sound Blaster - обычно SB Pro и SB 16 (последняя - только для
карт производства Creative и карт на микросхеме Creative Vibra 16).
Совместимость с SB Pro подразумевает совместимость и с AdLib - одной
из первых звуковых карт для IBM PC. Основные отличия SB 16 от SB Pro:
SB Pro - 8-разрядная карта, допускает запись/воспроизведение одного
канала с частотой дискретизации 44.1 кГц либо двух каналов с частотой
22.05 кГц; SB 16 - 16-разрядная карта, допускает
запись/воспроизведение с частотой до 44.1 кГц, имеет автоматическую
регулировку уровня с микрофона и программную регулировку тембра. Обе
карты имеют стереофонический FM-синтезатор (OPL3). Многие SB
Pro-совместимые карты на самом деле 16-разрядные, но большинство
программ использует их только в 8-разрядном режиме SB Pro.

Определенное значение имеет программная совместимость MIDI-интерфейса
с MPU-401, позволяющая использовать внешний инструмент с программами,
не имеющими специальных драйверов для MIDI-интерфейса карты (в
основном это - старые программы для DOS). При работе в Windows эта
совместимость обычно несущественна, ибо почти каждая карта имеет в
комплекте набор драйверов для Windows.

Совместимость карты с Windows Sound System понимается двояко:
программная - возможность работы под управлением собственных драйверов
в 16-разрядном режиме на 48 кГц, и аппаратная - возможность настройки
на стандартные для WSS параметры (порт 530, IRQ 10 и т.п.) и отработку
команд стандарта WSS.

----------------------------------------------------------------------

 - Что представляет собой дочерняя MIDI-плата?

Дополнительный MIDI-синтезатор, подключаемый к специальному 26-
контактному разъему на основной карте, который обычно называется
Wavetable Connector (название происходит от того, что большинство
дочерних плат использует метод синтеза WT и предназначены для
расширения простых карт с методом FM) или Daughterboard Connector. Еще
одно название разъема - Waveblaster Connector (разъем был введен в
модели Creative SB 16 и предназначался для подключения платы Creative
Waveblaster).

Интерфейс для дочерней платы состоит из цепей питания, MIDI-выхода
(иногда - и MIDI-входа), и стереофонического аналогового входа для
звукового сигнала с платы. Плата получает MIDI-сообщения, посылаемые
основной картой, на их основе синтезирует звук и передает его по
звуковым цепям в микшер основной карты.

Конструктивно дочерние платы выполняются таким образом, чтобы их можно
было непосредственно надеть на разъем основной карты, закрепив
специальными штифтами, для которых в большинстве карт предусмотрены
отверстия. Однако существуют карты, разъемы для дочерних плат на
которых рассчитаны только на миниатюрные платы и расположены
нестандартно, что не позволяет надеть на них плату стандартного
формата (140 x 90 мм).

Поскольку дочерняя карта представляет собой самостоятельный
синтезатор, аналогичный по принципу работы музыкальным тонгенераторам,
эффект от подключения платы полностью аналогичен эффекту от
подключения внешнего синтезатора или тонгенератора к разъему
MIDI/Joystick.

Никакого дополнительного программного обеспечения для работы с
дочерней платой не требуется - предназначенные ей MIDI-сообщения
просто посылаются на внешний MIDI-порт основной карты (на картах с
раздельными MIDI-портами для этого нужно выбрать внутренний). Однако
любая дочерняя плата, как и любой синтезатор, может иметь свои
особенности в настройке, поэтому для удобства работы с такими платами
могут существовать специальные драйверы и управляющие программы.

Поскольку большинство дочерних плат работают только на прием
MIDI-сообщений, для них не существует возможности программно
определить наличие платы на разъеме. Это означает, что после
подключения карты никакие системные установки или списки ресурсов не
могут измениться сами собой - необходима ручная перенастройка системы.

Так как подключение дочерней платы фактически добавляет в систему еще
один независимый синтезатор, при этом расширяется набор встроенных
инструментов, увеличивается количество одновременно звучащих нот,
становятся доступными новые возможности и т.п. Появляется возможность
использовать более одного синтезатора при проигрывании MIDI-файлов -
для этого нужно поменять раскладку инструментов по каналам (например,
в Windows 95 это делается при помощи закладки MIDI в Control Panel ->
Multimedia).

К сожалению, практически не имеет смысла подключать качественные
дочерние платы к простым основным картам типа Sound Galaxy или Edison
Gold, поскольку у них чаще всего низкокачественные аналоговые цепи, и
хороший звук с дочерней платы будет безнадежно испорчен.

----------------------------------------------------------------------

 - Какова разводка сигналов на внешнем и внутреннем MIDI-разъемах?

                        Joystick/MIDI

1  +5v                                 9  +5v
2  J1, button 1                        10  J2, button 1
3  J1, X                               11  J2, X
4  Gnd                                 12  -MIDI Out
5  Gnd                                 13  J2, Y
6  J1, Y                               14  J2, button 2
7  J1, button 2                        15  -MIDI In
8  +5v


                        Wavetable/MIDI


 1  Digital Ground                      2
 3  Digital Ground                      4  -MIDI Out
 5  Digital Ground                      6  +5v
 7  Digital Ground                      8  -MIDI In (optional)
 9  Digital Ground                     10  +5v
11  Digital Ground                     12
13                                     14  +5v
15  Analog Ground                      16
17  Analog Ground                      18  +12v
19  Analog Ground                      20  Audio Out (Right)
21  Analog Ground                      22  -12v
23  Analog Ground                      24  Audio Out (Left)
25  Analog Ground                      26  -Reset

Таблица приведена в том же виде, как выглядит внутренний разъем,
повернутый вертикально.

----------------------------------------------------------------------

 - Что такое DSP, ASP и CSP, и зачем они нужны?

DSP (Digital Signal Processor - цифровой сигнальный процессор) -
специализированный быстродействующий процессор, используемый для
сложной обработки звука в реальном времени. При помощи DSP обычно
реализуются звуковые эффекты типа Reverb/Chorus и других, а также
другие виды обработки звука - компрессия, распознавание/синтез речи,
моделирование акустики помещений и т.п. DSP может быть встроенным или
съемным - в последнем случае при его установке у карты появляются
дополнительные возможности или расширяются существущие.

На всех SB-совместимых картах DSP (в виде отдельной микросхемы или
встроенный в общий чип) управляет оцифровкой/воспроизведением,
компрессией/декомпрессией, а также обменом по MIDI в обход схемы
MPU-401.

ASP (Advanced Signal Processor - продвинутый (усиленный) сигнальный
процессор) и CSP (Creative Signal Processor - сигнальный процессор
Creative) - названия одного и того же специализированного DSP фирмы
Creative Labs (микросхема CT1748), используемого в некоторых картах
типа Sound Blaster. Его наличие позволяет использовать дополнительные
методы сжатия звука, увеличить скорость сжатия, повысить скорость и
надежность распознавания речи. В ранних моделях SB на ASP при помощи

Секция 1 из 4 - Предыдущая - Следующая

Вернуться в раздел "Мультимедиа" - Обсудить эту статью на Форуме
Главная - Поиск по сайту - О проекте - Форум - Обратная связь

© faqs.org.ru