faqs.org.ru

 Главная > Путешествия и туризм > Основы автостопа >

Автостоп в городе, какой он есть

Секция 1 из 2 - Предыдущая - Следующая

                       Мак Хаммер

                   АВТОСТОП ПО ГОРОДУ,
                  ТАКОЙ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ.

   В свое время, полтора года назад, сотворив "Автостоп по городу...", я
отнюдь  не  остановился  в  своем  исследовании  городского автостопа, в
совершенствовании  своих  навыков  и  оттачивании  стиля.  :)  И  вот  я
почувствовал  необходимость  переписать,   дополнить  и  углубить   свое
писание, внести  в него  качественные и  количественные поправки.  Между
появлением желания и его осуществлением, естественно, прошло  некоторое,
и  довольно  большое  время.  Наконец,  я  взял  себя в руки, пододвинул
поближе  клавиатуру,  запустил  свой  любимый  XEDIT,  и,  презрев столь
сладостные звуки  connect'а, излил  ASCII-код своей  души на  девственно
чистое пространство старенького винчестера. Что из этого вышло -  судить
вам...

   Прежде  всего,  немного  истории.  Когда появился городской автостоп?
Скорее  всего  тогда  же,   когда  на  улицах  города   появился  первый
автомобиль. Те события давно покрылись пылью времен, и здесь я не ставлю
себе задачу сдувать ее со страниц истории. Я лишь расскажу, как появился
научный  ситистоп,  и  как  возник  неразрывно  связанный  с ним СГАГ. В
предыдущем предложении встретились целых два новых слова. Первое из  них
- "ситистоп". Этот термин, уже прочно вошедший в лексикон  определенного
круга  индивидов,  обозначает  ничто  иное,  как  "городской  автостоп".
Появился он в тот самый момент, когда была поставлена последняя точка  в
файле,  содержащем  первое  издание  "Автостопа  по городу...". Возникла
необходимость как-либо  назвать его.  Решение пришло  весьма скоро. Файл
был назван citystoр.txt,  а термин, по  причине емкости и  краткости его
восьми символьного образа, вскоре обосновался на ниве автостопа. С  этим
, как видите, все  просто. Ну а теперь  я расскажу вам, что  такое СГАГ.
Сорочинские Гонки Автостопом по Городу впервые были проведены в сентябре
1995 года. Их проведение было вызвано желанием исследовать и подтвердить
возможность бесплатного передвижения  по городу на  попутном транспорте.
Участники этих соревнований были найдены среди читателей популярной в то
время газеты  бесплатных объявлений  "СОРОКА". Сорокоманами  звались те,
кто регулярно читал и писал в эту газету, всячески участвовал в ее жизни
и всевозможных мероприятиях. 21 августа 1995 года был образован и поныне
бессменный оргкомитет СГАГ, состоящий  из товарища AleXY и,  собственно,
меня самого. Первые гонки были проведены в воскресенье, 9 сентября  того
же года, и с тех  пор проводятся довольно регулярно, с  периодичностью в
один-два месяца.

   За  основу  правил  проведения  соревнований  СГАГ  взяты  правила по
которым организуются гонки Петербургской Лиги Автостопа - старейшей и до
последнего времени единственной  организации, занимающейся спортивным  и
туристским автостопом с 1978 года.  В основном правила СГАГа сводятся  к
ряду этических  норм и,  главное, к  требованию бесплатного передвижения
только  на  попутном  автотранспорте,  исключая  общественный транспорт,
метро и  такси. В  разное время  в СГАГ  участвовали от  трех до  десяти
двоек.  Средняя  протяженность  маршрута,  охватывающего  весь  город, -
100-120 километров. Вскоре, возможно, будет проведен первый ночной СГАГ.

   Похоже  я  достаточно  загрузил  читателя всевозможными историческими
справками.  Пора  переходить   к  изложению  собственно   теоретического
материала.  Ситистоп  и  "большой"  автостоп  имеют в своей основе много
общего. Однако,  в автостопе  по городу  есть множество  нюансов. О них,
главным образом, и  пойдет разговор в  этой книге. Впрочем,  большинство
приводимых здесь  советов подходят  и для  трассового автостопа, поэтому
сей труд будет полезен не только для мудрецов автостопа, но и для людей,
впервые выходящих на Трассу.  Многие люди, далеко продвинувшиеся  в деле
автостопа, с опаской смотрят на  городской стоп, используя его только  в
случае  крайней   необходимости.  Надеюсь,   что  пара-тройка   советов,
подчерпнутых отсюда, откроют  для них еще  одну область для  развития их
способностей. ;)

   В   ПЛАСе   прохождение   городов   считается   достаточно    сложным
препятствием. Средняя скорость автостопщика на Трассе составляющая 50-55
км/час,  в  городе  снижается  до  30-35,  что,  тем  не  менее,  весьма
превосходит среднюю скорость  наземного общественного транспорта  (10-15
км/ч) или передвижения пешехода  - 5-6 км/ч. При  прохождении автостопом
города  средняя  скорость  резко  падает  в  центральных  районах,   вне
магистральных трасс, а также  - в таких мегаполисах  как Санкт-Петербург
и, особенно, Москва - в результате образования пробок. Эти как и  многие
другие особенности городского автостопа будут рассмотрены ниже.

   Необходимо  сразу  обратить  внимание  читателя  на  тот  факт,  что,
несмотря на устоявшееся мнение и весьма частые сентенции типа: "Это  там
у вас в Ленинграде,  Москве, Новгороде автостопом возят,  а вот у нас  в
Омске, Томске, Свердловске  - такого никогда  не может быть!",  автостоп
возможен  в  любом  городе,  абсолютно  в  любом.  Запомните это и смело
выходите на улицу вашего города!

   Ex: Во время нашего с Машей Архиповой путешествия во Владивосток,  мы
пересекали десятки городов, многие  из которых - Новосибирск,  Кемерово,
Чита, Вадивосток и другие мы проходили автостопом, не встречая при  этом
никаких трудностей.

   Следуя учению президента Петербургской Лиги Автостопа Алексея Ворова,
в  теории  автостопа  следует  выделять  три  основные части: стратегию,
тактику  и  технику.  И  ситистоп  здесь не исключение. Знание стратегии
помогает  нам  правильно  разработать   маршрут,  тактика  -  быстро   и
качественно передвигаться и, наконец,  техника учит тому, как  правильно
голосовать для того чтобы быстрее уехать. :) Рассмотрим их поподробнее.

   Этап стратегического планирования начинается  для вас еще в  теплом и
мягком  кресле  у  домашнего  очага.  Для  разработки стратегии потребно
обладать картой  или прекрасным  знанием города.  Наиболее подходит  для
этой  цели  городской  атлас  автомобилиста,  снабженный   направлениями
потоков автомобилей и  дорожными знаками. ИМХО,  он стоит уплаченных  за
него денег.

   Итак, внимательно посмотрите на  карту города. Желательно, чтобы  это
была  именно  карта,  а  не  старинный  план,  на  котором могут быть не
обозначены многие дороги, или наоборот изображены несуществующие.

   Ex: На одном из СГАГов  мною был использован план маршрутов  движения
городского транспорта  города Ленинграда,  года 1985  выпуска. Стоило не
малых трудов и получаса расспросов водителей, чтобы убедиться, что улица
Комунны,  вопреки  изображению  на  карте,  совсем  даже  не упирается в
Шафировский проспект, а следует лишь до Шоссе Революции...

   Маршрут  до   необходимого  вам   пункта  следует,   по  возможности,
прокладывать  по  магистральным  трассам  и  достаточно крупным дорогам.
Впрочем, из  этого правила  могут быть  исключения -  частенько основные
автомобильные  потоки  идут  через  маленькие  улочки и переулки. В этом
случае стоит полагаться на собственные знания, интуицию, а при случае  -
не стесняться расспрашивать водителей. Кое-где легче будет пройти  минут
пять-десять пешком, чем долго стоять, ожидая машин, на глухой  тропинке,
или обходить это место по трассе за тридевять земель.

   Очень важно также учитывать оперативную обстановку в городе. Какие-то
улицы и проспекты  могут быть закрыты  на ремонт или  просто перекрыты в
связи с  какой-либо аварией.  Кроме того,  как уже  указывалось выше,  в
городе, особенно в будние дни,  в часы пик, весьма вероятно  образование
пробок.  Особенно  славится  этим  Москва,  где  порою  днем  по  будням
единственным   средством   передвижения   становится   метрополитен.   В
Петербурге в последнее время пробки также стали нередким явлением.

   Ex: Магистральная трасса М11 (Таллинское шоссе) при движении в  центр
проходит  через  небольшую  улицу  Шкапина, соединяющую проспект Маршала
Говорова и набережную  Обводного канала. В  рабочие дни, из-за  большого
потока  грузовых  машин,  на  ней  почти всегда возникает пробка. Многие
водители,  зная  об  этом,  предпочитают  обходить  ее по проспекту Газа
(Старопетергофскому) или  даже по  Бумажной улице.  Если вы  оказались в
этой пробке, покиньте машину и  пройдите улицу пешком. Это займет  у вас
5-10 минут, и вы сэкономите кучу времени!

   Многое  зависит  также  от  времени  суток  в которое вы движетесь по
городу.  Ночью  город  проходится  объективно  быстрее,  что объясняется
отсутствием пробок  и отключением  большинства светофоров.  Определенную
роль  играет  также  прекращение  работы  общественного  транспорта,   и
связанное с этим определенное участие водителей к автостопщику. Все  эти
факторы  перевешивают  довольно  сильное  снижение  интенсивности потока
автотранспорта по ночному городу.

   Ex:  Ночное  прохождение  Санкт-Петербурга  автостопом  по  меридиану
(проспект Просвещения - проспект  Ветеранов) займет у вас  примерно час,
что в полтора-два раза меньше дневного времени. Однако следует  обращать
внимание  на  время  разведения  мостов,  иначе  вы рискуете остаться на
другом   берегу   Невы   чуть   ли   не   на   всю   ночь.    Расписание
сведения-разведения мостов Петербурга приведено в Приложении.

   Кроме того,  некоторые трассы,  довольно оживленные  в дневное  время
суток, почти полностью опустевают с наступлением ночи. Это связано с  их
плохой освещенностью, некачественным  дорожным покрытием и  рядом других
факторов.

   Ex: Таков, например, участок магистрали М11 - улица Маршала Говорова.
Весьма интенсивное дневное движение по ней после двенадцати ночи  падает
почти  до  нуля.  Водители  предпочитают  пользоваться  более   удобным,
параллельным ей проспектом Стачек.

   Следует однако отметить, что ночной ситистоп намного более эффективен
при наличие соответствующего снаряжения. Но об этом ниже.

   Возвращаясь к проблеме прохождения центра, хочу сказать, что если  вы
не  участвуете  в  соревнованиях  и  не  стеснены  отсутствием проездной
карточки -  воспользуйтесь метро.  Буквально две-три  остановки, и  ваша
скорость движения по городу значительно возрастет. В противном же случае
следует  обходить  центральные  улицы  по  периферийным  трассам, нежели
ломиться напрямик. Можно также ожидать проходную машину, но этот  способ
эффективен лишь на  магистралях. Вход же  в центр с  периферии обычно не
вызывает   затруднений,   вас   "буквально"   выносит   на   центральные
першпективы. Выйти - становится уже чуть сложнее. Несмотря на то, что  я
вас  здесь  так  пугаю,  все-таки  не  бойтесь  проходить центры городов
автостопом.  Пользуясь  методами,  описанными  в  этой  книге, вам будет
совсем нетрудно это сделать. :)

   Стратегическое планирование в городском, как и в трассовом  автостопе
играет очень  важную роль.  При своевременной  проработке маршрута  ваша
скорость  возрастет  в  два-три  раза,  по  сравнению  с  движением  "по
градиенту", т.е. при простых попытках приблизиться к месту назначения.

   Ex:  По  причине  моего  обучения  в  ЛИАПе, мною оказался достаточно
хорошо проработан маршрут пр. Маршала Жукова - ул. Большая Морская (наб.
реки Мойки). При движении по  по разработанному плану он занимает  30-40
минут, при  отсутствие оного  - час-полтора.  И это  при одних  и тех же
тактико-технических данных автостопщика.

   Очень часто  географическое расстояние  в 1-2  километра между  двумя
точками  финиша  заставляет  кардинально  менять маршрут движения, порою
заходя совсем с другой  стороны. Однако не переусердствуйте,  подумайте,
возможно быстрее будет пройти эту пару километров пешком?!? ;)

   Ex: Рассмотрим достаточно близкие в географическом плане  Театральную
и Садовую площади.  При движении со  стороны проспекта Маршала  Жукова к
первой из них маршрут будет проложен следующим образом: Маршала Говорова
- Лермонтовский - Декабристов., До Сенной же следует двигаться несколько
иначе:  Говорова  -  наб.  Обводного  канала  (-  Лермонтовский  -  наб.
Фонтанки)  -  -  Московский  пр.  (-  Гороховая  улица).  Хотя вы можете
попытаться  преодолеть  расстояние  между  этими  площадями и по Садовой
улице. ;)

   Все сказанное выше касалось сознательного занятия ситистопом. Однако,
как  я  уже  говорил,  ситуация,  требующая  применения автостопа, может
возникнуть в  любой момент.  Конечно, карту  города лучше  иметь с собой
всегда и  везде. Она  может вам  понадобиться во  множестве ситуаций. Но
представим себе,  что вы,  оказавшись на  улице города,  внезапно встали
перед  необходимостью  добраться  автостопом  до какого-либо места. Даже
если вы не представляете, где оно находится в географическом смысле - не
отчаивайтесь.  В  случае  необходимости,  опросите  местных  аборигенов,
попытайтесь хоть  примерно определить  необходимое направление,  а затем
выходите на дорогу и стопьте. Еще  древние говорили о том, что "язык  до
Киева доведет".  (После великого  путешествия мудрецов  Антона и Андрея,
некоторые  люди  стали  поговаривать,  что  "длинный  язык  доведет   до
Магадана"  :)).  Водители  также  могут  многое  рассказать  вам о вашем
маршруте.  Не  упускайте  случая  подробно  и  обстоятельно  расспросить
первого же застопленного, будь он даже распоследний таксист. (тем более,
если он таксист - в большинстве своем они прекрасно знают город).

   Перейдем к рассмотрению второго кита научного автостопа - к  тактике.
Итак, вы вышли на улицу города и, поставив своей целью доехать куда-либо
автостопом, подняли руку.  Не спешите! Опустите  ее обратно. Вот  так! А
теперь осмотритесь вокруг. Сейчас вы находитесь на позиции.

   Принцип выбора позиции является основополагающим в тактике автостопа.
Если говорить кратко - позицией называется участок автомобильной дороги,
удобный для голосования, для остановки и последующего старта автомашины.
В целом,  критерии выбора  позиции в  городе подобны  трассовым. Хорошая
видимость автостопщика,  дороги и  обочины возле  него, низкая  скорость
машин, достаточная освещенность,  безопасность остановки и  последующего
движения  транспортного  средства,  хорошее  состояние  места остановки,
отсутствие  впереди   о  ходу   машины  (вниз   по  трассе)  какого-либо
препятствия,  отвлекающего  внимание  водителя  от  автостопщика.  Такие
препятствия - развилки, посты ГАИ, переезды - могут "портить" позицию на
несколько километров  перед собой.  После же  оного препятствия  позиция
резко улучшается.

   Однако в городе выбор позиции  по многим факторам куда более  сложен.
Хотя с  другой стороны  - весьма  прост. Сейчас  вы увидите,  почему так
получается.

   Во-первых, осмотритесь вокруг и  убедитесь, нет ли где  поблизости, а
точнее перед местом вашего стояния знака "остановка запрещена"? Знак сей
представляет  собою  круг  с  красным  ободком,  в который на синем фоне
вписаны две перекрещивающиеся красные полосы, образующие букву "X". Этот
знак -  один из  главных врагов  автостопщика. Находясь  в зоне действия
этого  знака,  вы  не  только  обрекаете  себя  на  долгое стояние, но и
подставляете  рискнувшего  остановиться  вам  водителя  под карающий меч
правосудия в лице вездесущей госавтоинспекции. :( Это не очень  приятно,
особенно в свете недавнего  резкого повышения размера штрафных  санкций.
(Только что мне сообщили, что  на днях штрафы вновь приведены  к старому
уровню. Как быстро летит время!.. )

   В  городе  существуют  целые  улицы,  заставленные знаками "Остановка
запрещена". Автостоп на них  практически не возможен. Эти  улицы следует
по  возможности  избегать  или  проходить  пешком.  Надо знать, что зона
действия знака "Остановка  запрещена" простирается вплоть  до ближайшего
пересечения  дорог,  либо  при  отсутствии  оного  до  конца населенного
пункта. Она также  может быть уменьшена  простановкой такого же  знака с
табличкой  "стрелка  вниз",  либо  табличкой,  указующей зону действия в
метрах.  Также  ПДД  запрещают  остановку  в том случае, если расстояние
между  корпусом  остановившегося  автомобиля  и сплошной линией разметки
составляет менее  трех метров,  под мостами  и эстакадами,  в тоннелях и
т.п., на левой стороне дороги, кроме дорог с односторонним движением,  а
также в  местах где  остановившаяся машина  закроет от  других водителей
сигналы светофора и дорожные знаки.

   Для выбора места для голосования также немаловажно обилие  работников
милиции, которые обычно занимают лучшие позиции, светофоры, перекрестки,
фактор таксизма и так далее. Рассмотрим все это более подробно.


   Бытует  мнение,  что  наилучшими  в  городе оказываются позиции после
светофоров. Это утверждение тесно связано с понятием "пачки машин".  Под
пачкой понимается некоторое  количество автомобилей, собирающихся  перед
светофором за время действия  запрещающего сигнала. Хотя бы  одна машина
из пачки  останавливается, так  как водители  успевают хорошо разглядеть
автостопщика и принять  решение. Но как  часто этой машиной  оказывается
таксист  или  итэдэшник.  В  то  время  как  с  ним разбираешься - пачка
успевает рассеяться , и вы вновь остаетесь один на дороге. Методы борьбы
с факторами таксизма будут рассмотрены далее.

   Однако, мне хочется  отметить, что светофор  и связанные с  ним пачки
следует  рассматривать  скорее  как  отрицательный  фактор  в автостопе.
Водитель  стремится  миновать  светофор,  пока  на  нем зажжен зеленый и
прибавляет скорость, в  скопившейся же за  время красного сигнала  пачке
маневрирование  весьма  затруднено,  и   многие  водители  "и  рады   бы
остановиться,  да  не  могут".  По  этой  причине  следует  отходить  от
светофора  как  можно  дальше,  но  только  опасайтесь  попасть  в  зону
образования  пачки  возле  следующего  светофора.  Это не приведет вас к
победе.  Оптимальный  вариант  оказывается  где-то по-середине. В каждом
конкретном случае его легко отыскать. ;)

   Однако  в   ряде  случаев   позиция,  выбранная   как  описано  выше,
оказывается по  ряду причин  невозможна к  использованию. Чаще  всего на
этом месте  может находится  остановка общественного  транспорта. В этом
случае мы становимся перед диллемой: стопить до остановки или после.

   Выбор позиции до остановки имеет ряд минусов: часто здесь не  хватает
места  для  остановки  автомобиля,  к  тому  же, остановившись, он будет
создавать помеху этому самому общественному транспорту. При  голосовании
же  после  остановки  стоящий  или  отъезжающий  от  нее транспорт может
загораживать вас  от потока  машин и  обратно. При  этом вероятно  также
подрезание слишком лихим водителем отходящего от остановки транспорта  и
создание тем самым аварийной ситуации.

   Из приведенных сведений  можно сделать вывод  о том, что  выбор места
голосования  перед  или  после  остановкой  является функцией от частоты
остановки на ней  транспорта. Чем чаще  подходит к остановке  транспорт,
тем   сложнее   работать   после   нее.   В  этом  случае  следует  либо
довольствоваться  местом  перед  нею,  либо  пытаться  уходить как можно
дальше за нее.

   Голосование на самой остановке мало приемлемо по причине смешивания с
цивильными людьми, а также невозможности работать во время нахождения на
ней  транспорта.  Надо  учитывать  также  тот  факт,  что, голосуя перед
большой  (людной)  остановкой,  особенно  если  она сама плохо видна, вы
автоматически отметаетесь  большим количеством  машин, которые  надеются
взять  на  этой  остановке  кого-либо  за  деньги.  Подобные   остановки
располагаются вблизи вокзалов и станций метро, особенно конечных.

   Ex:  Станция   метро  "Проспект   Ветеранов"  является   конечной  на
Кировско-Выборгской  линии.  Сам  проспект  Ветеранов ведет в достаточно
обширные спальные  районы, единственной  связью которых  с внешним миром
является этот  проспект, и  движущийся по  нему общественный  транспорт.
Поэтому  на  данной  остановке  в  вечерние  часы  скапливается огромное
количество людей.  И естественно,  что вблизи  нее скапливается  большое
количество таксистов и итэдешников, которые ожидают своих жертв.

   На  больших  магистральных  проспектах  иногда  встречаются  места  с
отсутствием  светофоров,  в  этом  случае  при  выборе  позиции  следует
руководствоваться общими правилами, используемыми на трассе. Необходимо,
правда,  отметить  тот  факт,  что  в  городе  сотрудники милиции обычно
отрицательно влияют на  процент останавливающихся машин,  водители своей
остановкой видимо  опасаются привлечь  к себе  внимание работников  ГАИ,
всегда готовых пополнить казну города очередным штрафом...

   Следует  обращать  внимание  также  на  количество  припаркованных  к
тротуару автомашин. Очень часто  они занимают хорошие позиции,  особенно
на центральных улицах города. При большом количестве таких машин  иногда
просто  не  остается  места  для  автостопа,  а выходить правее их часто
сопряжено с созданием аварийной ситуации. Впрочем об этом будет  сказано
ниже.

   Мы  поговорили  о  выборе  позиции,  но,  обсуждая автостоп в городе,
следует отметить  также такое  явление, ему  присущее, как  частая смена
позиций. Действительно, в городе расстояние между двумя позициями  может
не  превышать  ста  метров.  Множество  перекрестков с отворачивающими и
наоборот втекающими  в "русло"  вашего движения  автомашинами, дают  нам
шанс больше двигаться на своих двоих. Меняйте позиции, двигаясь в нужном
направлении, но не переусердствуйте:  зачем проходить весь путь  пешком,
если вы собрались ехать стопом. Выберите наилучшую позицию из  доступных
и голосуйте  на ней,  пока не  уедете. Кстати,  для этого  не грех порою
пройтись и немного назад. Если же  вы долго стоите на месте и  вам никто
не останавливается, значит  выбранная позиция чем-то  плоха. Осмотритесь
вокруг, возможно вы стоите где-нибудь  на пустыре... ;) В любом  случае,
попытайтесь сменить позицию. Это приведет вас к успеху!

   Ex: При  въезде в  город по  все тому  же, любимому мною, Таллинскому
шоссе, вы можете встать сразу  после эстакады и всех срезок  на проспект
Народного Ополчения и улицу Стойкости. Там прекрасная позиция -  широкая
обочина, хорошая  видимость, низкая  скорость. И  действительно, процент
останавливаемых машин будет  достаточно высок. .  Но многим будет  не по
пути.  Не  поленитесь,  пройдите  сотню  метров  и  уйдите  за  проспект
Ветеранов. Ваши старания будут вознаграждены.

   Особенно  действенен  метод  смены  позиций  при движении в двойке. В
ПЛАСе такой способ называется "чехарда".  В то время как один  стопит на
позиции,  второй  перемещается  на  новый  участок, затем первый бежит к
нему.

   Действительно, зачем  стоять полчаса  в глухом  переулке, когда можно
пройти пять минут и оказаться на оживленной магистрали. Кстати, денежные
люди почти всегда стараются уехать  прямо с того места, где  они вылезли
на  дорогу.  Поэтому  при  умелом  стопе  можно  легко  обогнать  такого
человека, несмотря на то, что он пытается нанять такси.

   Принцип  смены  позиций  также  приемлем  при смешанном прохождении -
пользовании как  автостопом, так  и общественным  транспортом. При  этом
проходите   сложные   и   пустынные   участки  на  городских  автобусах,
троллейбусах и трамваях;  при необходимости используйте  метро. Конечно,
способ сей приемлем только в том случае вашей "чистоты перед законом"  в
плане оплаты проезда.  Лучше простоять на  позиции лишних десять  минут,
чем нарваться на гнилой базар с контролерами!

   Метод  смешанного  прохождения   весьма  эффективен  при   ежедневных
достижениях   станций   метро,   мест   учебы  или  работы.  Занимайтесь
автостопом,  пока  не  подойдет  ваш  троллейбус. Однако не увлекайтесь,
помните - скорость движения  наземного общественного транспорта в  2-2,5
раза  ниже  скорости  передвижения  ситистопщика!  К  тому  же,  в  трех
четвертях случаев вы раньше уедите на машине. :)

   В  заключения  хочется  сказать,  что  принцип  выбора  позиции также
действенен и  при высадке  из машины  в "точке  поворота" -  т.е. в  той
точке, где  ваши пути  с водителем  расходятся. Всегда  осведомляйтесь у
водителя  -  куда  он  держит  путь.  Пусть  вас  это не смущает. Или же
подробно  расскажите  ему  свой  маршрут,  по возможности, он с радостью
провезет вас как можно дальше в нужном вам направлении.

   Скажу еще  пару слов  о безопасности  передвижения автостопом. Клятва
Гиппократа и связанное с нею "Не навреди!" воистину универсальна в любом
начинании. В том числе и в деле автостопа вообще и автостопа в городе  в
частности.  Следует  помнить,  что  ваш  выход  на дорогу в любом случае
сопряжен с некоторым изменением дорожной обстановки, причем не в  лучшую
сторону,  а  посему  следует  попытаться  свести это влияние к минимуму.
Следует отметить факторы, ухудшающие условия автостопа в городе в  плане
безопасности движения:

     1.  Большие  потоки машин.
     2.  Узость  многих улиц.
     3.  Движение  общественного  транспорта.
     4.  Парковка автомобилей вдоль тротуаров.
     5.  Состояние краев проезжей части (в зимнее время).
     6.  Много меньшее соблюдение ПДД в городах по сравнению с Трассой.

   На основе этого можно построить следующие правила: Не выскакивайте на
дорогу слишком резко - это  отрицательно влияет на уровень адреналина  в
крови водителей. Вообще старайтесь не выходить на проезжую часть слишком
далеко  -  бросаясь  под  машину  вы  вряд  ли  остановите ее, помните -
действие  рождает  противодействие.   Еще  раз  -   соблюдайте  культуру
голосования,  голосуйте  там,  где  водителю  можно  удобно  и безопасно
остановиться.  Адекватно  оценивайте  дорожную  обстановку - при большом
потоке  машин,  особенно  на  узкой  улице,  торможение  одной   вызовет
необходимость торможения остальных - а они могут не успеть! Что касается
голосования вблизи остановок  общественного транспорта, -  старайтесь не
допускать ситуаций, когда тормозящая вам машина создаст помеху  автобусу
или  троллейбусу  (подрежет  его  и  т.п.).  Зимой обращайте внимание на
состояние дороги  в месте  вашего голосования  - она  может быть  весьма
скользкой (в местах частого торможения машин, скажем на остановках,  где
часто  голосуют  цивилы,  проезжая  часть  становится похожей на каток);
поэтому не бросайтесь на  тормозящую машину, лучше отступите  в сторону,
освобождая ей место. Если ее заносит, немедля отпрыгивайте назад,  здесь
как никогда  - ваша  жизнь в  ваших руках!  При большом скоплении машин,
запруживании тротуаров, откажитесь от голосования здесь, выберите другую
позицию.  При  соблюдении  этих  условий,  вы сможете обезопасить себя и
других от неприятных ситуаций и аварий.

   Последний абзац плавно переводит нас к следующему разделу автостопной
теории - к технике движения.  Разделу, отвечающему на вопрос -  как надо
голосовать. Тем более, что я  чувствую, что вы уже начали  уставать, вам
не  терпится  поскорей  уехать,  и  ваша  рука  нервно  подергивается  в
стремлении произвести автостоповский жест.

   Итак,   рассмотрим   технику   автостопа   и   искусство  правильного
голосования.  Первое,  что  надо  затвердить  себе  в  этом разделе, это
заповедь "Не  уподобься цивилу!"  Все видели,  как останавливают  машину
личности, тормозящие такси:  лениво приподняв руку  с ладонью, сжатою  в
щепоть,  они  выползают  на  проезжую  часть,  совершенно  ни  о  чем не
заботясь. Это  и понятно  - ведь  они собираются  платить деньги.  Мы же
этого не хотим, а значит следует позаботится о культуре голосования.

   Ex: Во время нашей экспедиции  на Тихий океан, мы оказались  на улице
города Новосибирска. Через некоторое время после начала голосования,  ко
мне подошел  коротко стриженый  молодой человек  в кожаной  куртке и, со
словами:   "Здесь   так   тачку   не   стопят,   смотри   как    надо!",
продемонстрировал мне жест описанный выше. :)

   Всего  известно  три  положения  руки  при голосовании. Первая - рука
сжата  в  кулак  с  оттопыренным  вверх  большим  пальцем  -  это  чисто
европейский метод и у нас редко применим - по психологическим  причинам;
хотя  в  больших  городах  им  можно  попытаться застопить какого-нибудь
иностранца. Цивилами этот метод никогда не используется, что в  принципе
может служить одним из отличий автостопщика. В настоящее время этот жест
активно пропагандируется Валерием Шаниным. Позиция вторая - рука согнута
в локте, пальцы растопырены вверх - приветственный жест дальнобойщика, -
вряд  ли  подойдет  в  городе,  где  ездить  приходится  в   подавляющем
большинстве  на  частных  машинах.  И,  наконец третий и, пожалуй, самый
распространенный  способ  -  рука  вытянута  в  сторону  под  углом в 90
градусов (параллельно  дороге). Ладонь,  в отличии  от западного метода,
должна быть раскрыта и лицевой стороной обращена к водителю.

   Впрочем, не  стоит заморачиваться  на виде  автостопствующего кулака.
Какая разница!  Запомните главное,  положение руки  ни в  коем случае не
должно  быть  статично!  Не  стоит  уподобляться шлагбауму. Это основная
ошибка начинающих автстопщиков. Голосуйте  не всем, голосуйте каждому  в
отдельности!  При  больших  потоках  машин  лучше  работать не по каждой
машине,  а  по  одной  через  две-три.  Не  бойтесь  кого-либо упустить.
Поднимайте руку  перед конкретным  автомобилем -  не слишком  рано и  не
слишком  поздно  -  этот  момент  легко  уловить на практике. Вообще при
автостопе важен непосредственный контакт стопщика с водителем. Вы должны
дать  ему  понять,  что  вы  голосуете  именно  ему, что вы хотите чтобы
остановился именно он. Для этого важно установить контакт глаз, возможна
некоторая жестикуляция  - движения  руки на  водителя, на  себя, вниз по
течению и т.п.

   При   поездке   в   двойке   у   второго   стопщика  не  должно  быть
отсутствующего, скучающего вида, он должен выражать готовность к посадке
в машину, к  продолжению голосования. Эффективна  в этом случае  техника
"лесоповала". Пока  один автостопщик  разговаривает с  водителем, второй
стопит следующего, или один  все время стопит, а  другой договаривается.
Метод лесоповала особенно хорош при большом проценте таксистов в пачке -
они обычно стараются остановится  первыми, но пока с  ними разбираешься,
пачка рассеивается  со всеми  вытекающими отсюда  последствиями. Но этот
метод  применим  только  при  наличии достаточного количества свободного
места, что в городе не всегда наблюдается. Кроме того, метод  лесоповала
содержит  в  своей  основе  некоторый  элемент  этической   нехорошести.
Водитель может обижаться, когда ему предпочитают другого.

   Что  касается  одежды  автостопщика,  то  следует  помнить   народную
мудрость: "по  одежке встречают".  Поэтому не  стоит одевать  достаточно
дорогую одежду - это создаст представление о вашей денежности, со  всеми
вытекающими отсюда последствиями.  Однако вы не  должны быть похожим  на
бомжа, только что вылезшего из  подвала - никто не захочет  пачкать вами
машину. ;) Опрятный  вид очень важен  в автостопе! Лучше  одеваться так,
как одевается  среднестатический житель  нашего города;  тем более, что,
как  уже  было  сказано  выше,  ситуация,  требующая  автостопа,   может
возникнуть в любой момент. На случай ночной езды, тем не менее,  следует
запастись определенным снаряжением: катафотом, отражающей лентой, и, при
возможности, налобным фонариком. Даже  при наличие фонарей, чем  ярче вы
будете светиться -  тем лучше. Впрочем,  даже в дневное  время человек с
"циклопом"  на  лбу  смотрится  достаточно  загадочно  и этим привлекает
внимание водителя не только до, но и после остановки машины.

   Представим,  что  машина  все-таки  остановилась.  ;)  Если вы будете
следовать  рекомендациям,  изложенным  в  этом  писании  -  это  событие
случится весьма скоро. Вероятно вы захотите на ней уехать... :)

   Широко  распространено  мнение,  что  на  трассе  главное - застопить
машину, а  в городе  - убедить  водителя повезти  тебя бесплатно.  Стоит
согласиться с этим утверждением.  В первом издании "Автостопа  в городе"
ключевая фраза, относящаяся  к этой части  учения, звучала так:  "Скажи,
что у тебя  нет денег!" Однако,  нехорошо говорить, что  денег нет, если

Секция 1 из 2 - Предыдущая - Следующая

Вернуться в раздел "Основы автостопа" - Обсудить эту статью на Форуме
Главная - Поиск по сайту - О проекте - Форум - Обратная связь

© faqs.org.ru