Главная > Наука и образование > |
FAQ по исследованию космоса |
Секция 1 из 2 - Предыдущая - Следующая
From: Valera Kositsin <Valera.Kositsin@p2.f33.n5004.z2.fidonet.org> Date: Fri, 01 Dec 2000 22:13:21 +0300 Frequently Asked Questions +-+ .:iii$X ===== Чacтo зaдaвaeмыe вoпpocы |X++--------d$::iii$X =========== Fidonet-эxoкoнфepeнции |X||XXXXXXXXXXXXXXXXX+ ==============================================|X||XXXXXXXXXXXXXXXXX| =========== RU.SPACE |X||XXXXXXXXXXXXXXXXX+ =====|XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX|X++--------d$::iii$X +-----------------------------+-+ '::iii$X Модератор RU.SPACE: Igor Grigoriev (2:5049/125.10) Комодератор RU.SPACE: Alexander Razorenov (asteroid@altavista.net) Aвтopы FAQ: Andrew Suvorow (2:5020/68.101), Igor Lissov (i-cosmos@mtn-net.ru), Alexander Razorenov (asteroid@altavista.net), Serge S.Fakas (fakas@sky.net.ua), Felix Amiroff (felix@maxho.com), Andrew Bystritskiy (2:478/44.30), Farit Akhmedjanov (2:5011/13.3), Александр Пугачев (alex_p@newmail.ru), Mike Parnanen (2:220/85), Oleg Lazouttchenko (profer@mail.ru), Oleg Sonin (sonin@spb.cityline.ru), Radik Serazetdinov (2:5011/36.1), Dmitry Pieson (pm@glasnet.ru), Alexander Anikeev (2:5035/10.102), Alexey Swiridov (2:5020/122.184), Eugene A. Petroff (peratron@orc.ru), Гавpиш Виктоp Александpович (asi@crimea.com), Varban Peshkov (varban@kz.orbitel.bg), Valera Kositsin (2:5004/33.2) Ведущий FAQ: Valera Kositsin (2:5004/33.2) +=========================================================================+ | | | При воспроизведении любой части этого документа, как и документа | | полностью _обязательно_ упоминание RU.SPACE. Любое коммерческое | | использование данного FAQ, в том числе публикация в коммерческих СМИ, | | категорически запрещено. | | | +=========================================================================+ Итак, он сказал "Поехали !"... > Q1: Правда ли, что у Гагарина был предшественник-неудачник, погибший при > неудачном старте? Нет, Гагарин действительно был назначен на первый пилотируемый полет и успешно выполнил его. Потом в космических полетах погибли четыре советских космонавта: Владимир Комаров (24 апреля 1967 г.), Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев (30 июня 1971 г.). Немало космонавтов погиб- ли на Земле -- и в ходе подготовки к космическим полетам, и по "бытовым" при- чинам. Первым был Валентин Бондаренко. Он входил в первый "гагаринский" набор из 20 человек, но не был назначен на конкретное полетное задание. Старший лейтенант Бондаренко погиб 23 марта 1961 г., на 11-й день 15-суточного экспе- римента, в результате пожара в барокамере Института авиационной космической медицины. Все остальные даты и имена людей, якобы погибших в полете до и после Гагарина, являются вымыслом нечистоплотных искателей сенсаций. В ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ КОСМОНАВТИКИ НЕТ ТАЙНЫХ ТРУПОВ. И чтобы сразу покончить с "желтой" фантастикой -- никаких "космонавтов в тулупах" в Луноходах не сидело (по мотивам В. Пелевина) и никто "Буран" не садил с помощью радиоуправления (по мотивам "Голоса Америки"). ---------------------------------------------------------------------------- > Q2: A вот Белка со Стрелкой - они вернулись, нет? И вообще, были > неудачные > пуски, о которых никого не информировали? Да, Белка со Стрелкой, а также Чернушка и Звездочка - вернулись, и вообще корабль 3КА "Восток" показал себя очень надежным. Тем не менее, в процессе доводки были и неудачи. Из семи кораблей 1КП, 1К и 3КА, запущенных до Гагарина, два не вышли на орбиту, а успешно закончили полет только три. При аварийном пуске 28 июля 1960 г. (2-й пуск) разрушилась камера сгорания двига- теля бокового блока. Высоты не хватило для мягкой посадки, корабль разбился. Лисичка и Чайка погибли, а их имена остались неизвестны широкой общественнос- ти. В полете 1-2 декабря 1960 г. (4-й пуск) из-за неточной ориентации тормоз- ной импульс оказался недостаточным, точка посадки выходила за границы СССР и система подрыва ликвидировала корабль. Собаки Пчелка и Мушка, находившиеся на его борту, погибли. А вот при пуске 22 декабря 1960 г. (5-й пуск) авария произошла в начале работы 3-й ступени. Спускаемый аппарат сел в районе города Тура в Западной Сибири. По счастливой случайности катапультирования кресла с собачками не произошло, так что замерзнуть они не успели и спасатели нашли пассажиров в корабле живыми. Имена их достоверно неизвестны: по одним публикациям Жемчужная и Жулька, по другим Шутка и Комета. Из пяти выведенных на орбиту кораблей удалось успешно посадить 2-й (18-19 августа 1960 г.), 4-й (9 марта 1961 г.) и 5-й (25 марта 1961 г.). Первый корабль (15-19 мая 1960 г.) спасать не планировалось (хотя подъем ор- биты вместо спуска стал большой неожиданностью). Вот так собачки, да еще манекен "Иван Иваныч" Восток до Гагарина испытыва- ли. Только назывался корабль в газетах не "Восток", а просто корабль-спутник. ---------------------------------------------------------------------------- > Q3: Правда ли, что корпус спускаемого аппарата "Востока" был сделан по > чертежам корпуса советской термоядерной бомбы, под которую была > сделана эта ракета, как утверждает Ярослав Голованов? Нет, неправда. Аэродинамика и теплозащита были просчитаны для "Востока" специально, хотя базовый диаметр действительно совпадает с диаметром той бое- головки. Та боеголовка была создана в рамках проекта "Глобальная ракета". ---------------------------------------------------------------------------- > Q4: А почему же тогда внешний вид "Востока" нигде не публиковался? На базе этого корабля было создано _несколько_ аппаратов военного назначе- ния, в частности фотографический спутник-шпион "Зенит". "Зенит-2" и "Восток" делались на общей основе (хотя и не с начала). С этим связана некоторая за- держка, копии корабля открыто демонстрировались года с 1967-го... ---------------------------------------------------------------------------- > Q5: Что из себя представляло сие чудо инженерной мысли? Какова была > стартовая масса ракеты, масса корабля и спускаемого аппарата? Ракета серийная 8К72 (два первых пуска) или 8К72К (остальные 11, из них два аварийных), позже была названа "Восток", стартовая масса 287 тонн. Массы всех пяти выведенных на орбиту беспилотных кораблей-спутников и всех шести "Востоков" были официально объявлены. В указанном порядке: 4540, 4600, 4563, 4700, 4695 кг (корабли-спутники) 4725, 4731, 4722, 4728, 4700, 4700 кг ("Востоки") Масса спускаемого аппарата ("шарик") составляла 2460 кг, остальное -- приборно-агрегатный отсек. Вышеприведенные цифры изменялись от пуска к пуску на несколько процентов. Разнобой в массе корабля не превышал 3.5%, для носителя было еще меньше. ---------------------------------------------------------------------------- > Q6: Ну а поподробнее? Какова, в общих чертах, конструкция? На каком > топливе работало все это хозяйство? "Девичья фамилия" этой ракеты - Р-7 (или 8К71, первая советская МБР). "Востоки" же стартовали на изделии 8К72К, этот носитель включает в себя 4 бо- ковых блока 8К72К-0, классифицируемых как 1 ступень, центральный блок 8К72К-1 -- 2 ступень, плюс специально разработанная под данный носитель 3 ступень 8К72К-2. А первые две ступени - суть серийная "семерка". Вот их основные характеристики 1 ступень 2 ступень 3 ступень ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ ДУ РД-107 РД-108 РД-0109 Время работы, с 118 301 365 Тяга, кгс 99000 93000 5560 Длина, м 19 28 2,8 Диаметр 2-ой ступени 3 м, 3-ей -- 2,6 м Все три ступени ракеты-носителя работали на жидком кислороде и керосине. Для привода турбины ТНА использовалась перекись водорода. Продукты разложения перекиси после турбины выбрасывались за борт, т.е. движки были открытой схемы. ---------------------------------------------------------------------------- > Q7: Сколько времени провел Гагарин в космосе? Весь полет от старта носителя до приземления космонавта занял 108 минут. "Восток" сделал один полный виток вокруг Земли, но незамкнутый: из-за враще- ния Земли под плоскостью орбиты корабль приземлился в 1300 км западнее точки старта. Не весь этот виток проходил в космосе: несколько тысяч километров на- ходились в атмосфере. Есть распространенное мнение, что Гагарин пробыл в не- весомости 55 минут, но судя по хронологии полета, должно быть от 68 до 78 ми- нут. До сих пор не опубликованы момент катапультирования Гагарина из спускае- мого аппарата и момент посадки СА. Может, кто-нибудь знает? ---------------------------------------------------------------------------- > Q8: Как приземлялся Гагарин? Он катапультировался из спускаемого аппарата на высоте 1500 метров, это штатная схема для "Востока". Именно так приземлялись все люди из первой шес- терки, включая Терешкову. ---------------------------------------------------------------------------- > Q9: Почему тогда многие зарубежные источники пишут, что он приземлялся > в своей капсуле? Это дезинформация, связанная с порядком регистрации авиационных рекордов. Чтобы можно было зафиксировать в международной авиационной федерации рекор- ды скорости, высоты, дальности полета и др., необходимо было, чтобы пилот находился в своем летательном аппарате от взлета до посадки. Катапультиро- вание - это аварийное завершение полета, при этом никакие рекорды не фикси- руются. ---------------------------------------------------------------------------- > Q10: Ну мы-то ладно, а вот что делали в это время наши заклятые друзья > -- американцы? Американцы, не имея доведенной ракеты, производили суборбитальные запуски с помощью ракеты "Редстоун", являющейся, в общем, прямым потомком Фау-2. Эта довольно маломощная ракета позволяла послать корабль "Меркурий" на даль- ность в 500 миль, при этом максимальное время невесомости составляло 15 минут Конечно, отличие в основном количественное, но даже с этим пуском американцы опоздали. Из-за неполадок он состоялся не 24 марта (хотя дата многократно пе- ресматривалась), как планировалось изначально, а 5 мая. А вот если бы они ус- пели, можно было бы спорить, кто первым побывал в космосе, ибо американцы считают, что все, что выше 50 миль - уже космос. Кстати, существует такой ГОСТ 4401-81 - "Параметры стандартной атмосферы", в котором в зависимости от высоты даются значения плотности воздуха, давле- ния и т.д. Вот по этим значениям и надо определять, где атмосфера, а где без- воздушное пространство. ---------------------------------------------------------------------------- > Q11: А какой корабль был лучше, наш "Восток" или американский > "Меркурий"? Наши имели большую фору по весу, настолько большую, что сравнивать эти два корабля некорректно. Конечно, "Восток" был более комфортабельным, обеспечивал большую продолжительность полета, и показал в общем большую надежность. Но изобретательности американских инженеров можно только позавидовать - приборы "Меркурия" могли выполнить все те же функции, что и "Востока". Просто удиви- тельно, что они смогли создать аппарат, который весил всего 1200 кг, и на конструкционные элементы приходилось всего 350 кг ! Американский корабль имел надежную систему аварийного спасения, которой у нас не было до 1966 года (катапультируемое кресло "Востока" не обеспечивало спасения космонавта при аварии в первые несколько десятков секунд полета), имел замечательные возмож- ности по ручному управлению, да и по комфорту был не сильно хуже. Так что нужно говорить не о том, что "Восток" был лучше "Меркурия", а о том, что 8К72 (читай Р-7 ;) была лучше, чем "Атлас" как ракета-носитель. Но есть и обратная сторона медали: если бы у нас не было столь грузоподъемной "семерки", пришлось бы делать, подобно американцам, корабли, рассчитанные на активное участие экипажа в управлении. Они были бы легче и полетели бы рань- ше, в том числе и на Луну. ---------------------------------------------------------------------------- > Q12: Почему кораблей "Восход" было всего два? Тому было несколько причин. Главная - слишком оптимистическая оценка сро- ков доводки корабля "Союз". Фактически он был доведен только в 1968 году. А планировалось, что в 1965, в крайнем случае в 1966 он уже будет использовать- ся. Но тут случилась отставка Хрущева, покровительствовавшего космической от- расли, смерть Королева, и многие другие субъективные причины, которые помимо объективных затянули доводку этого корабля. Другая, не менее важная -- это то, что старт на нем был гораздо опаснее, чем на "Востоке", ибо катапультиру- емых кресел, как на "Востоке", там не было, и системы аварийного спасения, как на "Союзе", тоже не было. То есть в случае аварии ракеты-носителя на эта- пе работы первой ступени шансов у экипажа не было. Потом уже можно было от- стрелить спускаемый аппарат, он прочный, и выдержит даже ударную волну от взрыва ракеты, и, пропадав с километр, раскрыть парашют. Зато тормозных уста- новок было две -- основная, на ЖРД, и резервная -- на твердом топливе! А так же надо учесть, что 7К-ОК "Союз" и 7К-Л1 были частью лунной програм- мы, которая к концу 1965 г. стала высокоприоритетной. В то время как на "Восходе" можно было отработать только полет большой длительности и экспери- менты, не представляющие ценность для лунной программы. Именно поэтому полеты "Союзов" были очень нужны. ---------------------------------------------------------------------------- > Q13: Понятно, а чем еще он отличался от "Востока"? Ну, во-первых, системой жизнеобеспечения, рассчитанной на три человека, а не на одного. Во-вторых, системой мягкой посадки, которая, собственно, и дала возможность запихать в шарик того же диаметра трех человек. Перед каса- нием, на высоте нескольких десятков метров, из днища спускаемого аппарата вы- скакивает щуп около метра длиной, и, когда он ударяется о Землю, срабатывают двигатели мягкой посадки, которые гасят вертикальную скорость до нуля. Но если дует сильный ветер, то космонавтам внутри все равно приходится несладко... А еще отличались они безопасностью полета. В худшую сторону. Так как ката- пультирование космонавтов было отменено, спастись они могли только при аварии на достаточно большой высоте. "Восход-2" отличался еще шлюзовой камерой для выхода в открытый космос. ---------------------------------------------------------------------------- > Q14: А правда, что она была надувная? Истинная правда, она была с надувным каркасом! То есть примерно как детc- кие батуты в форме зверей на ВДНХ! Но даже такая конструкция весила довольно много, и Феоктистов, который летал на первом "Восходе", боялся, что "Восход-2" по весу не "соберется". ---------------------------------------------------------------------------- > Q15: А что случилось в том полете, вроде как они приземлились в тайге? Да, действительно, их полет был полон неприятностей. Вначале Леонов не мог вернуться обратно к кораблю. Затем обнаружилось, что раздувшийся скафандр не проходит в люк шлюза. Ему пришлось сбросить давление в скафандре ниже до- пустимого минимума, только после этого он смог войти в шлюз. После того, как шлюз, выполнивший свою задачу, был сброшен, оказалось, что у них заметная утечка воздуха. Проблема усугублялась тем, что СЖО, мерявшая только парциаль- ное давление кислорода, добавляла кислород в кабину, и постепенно его содер- жание возросло до 40%. При этом пожароопасность возросла очень сильно, ведь оборудование корабля не было рассчитано на повышенное содержание кислорода. Наконец, когда пришла пора приземляться, ТДУ не сработала. Корабль остался на орбите. Беляев запросил Землю, после того, как ему дали "добро" на ручную посадку, вручную сориентировал корабль и включил резервную ТДУ. Она отработа- ла штатно, но момент для включения был выбран с опозданием, в результате СА приземлился в Пермской Области. ---------------------------------------------------------------------------- > Q16: А чем интересен этот полет, кроме выхода в открытый космос? В этом полете был установлен рекорд высоты - 497 км в апогее. Правда, уже 19 июля 1966 г. "Джемини-10" довел рекорд до 763 км, а 14 сентября экипаж "Джемини-11" достиг 1370 км. ---------------------------------------------------------------------------- > Q17: Корабль, наверно, потяжелел от всех модификаций, ракету, видимо, > тоже пришлось переделать, или как? "Восходы" запускались носителем 11А57 "Восход" с более мощной третьей сту- пенью, чем у 8К72К. Если не учитывать различные варианты двигателя, то первый пуск РН 8К78 "Молния" -- четырехступенчатого варианта "Восхода" -- был произ- веден еще 10.10.1960 г, а третья ступень первый раз успешно отработала 04.02.1961 г. С помощью носителей 8К78 и 8К78М были выведены на отлетные тра- ектории "Венеры" с 1-й по 8-ю, "Марс-1", "Луны" с 4-й по 14-ю, "Зонды" с 1-го по 3-й. Первый КА "Молния-1" стартовал 04.06.1964, но ракета ушла за бугор. Второй был запущен 22.08.1964 г, все прошло штатно, кроме раскрытия антенн ретрансляционного комплекса. ---------------------------------------------------------------------------- > Q18: Кaк нaзывaлaсь рaкетa, нa которой aмерикaнцы впервые полетели > в космос? Смотря что считaть первым полетом. Если суборбитaльный полет Алaнa Шепaрдa, то "Редстоун", если орбитaльный полет Джонa Гленнa, то "Атлaс", а точнее, Atlas D. Существовали варианты от Atlas A до Atlas H плюс куча версий с верх- ними ступенями. Atlas Centaur по сей день летает. ---------------------------------------------------------------------------- > Q19: А это что зa чудо техники - "Редстоун"? Это одноступенчaтaя рaкетa средней дaльности, построеннaя Вернером фон Брaуном для aмерикaнских военных. "Редстоун", тaкже кaк и Фaу-2, использовaлa гaзовые рули для упрaвления вектором тяги и тaкже не имелa гиростaбилизиро- вaнной плaтформы. Некоторые характеристики: Стaртовая масса 28440 кг, тягa 42251 кгс, время работы двигательной установки (А-6) 155 с. Топливо - кислород + этиловый спирт (кощунство, не правда ли? :) Тем не менее большинство первых конструкций ракет заправляли именно спиртом ) Диаметр ракеты 1,8 м, длина 17,6 м. Всего произведено 16 пусков, 2 неудачных. Первый пуск 21.11.1960 г, последний 29.11.1967 г. Стоимость разработки 92,5 млн.$ (1956 г.), пуска -- 4,93 млн.$ ---------------------------------------------------------------------------- > Q20: А зaчем вообще aмерикaнцы решили ее использовaть для пилотируемых > зaпусков? Говорят, нa этом нaстоял фон Брaун. А вообще корабль Mercury изначально разрабатывался под три разных носителя -- Mercury Redstone, Mercury Jupiter и Mercury Atlas (доработанный Atlas D). Пусков на Mercury Jupiter, однако, не было. Поскольку aмерикaнцы опоздaли с зaпуском ИСЗ, они считaли очень вaжным восстaновить пошaтнувшийся престиж США кaк держaвы с сaмой передовой техникой. Фон Брaун понимaл, что СССР не может не рaботaть нaд пилотируемым полетом -- хотя бы потому, что это сулило большие перспективы именно в смысле военного применения. Срок готовности носителя Mercury Atlas не устраивал руководителей программы: был велик риск, что будут первыми. (Так оно и случилось: Mercury Atlas отработали только к концу 1961 г.) Но неверно сводить решение о субор- битальных полетах "Меркурия" только к соображениям гонки с Россией. Американ- цы полагали, что короткий параболический полет является разумным эксперимен- тальным шагом перед орбитальным полетом. Кто не верит -- посмотрите количест- во операций, выполненных Шепардом и Гриссомом за пять минут невесомости и сравните с операциями, которые выполнил за свой 108-минутный полет Гагарин. У нас также были предложения начать с суборбитальных полетов, но Королев от них отказался. ---------------------------------------------------------------------------- > Q21. А чем интереснa рaкетa "Атлaс"? Ну, во-первых, это первaя aмерикaнскaя МБР. Во-вторых, этa рaкетa имелa очень оригинaльную конструкцию - бaк рaкеты предстaвлял собой глaдкостенную конструкцию из нержaвеющей стaли толщиной от 1.27 мм у хвостового отсекa до 0.254 в сaмой верхней чaсти. Жесткость тaкой конструкции обеспечивaлaсь ис- ключительно зa счет повышенного дaвления в бaкaх. Т.е. если бы давление внут- ри бака было как атмосферное, то ракета просто "сложилась" бы под собственным весом. У этой ракеты двигaтели первой ступени не имели отдельных баков, а пи- тались из одного бака, и в конце работы первой ступени сбрасывались только двигатели. На самом деле "Атласов" этих была целая куча (см. Q18). Вот некоторые ха- рактеристики одного из них, Atlas D Стaртовая масса 117730 кг, тягa 161850 кгс, время работы ДУ 1 ступени - 135 с, 2 ступени - 303 с. Топливо - кислород + керосин. Диаметр 1 ступени 4,9 м, 2 ступени 3,1 м, длина ракеты 25 м. Всего произведено 78 пусков, 27 неудачных. Первый пуск 14.04.1959 г, послед- ний 27.07.1967 г. ---------------------------------------------------------------------------- > Q22. А что интересного в конструкции сaмого "Меркурия"? Этот космический корaбль конструировaлся по принципу "чем легче, тем луч- ше". Кaк говорил Джон Гленн, "В эту кaпсулу нельзя войти, ее нужно медленно и тщaтельно нaтягивaть нa себя, кaк перчaтку". Герметизировaнный объем сос- тaвлял 1.7 кубометра, что в двa с половиной рaзa меньше, чем у "Востокa". У первых корaблей были маленькие иллюминаторы, как на "Востоке", а большой трапециевидный илюминатор ввели начиная с корабля Гриссома. Астронaвт дышaл чистым кислородом под дaвлением 260 мм рт. ст., то есть около 0.35 aтмосферы. Поглотитель углекислого газа был сделaн нa гидроксиде лития, осушение делa- лось с помощью губки с периодическим отжимом. Питaние всего оборудовaния было от серебряно-цинковых бaтaрей. Ресурс этого aппaрaтa был чуть больше суток. В 1963 планировался пуск доработанного корабля Mercury MA-10 на 3 суток. Но его постигла та же судьба, что и "Восход-3" -- отменили. Три тормозных твердотопливных двигaтеля включaлись одновременно, после окончaния рaботы сбрaсывaлись. Спуск - бaллистический, перегрузки до 10 же. Сaдиться можно было только нa воду. Кaркaс - титaновый, обшит титaновыми и aлюминиевыми пaнелями. Теплозaщитный экрaн - из aсбестa, пропитaнного фе- нолформaльдегидной смолой, сбрaсывaлся после окончaния торможения, ибо aкку- мулировaл довольно много теплa, на суборбитальных кораблях -- из бериллия. ---------------------------------------------------------------------------- > Q23. Ну и кaк это чудо техники летaло? Все остaлись живы. :) Включaя шимпaнзе, морских свинок и всех остaльных. Но проблемы были у всех, кроме Уолтерa Ширры. Корaбль Гриссома зaтонул, у Джона Гленна отказал датчик отделения теплозащитного экрана от корабля: пока- зал, что экран может отделиться преждевременно. Поэтому Гленну было приказа- но тормозные двигатели не сбрасывать, чтобы крепящие их к корпусу ленты удер- жали экран на месте до начала серьезных перегрузок, когда его прижмет поток воздуха. У Мaлькольмa Скоттa Кaрпентерa откaзaлa системa ориентaции и системa терморегулировaния, в результaте темперaтурa поднялaсь до 40 С. Он сaжaл ко- рaбль вручную и перелетел нa 200 миль, в результaте несколько чaсов ждaл спa- сaтелей. Хуже всех пришлось Гордону Куперу. В конце его 34-чaсового полетa, начиная с 19-го витка, системы корабля стали откaзывать одна за другой. На 20-м витке пропала индикация текущей ориентации капсулы. На 21-м произошло короткое замыкание в электрической шине питания главного инвертора на 250 вольт, была обесточена система ориентации и начался рост концентрации угле- кислоты. В общем, на 22-м витке Купер управлял ориентацией и включениями тор- мозных двигателей вручную, умудрившись сесть в шести километрах от флагмана службы поиска. (Между прочим, Купер впервые вывел с борта своей капсулы "Фейт-7" субспутник с ксеноновой лампой-вспышкой.) Кстaти, первому орбитальному пилотируемому пуску предшествовали три орби- тальных беспилотных пуска штатных кораблей носителями Atlas D, из которых в первом случае была авария носителя, а два прошли успешно. Им предшествовали два пуска корабля носителем Atlas D без выхода на орбиту, с целью проверки корабля в наихудших возможных условиях аварийной посадки (первый аварийный, второй успешный). Первому суборбитальному пуску предшестовали четыре попытки и три пуска РН Mercury Redstone, в том числе два с кораблем. Кроме того,было выполнено семь пусков макетов и летных кораблей для отработки системы аварий- ного спасения на носителе Little Joe. Это к слову о зaботе о людях здесь и там. ---------------------------------------------------------------------------- > Q24: Последнее время только и разговору, что о пилотируемых станциях. > А сколько у нас вообще их было? Эх. По хорошему, это надо включать в ЧаВО. Ну ладно. Кратенько-кратенько: у СССР было две линейки пилотируемых орбитальных станций -- "Алмаз", разра- ботки Челомея, и ДОС (долговременная орбитальная станция - не путать с опера- ционкой! ;) разработки королевской фирмы ЦКБЭМ. ДОС (самоназвание "Заря") суть модифицированная ОПС (орбитальная пилотируемая станция, самоназвание "Алмаз"), и разработана в качестве временной, упрощенной замены ОПС с целью опережения американской "Скайлэб" (это для Политбюро и правительства) и с целью реабилитации ЦКБЭМ после проигранной гонки за Луну (это по существу). Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Да и "Алмаз" утратил своё предназначение - разведка - после того, как было налажено произ- водство разведспутников. Шесть ДОСов летали под именем "Салют", седьмой, который уже не ДОС, а ПОС -- постоянная орбитальная станция -- назвали "Мир", а восьмой и последний ДОС -- это служебный модуль "Звезда" Международной космической станции. Хронология запусков: 19.04.1971 - ДОС-1 = Салют 29.07.1972 - ДОС-2 = аварийный запуск 11.05.1973 - ДОС-3 = Космос-557 (израсходовала впустую топливо системы ориентации и стала непригодной к эксплуатации) 26.12.1974 - ДОС-4 = Салют-4 29.09.1977 - ДОС-5 = Салют-6 19.04.1982 - ДОС-5-2 = Салют-7 20.02.1986 - ДОС-7 = Мир, или изделие 17КС с/н 12701 12.07.2000 - ДОС-8 = Звезда, или изделие 17КСМ с/н 12801 Почему после "Салюта" сразу "Салют-4"? Да потому, что "Алмазы", целью соз- дания которых была пилотируемая разведка из космоса, тоже запускались под именем "Салют"! 03.04.1973 - ОПС 101-1 = Салют-2 (14 апреля потеряла герметичность и вышла из строя) 25.06.1974 - ОПС 101-2 = Салют-3 22.07.1976 - ОПС 103 = Салют-5 Проект "Алмаз" был по существу советским аналогом нереализованного амери- канского проекта MOL. Отношение к нему (и к самому Челомею) в руководстве страны всегда было сложным. Под тем предлогом, что с развитием беспилотных средств пилотируемая разведка из космоса утеряла свое значение, проект был остановлен. Лишь после смерти в 1984 г. министра обороны СССР Устинова и са- мого Челомея удалось запустить три беспилотных "Алмаза" -- теперь это были автоматические станции радиолокационной разведки. 29.11.1986 - 11Ф668Э с/н 303 (Меч-К) - аварийный запуск 25.07.1987 - 11Ф668 с/н 304 (Меч-К) = Космос-1870 31.03.1991 - 11Ф668 с/н 305 (Меч-КУ) = Алмаз-1 Эти три объекта орбитальными станциями считать нельзя, так что всего их было запущено 11. ----------------------------------------------------------------------------- > Q25: А как выводят спутники (или еще чего-то) на орбиту? Существует 3 способа вывода ПН на орбиту: 1. Прямое выведение - самый простой способ. Двигатели всех ступеней работают один за другим, так что в конце полета ракета достигает необходимой ско- рости чтобы удержаться на орбите. Той самой первой космической. Понятно, что таким способом ПН далеко не закинешь (все ДУ работают максимум несколько минут, да и гравитационные потери ого-го...). Поэтому таким спо- собом ракета может вывести максимум на высоту до ~300 км. 2. Выведение с промежуточным участком. После выключения ДУ последней ступени ракета какое-то время летит по баллистической траектории (как свободно брошенное тело), а потом ДУ последней ступени еще раз включается (как бы из последних сил :), и разгоняет, соответственно, до требуемой орбиталь- ной скорости полета. С такими ухищрениями можно закинуть на орбиту высо- той ~2000 км. Так выводит, например, "Космос-3М". Ну а если надо выше, тогда 3. Выведение с промежуточной орбитой. Суть способа в том, чтобы к концу ак- тивного участка траектории достигнуть скорости большей, чем первая косми- ческая. И тогда что? - вспоминаем школьную программу - ракета начинает двигаться по эллиптической траектории. Это и есть промежуточная орбита. В какой-то момент ракета получает еще один импульс, чтобы остаться на орбите требуемой высоты. Иногда бывает выведение с несколькими промежуточными ор- битами. ---------------------------------------------------------------------------- > Q26: А на чем все это хозяйство летает? (топливо) Уфф... Ну, если рассматривать ракеты-носители, то в подавляющим большинст- ве используется жидкое топливо. Под ним подразумеваются окислитель и горю- чее, называемые компонентами топлива (КТ). Это химические органические сое- динения, иногда с добавлением присадок. Самые используемые окислители это АТ (азотный тетроксид), АК (азотная кислота), жидкий кислород. АТ и АК иногда используют как смесь - составной окислитель. Самые используемые горючие это жидкий водород, керосин и НДМГ (гептил) с производными -- гидразин, аэрозин. Теоретически можно пользовать любую комбинацию О и Г. Другое дело, на- сколько это эффективно ;) К настоящему времени в ракетостроении уже опробо- ваны оооочень многие комбинации топлив, но все равно можно выделить чаще всего используемые пары: западные названия
Секция 1 из 2 - Предыдущая - Следующая
Вернуться в раздел "Наука и образование" - Обсудить эту статью на Форуме |
Главная - Поиск по сайту - О проекте - Форум - Обратная связь |