faqs.org.ru

 Главная > Компьютеры и комплектующие > Носители информации >

FAQ по записи компакт-дисков

Секция 2 из 3 - Предыдущая - Следующая
Все секции - 1 - 2 - 3

как master и slave.  На обычном кабеле это не работает.  Однако, как
упоминалось выше - если вы решились использовать IDE CD-RW привод,
его рекомендуется держать на кабеле без «соседей».

    Положение джампера для Cable Select обозначается как «CS».
«MA» и «SL» - соответственно master/slave.


Q.  Я в натуре крут и покупаю только правильное железо.
    Каковы тонкости настройки SCSI?

A.  Для беспроблемной работы надо понять ряд правил его конфигурации.

  - Терминация.  Немного вдаваясь в теорию - SCSI шина имеет
    нормированное волновое сопротивление.  Для исключения эффектов
    отражения сигнала от концов кабеля, к его концам подключаются
    терминаторы - сопротивления, равные волновому сопротивлению
    кабеля.  Примерная схема терминации выглядит так:

    терминатор - устройство - ... - устройство - терминатор

    SCSI контроллер - такое же устройство, как и все прочие устройства
    на SCSI шине.  Восьмибитная SCSI (Fast SCSI-2, Ultra SCSI)
    позволяет подключить до восьми устройств, включая контроллер.

    Терминатор часто бывает встроенным в устройство, включаясь
    перемычкой.  Также терминатор может быть встроенным и в контроллер
    - тогда терминация на контроллере должна быть включена, если он
    находится на краю цепочки устройств:

    контроллер                                устройство
    с терминацией - устройство - устройство - с терминацией

    Отдельно следует рассмотреть такой случай, как контроллер с
    внутренним и внешним разъёмами.  Если одновременно подключены и те
    и другие устройства, контроллер находится внутри цепочки, и
    терминация на нём должна быть выключена - например:

    внутр.устройство - внут.уст. - контроллер - внеш.устройство
    с терминацией      (оба - без терминации)   с терминацией

    Терминатор может быть и отдельным устройством - мелкая коробочка.
    Если вы знакомы с технологией 10Base-2 Ethernet, описанное выше
    станет вам хорошо знакомым.

  - Номера устройств (SCSI IDs)

    Каждое устройство на 8bit SCSI шине, включая контроллер, должно
    иметь уникальный номер в пределах 0-7 - по смыслу это то же, что
    и master/slave на IDE, только устройств может быть больше, и
    конфигурации типа «нет нулевого устройства» никогда не вызывают
    проблем.  Номер обычно выставляется тремя перемычками, в двоичном
    виде.  Контроллеры, как правило, имеют уже установленный номер 7,
    но некоторые модели контроллеров позволяют его менять.

    В относительно новых SCSI устройствах есть протокол автоматической
    установки номеров - SCAM (Scsi Configured AutoMatically).

  - Синхронный и асинхронный режим

    Асинхронный режим SCSI устройства - это режим его работы по
    умолчанию, позволяющий достичь совместимости в обе стороны -
    то есть старых контроллеров с новыми устройствами и наоборот.
    Однако, в этом режиме предельная скорость работы не превышает 5
    мегабайт в секунду.  Практически все современные SCSI устройства
    позволяют работать в синхронном режиме - не забудьте выставить его
    в настройках контроллера, если он этого требует.  Для Fast SCSI
    (SCSI-2) устройств нужно установить частоту шины 10MHz, для
    UltraSCSI - 20MHz.  Продвинутые контроллеры позволяют выставлять
    режимы персонально для каждого устройства, не очень продвинутые -
    только общую (посему в последнем случае нужно выставить настройки
    для наихудшего варианта - но лучше с такими контроллерами дела
    вообще не иметь).

    SCSI сканеры обычно работают в асинхронном режиме.

  - Reselection (disconnect/reconnect или просто disconnect)

    Это способность устройства пересылать данные параллельно с другими
    устройствами.  Если она включается/выключается в настройках
    контроллера - не забудьте её включить.  Рекордеры, винчестеры и
    CD-ROM приводы её поддерживают практически всегда.  Сканеры - не
    всегда, но и сканировать во время записи CD надо не всегда :-)

  - Совместная работа восьмибитных и 16-битных устройств

    В тонкости различных переходников лучше не вдаваться - если
    используете 16-битные SCSI устройства (Wide, UltraWide,
    Ultra2Wide, Ultra160), лучше поставьте двухканальный контроллер
    (то есть фактически два контроллера на плате - восьмибитный и
    16-битный).  Тонкости настройки 16-битного контроллера ровно те
    же - за исключением того, что на 16-битной шине может быть до 16
    устройств, включая контроллер.

    При знании вышеперечисленного и нормальном контроллере никаких
проблем не возникнет (знание - сила!).


Q.  Как обстоят дела с совместимостью разных писалок друг с другом
    и с разным софтом?

A.  Изначально разные приводы не были совместимы между собой.
Существовало ряд моделей приводов разных фирм, имеющих разный набор
команд, и более-менее одинаковых только по работе в режиме CD-ROM.
В частности, это были приводы JVC/Teac, Panasonic, Philips CDD2000,
Philips CDD2600 (да, даже в пределах одной линейки моделей менялся
набор команд), Plextor/Ricoh, Ricoh 6200, Sony, Yamaha 10x (в смысле
не скорости, а номера модели).  Поддержка всего этого зоопарка
выражалась в том, что какие-то программы могли поддерживать тот или
иной привод, могли не поддерживать, а иные работали вообще только с
одним-двумя приводами.

    Начиная примерно с 1997 года, «устаканился» стандарт на набор
команд приводов - так называемый MMC (MultiMediaCommand), он же
SCSI-3.  Этот стандарт описывает команды приводов с интерфейсами
SCSI и прочими, представляющими собой имплементации SCSI (например,
IDE/ATAPI и FireWire).  Таким образом, отныне приводы разных фирм и
даже с разными интерфейсами программно совместимы между собой.
Никакой более специальной поддержки привода в программном обеспечении
не требуется.  Все проблемы, возникающие с поддержкой новых приводов в
не очень новых программах - исключительно на совести их авторов.

    Если какая-то программа не узнаёт вышедший даже немного позже неё
привод и ни в какую не хочет с ним работать - может подойти такое
решение: залезьте в неё хекс-редактором, найдите подстроку названия
любой предыдущей модели привода этой же фирмы, и исправьте на новую.


=== ВЫБИРАЕМ И УСТАНАВЛИВАЕМ CD-RW ПРИВОД ==========================

Q.  Каковы требования к дисковой подсистеме при записи CD с HDD?

A.  Требований к винчестеру заметно меньше, чем описано выше.
Интерфейс и DMA при работе с ним почти не критичны - отсутствие DMA
надёжность записи не снижает, и приводит лишь к загрузке процессора
при записи.  Однако, следует проследить, чтобы в процессе записи поток
данных с винчестера не был ничем заблокирован - для IDE HDD это
означает опять же желательное отсутствие «соседей по шлейфу».

    Некоторые винчестеры имеют свойство время от времени производить
калибровку (заметное на слух уведение головки куда-то на секунду-две).
Если пишущий софт имеет программный буфер (память сейчас дешёвая, и
этот буфер можно безболезненно выставлять на десятки мегабайт) - это
не составляет проблемы (только не забудьте - «соседей» по IDE шлейфу,
если таковые есть, он при этом может заблокировать!).  Однако, при
софте, не имеющем такового (а особенно - заменяющем его кэшированием
на HDD) калибровка может представлять серьёзную проблему.

    Признак наличия буфера в софте очень прост - наличие настройки
объёма этого самого буфера.

    При записи файлов «на лету» («on the fly») критична скорость
файловой системы и хорошее кэширование.  При тормозной файловой
системе (типа FAT32) полезно перед записью провести дефрагментацию.


Q.  Что такое OEM и Retail?  Почему Retail дороже, стоит покупать?

A.  OEM - поставка оборудования для сборщиков компьютеров, Retail (в
прайсах может обозначаться ещё как «RTL», «Ret» или «Kit») - поставка
для конечного потребителя.  Retail CD-RW приводы обычно отличаются от
OEM наличием коробки, CD с софтом, книжки (зачастую не на русском
языке), одной или нескольких болванок в комплекте, и за счёт этого
стоят дороже.  Следует учесть также и то, что копия софта в комплекте
привода как правило не комплектуется бесплатной технической поддержкой
и тому подобными удобствами, свойственными «настоящему» лицензионно
чистому софту.  OEM варианты обычно идут просто в пакетике с парой
бумажек.

    Иногда комплект поставки отражается в названии модели привода.
Например, Teac W58E - OEM поставка, а Teac W58EK («Kit») - Retail.

    Решайте сами, стоит ли платить за вышеперечисленное.


Q.  Хочу иметь устройство для бэкапов и переноса информации.
    Что лучше купить - CD-RW привод, или MO/Zip/Jaz/Syquest?

A.  Перечисленные дисковые накопители интересны тем, что обеспечивают
довольно большую скорость записи, а также работают «как дискета» без
необходимости в установке специального софта - он может отсутствовать
под конкретной ОС и/или оказаться несовместимым с другим подобным ему.
Однако они имеют серьёзный недостаток - дорогие носители, и малая
распространённость.
    Основной плюс CD-RW привода - записанный на нём диск можно при
необходимости прочитать везде (а там, где не читаются CD-RW, читаются
CD-R).  Да и записать тоже много где - на данный момент CD-R(W)
приводы уже более распространены, чем любой из перечисленных выше
накопителей.  Через довольно небольшое время они вообще станут
стандартом де-факто на массовый дисковый накопитель.


Q.  Нужен ли отдельный CD-ROM привод, если есть CD-RW привод?

A.  Прямой необходимости в нём нет.  Ранее это было более актуально
ввиду очень высоких цен на пишущие приводы, и низких скоростей чтения
у этих приводов.  У современных же приводов цены скорости чтения
вполне достаточны для нормальной работы, цены невысоки, а моральное
устаревание заметно опережает физическое.
    Кроме этого, следует отметить, что среди CD-RW приводов найти
быстро читающий RW заметно проще, чем среди CD-ROM приводов.

    Однако, в перечисленном ниже ряде случаев отдельный CD-ROM привод
может оказаться полезным:

  - у вас стоит старый CD-R привод, который медленно читает,
    но во всём остальном вас полностью устраивает,
  - хочется быстро и бесшумно читать диски, и вы собираетесь
    поставить отдельный CD-ROM типа семилучевого Kenwood 72x,
  - очень хочется дублировать диски «в один приём».
  - хочется иметь доступ к другим CD во время записи болванки
  - хочется увеличить вероятность считывания сбойного диска
    (не прочитался на одном приводе - может, прочитается на втором)
  - хочется увеличить общую надёжность системы.

    Вопрос надёжности следует расписать подробнее.

    Во-первых, у любителей игрушек CD-привод может стать «расходным
материалом» из-за очень большой нагрузки на привод головки.

    Во-вторых, начиная примерно со скорости 32х у однолучевых
приводов, появляется риск разрыва диска.  Наиболее велик этот риск
у дисков, при изготовлении которых сэкономили на сырье - то есть у
болгарских, китайских и отечественных «лицензионных» дисков.  Однако,
в принципе разорваться может любой диск.  Обломки диска могут
повредить внутренности привода до полной невозможности его ремонта.
    Есть четыре способа избежать этого риска:

  - не покупать вообще приводов с такой скоростью чтения :)
  - поставить отдельную дешёвую «читалку»,
    которую не жалко в этом случае выбросить и купить новую.
  - поставить многолучевую читалку типа упомянутого выше Kenwood - на
    таких аппаратах риск разрыва диска вообще отсутствует.  Однако,
    они весьма дороги.
  - снижать скорость чтения при помощи специальных утилит.

    Последний способ полезен в любом случае, независимо от того,
решили вы покупать отдельный читающий привод или нет.  На задачах типа
постоянного слушания mp3 музыки и просмотра видеофильмов, в отличие от
проигрывания аудио CD, привод разгоняется до максимально возможной в
данной ситуации скорости, которая тут совершенно ни к чему - более чем
достаточно скорости 2x.  Снижение скорости вращения снизит износ,
ликвидирует шумы, вибрацию и всякий риск разрыва диска.

    Если вы решили установить два привода - пишущий и читающий,
примите во внимание следующий фактор: быстрый однолучевой читающий
привод на несбалансированных дисках становится источником вибрации,
которая вполне может сбить процесс записи CD на рядом стоящем пишущем
приводе.  Это можно легко решить путём вынесения CD-RW привода наружу,
либо снижением скорости чтения на время записи.


Q.  Стоит ли устанавливать рекордер во внешнем исполнении?

A.  Внешний рекордер работает в несколько облегчённых условиях по
сравнению с внутренним:

  - внешнее исполнение облегчает тепловой режим - при обычном
    расположении 3.5" винчестеров ниже 5.25" устройств последние
    «поджариваются на медленном огне» ;)
  - это уменьшит запыление - при всасывающем кулере на блоке питания
    воздух вместе с пылью входит через все отверстия и щели корпуса,
    включая таковые у CD-RW привода.
  - уменьшается влияние вибрации читающего привода, если таковой
    есть - об этом подробнее написано выше.

    Кроме того, при распространённой ситуации типа «рекордер куплен
за счёт конторы и периодически таскается домой и на работу» внешнее
исполнение облегчает процедуру подключения/отключения, не требуя
разбирать компьютер.

    Если перечисленное вы склонны считать критичным и задумываетесь
о внешнем рекордере - вопрос об кабелях и интерфейсах подробно освещён
выше.  Стоит добавить ещё вот что - необязательно тратиться на готовый
рекордер во внешнем исполнении: практика показывает, что внутренний в
качестве внешнего с удлинителем питания из компа тоже вполне
работоспособен.  Можно также найти коробки для 5.25" устройств,
которые были популярны во времена БК-0010 и ZX Spectrum.


Q.  Я всё-таки поставил отдельный CD-ROM привод.  Встала проблема -
    на звуковой карте вход для звука с CD один, а приводов - два.

A.  Можно спаять простейший микшер на резисторах - берутся четыре
резистора, например, по 1кОм, и припаиваются по схеме:

    правый канал CD-ROM -- резистор -\
                                      >-- правый канал входа карты
    правый канал CD-RW --- резистор -/

    левый канал CD-ROM --- резистор -\
                                      >--- левый канал входа карты
    левый канал CD-RW ---- резистор -/

    Интересной возможностью такого решения является возможность
слушать два аудио-CD одновременно :-)  Однако следует иметь в виду,
что уровень сигнала упадёт в два раза.

    Проще и удобнее использовать для прослушивания аудио-CD
автономные плееры.  Да и качество звука у них обычно лучше.


Q.  Хочу выбрать CD-RW привод самостоятельно (не обязательно из новых)
    На какие характеристики стоит обратить внимание?

A.  Кроме очевидных (три скорости - CD-R, CD-RW и чтение, и поддержка
CD-RW вообще) приведём не столь очевидные.  Выберите из них те,
которые вам критичны, и убедитесь в соответствии привода вашим
потребностям:

  - читает ли привод CD-RW диски с той же скоростью, что и остальные?
  - читает ли вообще привод HiSpeed CD-RW диски?
  - грабит ли CD-RW привод аудио CD на максимальной скорости?
  - шумность при чтении на максимальной скорости
  - каково реальное время записи на максимальной скорости?
    (заявленная скорость записи может быть максимальной скоростью
    в конце диска, а реальная средняя скорость может быть меньше)
  - нет ли проблем при записи ряда болванок на максимальной скорости?
    (например, этим грешит Mitsumi 16x10x40 - читайте далее)
  - пишет ли привод на «медленные» CD-RW диски?
    (в новых моделях стала исчезать поддержка малых скоростей
    - например, Teac W516E вообще не пишет на старые 2x RW)
  - поддерживает ли привод малые скорости записи CD-R?
    (может быть критично для аудиофилов)
  - поддержка SAO и DAO
  - поддержка Raw mode в различных режимах (SAO, DAO) - может
    быть критично для некоторого софта
  - поддержка overburn'а, и предельное его значение для 90min
    и 99min болванок (приводы, не поддерживающие overburn, не
    могут записать эти диски более чем на 80min)
  - наличие индикации записи на «морде» (бывает, например,
    один одноцветный светодиод, по которому состояние не понятно)
  - наличие защиты буфера (BURN-Proof или аналогичной)
  - безглючность реализации IDE в случае IDE привода
    (например, наличие и корректность работы DMA, загрузка CPU)

    Приводить статистику по разным моделям почти бесполезно - эта
информация постоянно обновляется, а объективно померять разные
характеристики всех существующих приводов невозможно «по техническим
причинам».  Поэтому есть только два варианта - либо изучайте ситуацию
относительно выбранных приводов самостоятельно, либо следуйте чьему-то
совету.

    В упомянутом выше Andy McFadden's FAQ целый раздел (5) посвящён
описанию модельного ряда различных фирм.  Неплохая база по результатам
тестов рекордеров: http://www.feurio.com/English/Writerdb/index.shtml.
Обзоры на русском языке читайте на http://www.ixbt.com/storage.shtml.


Q.  Неохота тратить время на выяснения.
    Есть ли какой-то хорошо зарекомендовавший себя CD-RW привод?

A.  По качеству и возможностям в этой области лидирует Plextor.
    Плохие приводы от Plextor в природе не встречались :)

    Если жаль денег - присмотритесь к продукции Teac, старшим моделям
начиная с W512.  Из SCSI моделей хорошее соотношение цена/качество
у Yamaha CRW-2100S с последней прошивкой 1.0n.


=== КОПИРОВАНИЕ CD =================================================

Q.  Каким образом копируются CD?

A.  Есть два различных подхода:

  - копирование «по файлам».  При этом файлы с исходного CD просто
    переписываются на конечный.  Преимущество такого способа - можно
    убрать ненужные файлы или добавить свои, вообще что-то изменить.
    Недостаток такого способа - далеко не все типы дисков можно так
    скопировать.

  - копирование «один в один».  Этот способ практически не допускает
    модификации, однако позволяет полностью сохранить особенности
    исходного диска - volume name, загрузочность, структуру и тип
    файловой системы, и прочее.  Зачастую этот способ является
    единственно возможным - например, для VideoCD.


Q.  Как скопировать диски от Sony Playstation?

A.  Просто копируйте «один в один» и всё - никаких защит там обычно
нет.  Но имейте в виду - PSX должна быть «чипованная», т.е.
доработанная для чтения пиратских дисков.  Не доработанные читают
только родные диски характерного чёрного цвета - кто не видел,
рекомендую посмотреть, занятное зрелище.


Q.  Как скопировать диски от Sega Dreamcast?

A.  Это уже несколько сложнее: «родные» диски там не в стандартом
формате CD.  Они имеют два участка записи - в CD-формате и в
собственном формате.  Всё это называется GD-ROM (Gigabyte Disc).
Поэтому родные диски копированию не подлежат.

    Поскольку у пиратов нет оборудования для их штамповки, они
переделывают эти диски в обычные - путём выкидывания видеороликов и
тому подобного.  Такой диск скопировать уже реальнее - но на нём может
быть защита, поставленная уже пиратами :-)


Q.  Стоит ли диски копировать «на лету» с диска на диск?

A.  Здесь есть один «подводный камень» - большинство CD-ROM приводов
при обнаружении нестабильно читающегося участка сбрасывают обороты и
читают медленно до самого конца диска.  Эта сброшенная скорость может
оказаться недостаточной для записи, и если у пишущего привода нет
поддержки BURN-Proof, болванка может запороться.  Кроме того, не
забудьте про влияние вибрации, о котором упоминалось выше.


=== ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЗАПИСИ CD =========================================

Q.  Что такое BURN-Proof?

A.  Это особенность новых приводов (например, Teac W512SB и EB),
позволяющая без вреда для записываемого диска прерывать поток данных
на запись.  При появлении потока запись будет восстановлена с
прерванного места.  Эта же особенность может также встречаться под
названиями JustLink, SeamlessLink, SafeBurn, ExacLink (все эти
названия - торговые марки разных фирм).

    Имейте в виду, что при выключении/сбросе компьютера при записи
CD-R болванка (особенно при записи в DAO) запорется по-любому!
Также это не панацея от сбоя записи от вибрации.

    «BURN» - это сокращение от «Buffer UndeRruN», т.е. ситуации, когда
опустошается буфер рекордера при записи.


Q.  Что такое CD-Text?

A.  Это стандарт на размещение названий композиций и тому подобной
информации на аудио CD.  Некоторая бытовая аудиотехника это понимает,
однако на массовость этот стандарт пока не претендует.

    На http://www.cddb.com/ есть база по названиям композиций и прочей
информации.  Диски опознаются по идентификатору, составленному на
основе точной длительности треков.  Таким образом, софтверные плееры
аудио CD могут показывать эту информацию даже без CD-Text.


Q.  Что такое «тестовый режим» («имитация записи») у рекордеров?

A.  Это отголосок тех времён, когда болванки стоили десятки долларов,
а компьютеры были медленными.  Тестовый режим позволяет прогнать
процесс записи, не производя физической модификации поверхности диска
- и убедиться, что запись прошла без проблем по вине компьютера.

    Сейчас тестовый режим реально полезен для двух целей:

  - определение предельного объёма болванки для overburn
  - определения, способен ли компьютер вообще записать CD
    (например, при подозрениях на глюки железа)

    Хотя в критических ситуациях (например, нужно записать несколько
десятков тысяч файлов, а HDD забит и места на образ диска нет) можно
и сейчас «по старинке» использовать тестовый режим для проверки
возможности записи.

    Обычно признаком того, что рекордер ведёт тестовую запись,
является мигание лампочки записи на его «морде».


Q.  Что такое Multisession, закрытие сессии и тому подобное?

A.  Объяснение этого вопроса требует небольшого введения в теорию.
Как всем (надеюсь) известно, CD делятся на треки.  Диски с файлами
обычно содержат один трек (при записи файлов на CD-R(W) так обычно и
получается), аудиодиски обычно содержат один или несколько треков - по
числу композиций.  Кроме этого, есть служебные зоны lead-in и
lead-out.
    В простейшем варианте CD с файлами содержит один трек, вводную его
часть (lead-in, идёт до трека) и завершающую (lead-out, идёт после
трека).

     lead-in
      track1
     lead-out

     Если на диске несколько треков (например, Audio-CD), то он
выглядит так:

     lead-in
      track1
      track2
      track3
      [....]
      trackN
     lead-out

     Признак закрытости сессии/диска - наличие lead-in и lead-out.
Незакрытый диск отличается от закрытого тем, что можно дописывать
новые сессии, в остальном он ровно такой же.  Некоторые приводы не
понимают несколько сессий, но первую сессию видят все.

     Диск с одним треком, описанный в начале, с добавлением новой
сессии будет выглядеть так:

     lead-in
      track1
     lead-out
     lead-in
      track2
     lead-out

     При этом файловая система по умолчанию смотрит на track2.  Если
нужно, чтобы новая сессия содержала ещё и все файлы от старой, то в
её каталог добавляется каталог из предыдущей сессии (это называется
multisession).  Если это не нужно - он содержит только имеющиеся в
track2 файлы (это называется multivolume).

     А теперь начинается самое интересное.  Дело в том, что lead-out
занимает целых 15 мегабайт (или полторы минуты звука).  Чтобы при
дописывании новой сессии не пускать псу под хвост столько места,
сессия может НЕ ЗАКРЫВАТЬСЯ:

     [пусто]
      track1

     При дописывании нового трека такой диск выглядит так:

     [пусто]
      track1
      track2

     В специальную область диска, называемую TOC (Table Of Contents),
куда в обычных дисках записано расположение, количество и объём
треков, в этом случае ничего не пишется.  Когда диск закрывается,
вместо [пусто] будет записан lead-in, а после последнего трека будет
записан lead-out:

     lead-in
      track1
      track2
     lead-out

     В TOC при этом прописываются соответствующие данные.

     С незакрытыми дисками есть следующая проблема: абсолютное
большинство читающих приводов, увидев диск без TOC и lead-in, читать
его наотрез откажутся.  Диск будет вообще не виден.  Для того, чтобы
диск был виден везде, у него должен быть прописан TOC и lead-in.

     Есть ещё один вариант.

     lead-in
      track1
     lead-out
     [пусто]
      track2

     То есть, первая сессия закрыта, но есть ещё незакрытая вторая.
Это диск для рабочего дописывания.  Читаться он будет тогда, когда
закроют сессию.  Например, юзер периодически делает бэкапы, а раз в
неделю закрывает сессию.  Пока сессия не закрыта, спец.софт для
рекордеров её видит, а обычные файловые системы - нет.

     Подводя итоги: сессию или диск целиком можно закрывать тогда,
когда нет lead-out.  Если есть lead-out на незакрытом диске - закрыть
его можно только записью новой сессии.


Q.  Есть диск, который записан не до конца.  Можно дописать?

A.  Если это CD-R - можно только в том случае, если диск не закрыт.
Если диск закрыт - нельзя.  Способов «открыть» диск нет.
    Если это CD-RW - можно «открыть» сессию и дописывать, можно просто
стереть перед записью.


Q.  Что такое overburn?

A.  Это запись на болванку больше, чем её объём из ATIP.  Основное её
применение - это запись 90 и 99-минутных болванок (напоминаем, что
«официально» они - 80-минутные).  Также overburn позволяет копировать
«слишком большие» CD, например алюминиую штамповку, или забитую до
упора CD-R(W) болванку на болванку с чуть меньшим номинальным объёмом.
Кроме того, overburn полезен для случаев, когда что-то «ну никак не
помещается».

    Идея overburn построена на двух тезисах:

  - lead-out не несёт полезной нагрузки, и на отведённое для
    него место можно записать и более полезную информацию,
  - на диске может быть пустое место и сверх того.

    Начнём с lead-out.  Длина lead-out по стандарту составляет 90
секунд звука, или 6750 секторов - то есть 13500 килобайт (13.18Mb).
Если записывать объём данных или звука, превышающий объём болванки
на эти самые 13500 килобайт или 90 секунд, то рекордер отпишет данные
и прервётся при записи lead-out, когда закончится pregroove.  Даже
если это вызовет сообщение об ошибке - диск уже записан и уже
читается.

    Теперь о пустом месте сверх того.  Размер этого пустого места
различен для разных дисков.  Например, для 74min Mirex объём по ATIP
составляет 74:27;73 (т.е. 74 минуты, 27 секунд, и последнее число -
количество секторов, в секунде их 75).  Фактический же объём Mirex-ов
- 77:23.  Таким образом, сверх номинального объёма конкретно на диски
Mirex можно записать 02:55:02 - т.е. 13127 секторов или 26254
килобайт (25.63Mb) - против гарантированных 01:30:00 для абсолютно
любого диска.

    Для «обычной» записи болванок «предельный» overburn не
рекомендуется, поскольку можно создать проблемы для копирования 1:1
такой болванки на болванки других типов, с меньшим предельным
размером.

    Overburn-ить диски необходимо исключительно в DAO.  Попытка
overburn'а в TAO приведёт либо к ошибке записи трека за пределами
номинального объёма, либо к ошибке закрытия диска, если привод не
проследил за объёмом трека в первом случае.

    Также следует учесть ряд важных моментов:

  - не все рекордеры умеют overburn!
    (конкретный пример не умеющего - NEC NR7500)

  - даже те, что умеют, могут отказаться писать болванку сверх
    определённого объёма.  Эта граница находится выше 80 минут и
    различается у разных моделей.  По той же причине могут быть
    проблемы с записью целиком 90- и 99-минутных болванок.

  - на некоторых CD приводах могут быть проблемы с чтением более чем
    80-минутой записи (overburn 74-минутных болванок таких проблем
    вызвать не может).

  - Pregroove может доходить до самого края диска, где уже не нанесено
    защитное покрытие.  Тест overburn'а такого диска может показать
    внушительную прибавку к объёму, но надёжность хранения данных на
    самом краю диска невелика.  В принципе, при overburn'е стоит
    рассчитывать на занимаемое lead-out'ом место, остальное же - на
    ваш страх и риск.


Q.  Что такое TAO, DAO, SAO?

A.  Это разные режимы работы рекордеров.

    Режим DAO (Disc At Once) - самый простой (однако в старых
рекордерах зачастую не поддерживается).  В этом режиме диск
записывается целиком - lead-in, серия треков и lead-out.  Даже если не
всё место на диске было использовано, дальнейшая дозапись невозможна.
Также невозможно дописывать в DAO на уже «начатый» диск.  Этот режим
рекомендуется для Overburn, записи аудио, и копирования дисков 1:1.

    Режим SAO (Session At Once) отличается от DAO тем, что может
оставить диск незакрытым, позволяя дописывать сессии, а также
записывать на уже «начатый» диск В остальном он идентичен DAO.

    Режим TAO - запись треков «поштучно» (для записи каждого трека
производится отдельная операция), и закрытие сессии (диска) путём
записи lead-in и lead-out опять же как отдельная операция.  Полезен
для дописывания информации без затрат места на lead-out, и непригоден
для записи аудио-дисков из-за возникающих пауз между треками.


Q.  Что такое RAW Mode?

A.  Существует два способа передачи информации рекордеру - Raw data
и Cooked data.  В первом случае сектора передаются побитно, а
формированием кодов коррекции ошибок, контрольных кодов и тому
подобного занимается компьютер.  Во втором случае рекордеру передаются
только данные, а всё остальное он делает сам.

    Первый вариант необходим для копирования дисков со всевозможными
защитами.  Второй вариант выгоднее для записи дисков из файлов на HDD
(это можно сделать и в первом, но процессор будет загружен больше).

    Реализация этих режимов в разных рекордерах различается.
Конкретная модель может, например, поддерживать RAW SAO, и не
поддерживать RAW DAO - что может вызвать проблемы с некоторыми
программами.


Q.  Сколько треков можно записать на диск?

A.  До 99.  Превысить это значение нельзя, так как номера треков
хранятся в десятичном виде (две цифры).


Q.  Сколько файлов можно записать на диск?  А в одну директорию?

A.  Минимальное место, которое занимает файл - один сектор.
Следовательно, количество РАЗНЫХ файлов, которое можно разместить на
CD, заведомо не превышает количества секторов (порядка 330000).
Однако, разные файлы могут ссылаться на одни и те же сектора, посему
количество файлов может быть даже больше.  Количество файлов в одной
директории также не ограничено.

    Однако, следует иметь в виду, что:

  - при большом количестве файлов в директории может «поехать крыша»
    у некоторых ОС, либо файлы могут открываться очень медленно из-за
    недостаточного объёма кэша.
  - при большом количестве файлов на диске в целом, пофайловое
    копирование такого диска на HDD очень сильно замедлится.
  - старые поделки Microsoft (до FAT32) предполагают, что общее
    количество файлов на диске не превышает 65535.


Q.  Записываю на CD кучу файлов, общий их объём вроде бы не
    превышает объёма болванки, а пишущий софт ругается.  Почему?

A.  Занимаемый файлом на CD объём кратен одному сектору (2kb).
Это значит, что в среднем на каждом файле теряется впустую порядка
одного килобайта на неиспользуемые «хвосты».  Таким образом, при
записи, к примеру, 30 тысяч файлов потеряется порядка 30 мегабайт.
Прибавьте это значение к объёму файлов.  И не забудьте, что на
директории тоже нужно отвести некоторый объём.

    Избавиться от таких потерь можно, заархивировав записываемое.

Секция 2 из 3 - Предыдущая - Следующая

Вернуться в раздел "Носители информации" - Обсудить эту статью на Форуме
Главная - Поиск по сайту - О проекте - Форум - Обратная связь

© faqs.org.ru