Главная > Компьютеры и комплектующие > Мультимедиа > |
FAQ по электронному созданию и обработке звука |
Секция 3 из 3 - Предыдущая - Следующая
Все секции
- 1
- 2
- 3
---------------------------------------------------------------------- - От чего зависит естественность звучания акустических тембров? Естественность звучания акустических тембров в синтезаторах зависит в основном от двух факторов: подобия тембров (спектральные характеристики звука) и подобия динамических характеристик (так называемые исполнительские воздействия - щипок струны гитары или арфы, касание смычком струн виолончели, перегиб грифа и т.п.), причем последние психоакустические исследования показывают, что даже великолепно оцифрованный инструмент без свойственных ему исполнительских воздействий звучит неестественно, а плохая оцифровка или даже имитация тембра, имеющая характерные признаки игры на данном инструменте воспринимается слухом, как гораздо более похожая. В большинстве случаев наиболее полную информацию о характере звучания несет фаза атаки звука, на которой сильнее всего отражается применяемый при игре способ звукоизвлечения. Когда оцифровка инструментов выполняется полностью (от начала атаки) - полученное звучание уже несет в себе примененный при записи метод звукоизвлечения. При этом отдельные MIDI-ноты звучат достаточно естественно, однако звучание всегда имеет характер однажды записанного инструмента и с трудом поддается изменению, отчего приходится иметь множество оцифровок с разным характером звукоизвлечения. Когда оцифровка сделана в так называемой стационарной фазе звучания - после прохождения атаки - звучание отдельной MIDI-ноты уже не будет таким похожим на исходный инструмент, как бы качественно не была выполнена сама запись. Этот метод рассчитан на имитацию исполнительского воздействия средствами MIDI - параметрами инструмента и контроллерами управления громкостью, высотой (pitch bend), модуляцией, фильтрами. Такой подход более трудоемок, однако дает возможность создавать на основе имеющегося стационарного тембра множество тембров со свойствами различных инструментов. Например, для имитации игры на щипковых струнных инструментах синхронно с началом атаки вставляется небольшое быстро спадающее повышение тона, имитирующее более высокое звучание струны в момент щипка; для имитации духовых - постепенно снижающаяся по мере расходования запаса воздуха в легких громкость звучания и т.п. Нужные исполнительские воздействия для имитации естественного звучания акустических инструментов могут вноситься как вручную при помощи MIDI-редакторов, так и автоматически - для этого служит программа Style Enhancer (NTONYX Computer Laboratory). Она позволяет не только накладывать на MIDI-партитуру воздействия, свойственные тому или иному инструменту при заданной манере игры, но и автоматически распознавать отдельные музыкальные фразы и обороты, преобразуя их в соответствии с заданным стилем исполнения. Также могут быть автоматически рассчитаны такие параметры, как амплитуда замаха перед ударом по струнам, объем воздуха в легких, скорость движения смычка в момент касания струн, и т.п. Многие MIDI-партитуры с правильно сделанной имитацией исполнительских воздействий звучат даже на синтезаторах среднего класса субъективно более естественно, чем "чистые" партитуры - на сложных профессиональных аппаратах. ---------------------------------------------------------------------- - Как пользоваться методами сжатия Audio MPEG? Форматы Audio MPEG разработаны для воспроизведения сжатого звука в реальном времени при помощи аппаратного или программного декодера. Например, для воспроизведения наиболее популярного сейчас формата Audio MPEG-1 Layer 3, файлы которого обычно имеют расширение .MP3, достаточно процессора P5-75. Существует несколько программ-проигрывателей: WinPlay, WinAmp, MacAmp и другие. Для сжатия звука в реальном времени мощности современных процессоров недостаточно, однако существуют программные преобразователи, сжимающие готовые звуковые файлы формата PCM (WAV) - например, L3Enc (DOS), MP3 Compressor, XING MPEG Encoder, BladeEnc (Windows) и другие. Другим, часто более удобным, способом работы с Audio MPEG под Windows 95 является использование ACM Codec - автоматических преобразователей форматов, работающих на уровне системы. При установке в систему такого Codec'а (например, Fraunhofer IIS) потоки сжатых кадров в формате Audio MPEG можно оформлять в виде одного из подформатов RIFF/Wave (файл WAV) и работать с ними при помощи любой программы, поддерживающей ACM (например, стандартный Media Player, Sound Recorder, а также почти любой звуковой редактор). Для обратного преобразования файлов формата Audio MPEG в формат PCM можно воспользоваться либо декодером (L3Dec для DOS), либо "проиграть" файл с одновременной записью в WAV (WinAmp, либо другой проигрыватель MPEG вкупе с виртуальным звуковым кабелем VAC). Надо заметить, что популярные ныне методы сравнения кодировщиков MP3 по спектру звука, АЧХ и прочим "формальным" параметрам в общем случае некорректны. Audio MPEG относится к разряду систем "кодирования воспринимаемого" (perceptual coding), ориентированных на передачу только эффективно воспринимаемой слухом части звукового сигнала. Сравнение таких кодировщиков должно проводиться только на слух, а "формальные" параметры имеет смысл принимать во внимание только в том случае, когда они откровенно плохи для самых разных видов звукового материала. ---------------------------------------------------------------------- - Где можно найти информацию, звуковые программы и файлы? FIDO: 2:5010/67 (Roma Hmelevsky) - 17.00-05.00 Msk 2:5010/56 - // - - 17.00-05.00 Msk 2:5010/56.2 - // - - 17.00-05.00 Msk 2:5010/58 - // - - 17.00-05.00 Msk Internet: aimnet.com archive.orst.edu audioworks.com bmsu.simbirsk.su cakewalk.com castrop-rauxel.netsurf.de/homepages/michael.banz/ cs.ruu.nl/pub/MIDI junitec.ist.utl.pt/einfo/audio.html layer3.org luth.se lycos.com lysator.liu.se midifarm.com midilink.nl/flist/206.htm mp3.com people.interconnect.com.au/~davidd/download.htm realaudio.com rolandcorp.com (Roland) www.chat.ru/~andreenk (Программа Recogn) www.ntonyx.com (Style Enhancer, VAC) sfoundry.com (Sonic Foundry) spider.nrcde.ru steinberg-us.com steinberg.de teco.quarta.msk.ru teeri.oulu.fi th-zwickau.de/~maz/ unina.it/~aminet/dirs/mus.html uwp.edu winsite.com/pub/pc winsite.com/pub/pc wuarchive.wustl.edu wustl.edu/~aminet/dirs/mus_midi.html www-ccrma.stanford.edu www.ktk.ru/~avb xgmidi.wtal.de yamaha.com, yamaha.co.jp, yamaha.co.uk ---------------------------------------------------------------------- Большое спасибо всем приславшим ответы, рекомендации, замечания и советы для этого FAQ. Текст FAQ в альтернативной кодировке доступен для FReq на 2:5000/14@FidoNet по имени SOUNDFAQ, FAQ по общим вопросам цифрового звука - DGAUDFAQ, по компьютерному звуковому оборудованию - SNDHWFAQ, текст описания MIDI-интерфейса на русском языке в этой же кодировке - по имени MIDIDESC. Полный пакет FAQ и описаний доступен на ftp://spider.nrcde.ru/pub/text/tech/emtcfaqs.zip и через страницу FAQ на http://spider.nrcde.ru. Пакет распространяется также по FIDO fileecho XHRDDOCS. ======================================================================
Секция 3 из 3 - Предыдущая - Следующая
Вернуться в раздел "Мультимедиа" - Обсудить эту статью на Форуме |
Главная - Поиск по сайту - О проекте - Форум - Обратная связь |