Главная > Компьютеры и комплектующие > Мультимедиа > |
FAQ по электронному созданию и обработке звука |
Секция 2 из 3 - Предыдущая - Следующая
Все секции
- 1
- 2
- 3
напряжения изменяется полоса пропускания фильтра (Band, Contour), частота среза (Cutoff) и добротность фильтра - подъем или спад усиления внутри полосы (Resonance - резонанс). Чаще всего используется фильтр нижних частот (ФНЧ), срезающий высшие частоты, с резонансом около частоты среза; в более сложных моделях используются также полосовые фильтры и ФВЧ. Все или часть параметров фильтров выведены на регуляторы, задающие их исходные значения. Env (Envelope - огибающая) вырабатывает напряжение, изменяющееся по фазам ADSR (Attack - Decay - Sustain - Release). При поступлении сигнала запуска начинается выработка фазы Attack, которая переходит в Decay и далее - в Sustain, где остается до момента снятия сигнала запуска, после чего формируется фаза Release и цикл выработки огибающей завершается. Длительности фаз ADR и уровень S задаются регуляторами. На простых одноголосых синтезаторах имеется только один блок Env, который позволяет сформировать огибающую для одного звука; в многоголосных синтезаторах их несколько. В простых инструментах блок Env формирует только амплитудную огибающую звука, в более сложных имеется отдельный блок для выработки спектральной огибающей для фильтра или дополнительного управления синтезом. VCA (Voltage Controlled Amplifier - управляемый напряжением усилитель) формирует выходной сигнал синтезатора. Обычно его управляющее напряжение берется с блока Env, что дает амплитудную огибающую звука. LFO (Low Frequency Oscillator - генератор низкой частоты) вырабатывает колебания различной формы частотой примерно от 0.1 до 20 Гц, которые могут быть смешаны с любым из других управляющих напряжений. Подача их на VCO дает частотную модуляцию, на VCF - эффект "вау-вау", "вращающегося" или "открывающегося" источника звука, на VCA - амплитудное вибрато (тремоло). Некоторые LFO могут вырабатывать случайно меняющийся ступенчатый сигнал, дающий интересные на слух виды модуляции. Каждый из блоков синтезатора полностью независим от других - все они могут соединяться любым способом для получения различных режимов синтеза. В концертных синтезаторах большинство блоков соединены жестко (Key - на VCO и Env, Env - на VCA, LFO - на VCO и VCA и т.п.), в студийных входы и выходы каждого блока выведены на переднюю панель, и соединение делается внешними шнурами. В начале 80-х начали внедряться цифровые методы обработки, которые поначалу комбинировались с аналоговыми, выполняя каждый свойственные ему функции. Например, блоки Key, VCO, LFO, NG и Env проще реализуются цифровым способом, а Mix и VCF - аналоговым. При этом цифровые блоки через ЦАП подавали управляющие напряжения на аналоговые. Преимущество цифровых формирователей - более высокая стабильность, точность, а главное - повторяемость сигналов, поскольку аналоговая (непрерывная) форма заменена дискретной (конечной). При достаточно большом числе дискрет ступенчатость перестает ощущаться на слух, но повторяемость остается. Тогда же появились полностью цифровые FM-синтезаторы, которые не содержали наиболее сложных в цифровой реализации управляемых фильтров. В середине 80-х был освоен выпуск быстродействующих DSP, и появились полностью цифровые разностные и самплерные синтезаторы. По сути, цифровой синтезатор представляет собой обыкновенный компьютер с устройствами ввода (клавиатура, кнопки, рычажки, датчики, MIDI), вывода (звук, индикаторы, MIDI), обработки (генераторы, преобразователи, память и т.п.) и центральным процессором, координирующим их работу. Например, клавишный синтезатор Roland JV-30 выпускается как в виде отдельного модуля (тонгенератора) SC-55, так и в виде звуковой карты для PC - SCC-1. ---------------------------------------------------------------------- - Какие методы синтеза используются в популярных синтезаторах? В большинстве моделей выпуска 70-х годов использовался в основном разностный метод синтеза. В моделях выпуска начала-середины 80-х - частотно-модуляционный. В конце 80-х стали преобладать самплерные методы, а в начале 90-х - таблично-волновые, с обработкой на мощных DSP. Популярные модели разностных синтезаторов - PolyMoog, Crumar, ARP; частотно-модуляционных - Yamaha DX, ритмический Roland TR; самплерных - E-mu Proteus XR, Korg M1; таблично-волновых - Yamaha PSS/PSR, Roland JV и E, Ensoniq TS и ASR (самплер-синтезатор); таблично-волновых с развитой обработкой звука - Yamaha SY, Kurzweil 2000. В первых синтезаторах 40-х..60-х годов использовался в основном аддитивный метод синтеза и его разновидности. ---------------------------------------------------------------------- - Какими способами можно получить звук на IBM PC? 1. Через встроенный громкоговоритель (PC Speaker): - используя в стандартном режиме подключенный к нему канал 2 системного таймера, который может генерировать прямоугольные колебания различной частоты. Таким образом можно получать простые тональные звуки заданной частоты и длительности, однако управление громкостью и тембром звука в этом способе невозможно. - используя прямое управление громкоговорителем через системный порт 61, подавая на него серию импульсов меняющейся частоты и скважности (соотношения длительности 1/0), Так можно получать различные звуковые эффекты: шум, модуляцию, изменение окраски тона. Далее, можно принять во внимание, что диффузор громкоговорителя обладает инерцией (способностью к интегрированию прямоугольного сигнала): например, при подаче уровня 1 диффузор начинает движение, при подаче уровня 0 - тормозится и через какое-то время начинает движение в обратную сторону; своевременно меняя уровни 0/1, можно заставить диффузор двигаться по любой траектории, иначе говоря - излучать звук любой частоты и окраски. Интегрирующим свойством обладает и схема усилителя громкоговорителя, которая обычно содержит фильтрующий конденсатор. Метод такого управления громкоговорителем называется широтноимпульсной модуляцией (ШИМ): частота колебаний диффузора определяется частотой следования импульсов, а амплитуда - их скважностью (шириной положительной части импульса). Недостаток этого способа - существенное различие массы и упругости у диффузоров разных громкоговорителей - звук, довольно чистый на одном, может превратиться в подобие шума на другом; кроме этого, за счет более тонкого управления требуется гораздо большая скорость процессора, а звук получается намного тише, чем при использовании таймера. - используя нестандарные методы программирования канала 2 таймера: на генерацию импульсов различной длительности и скважности или серий импульсов сверхзвуковой частоты (метод частотной модуляции - ЧМ). В первом случае снова получается метод ШИМ, но со значительно сниженными затратами на переключение уровней и отслеживание времени, которые теперь возлагаются на сам таймер. Во втором случае звуковой сигнал получается путем усреднения высокочастотных колебаний в интегрирующей схеме громкоговорителя. 2. Через простой ЦАП: - подключаемый к параллельному (LPT) порту (Covox). На восьми выходных линиях данных (D0..D7) параллельного порта собирается взвешивающий сумматор - схема, суммирующая логические уровни 0/1 с весами 1, 2, 4, ..., 128, что дает для каждой из комбинаций восьми цифровых сигналов 0..255 линейно изменяющийся аналоговый сигнал с уровнем 0..X (максимальный уровень X зависит от параметров сумматора). Простейший сумматор делается на резисторах, более сложный - на микросхемах ЦАП (например 572ПА). При записи в регистр данных параллельного порта на выходе ЦАП устанавливается уровень, пропорциональный записанному значению, и сохраняется до записи следующего значения. Таким образом получается 8-разрядный преобразователь с частотой дискретизации до нескольких десятков килогерц. Добавив два регистра хранения и логику выбора, можно сделать стереоЦАП, коммутируя каналы с помощью служебных сигналов порта. - собираемый на вставляемой в разъем расширения плате. В этом случае достаточно просто получается 12- и 16-разрядный ЦАП (моно или стерео). Попутно он может содержать таймер, генерирующий запросы прерывания, и/или логику поддержки прямого доступа к памяти (DMA), которая позволяет равномерно и без участия процессора передавать данные из памяти на преобразователь. 3. Через специальную звуковую карту: - используя ЦАП, который есть почти на всех картах. В этом случае карта программируется на вывод оцифрованного звука напрямую или через DMA, а подготовка оцифровки в памяти делается так же, как и при выводе на простой ЦАП. - используя синтезатор, который тоже есть почти на всех картах. Большинство карт оснащено простейшими 2- или 4-операторными FM-синтезаторами; почти на всех современных картах установлены также WT-синтезаторы. При наличии обоих синтезаторов ими можно управлять одновременно, увеличивая набор тембров и число голосов; параллельно можно задействовать и ЦАП карты, через который удобно выводить различные звуковые эффекты. 4. При помощи внешнего синтезатора, управляемого от компьютера: - используя MIDI-порт, который имеется практически на всех звуковых картах. Выход MIDI Out (обычно при помощи MIDI-адаптера) соединяется со входом MIDI In синтезатора, и через порт подаются MIDI-команды синтезатору. Одновременно можно принимать MIDI-сообщения от синтезатора, подключив его MIDI Out к MIDI In звуковой карты. - используя стандартный последовательный порт, если в BIOS Setup есть возможность переключить его в режим MIDI-совместимости (тактовая частота, при которой возможно получение скорости 31.25 кбит/с). В этом случае понадобится самодельный адаптер для токовой петли. - используя специальные карты-адаптеры - например, Roland MPU-401. ---------------------------------------------------------------------- - Что такое tracker? Любительская программа для записи и воспроизведения музыки на нескольких дорожках (треках); трекеры впервые появились на компьютере Amiga. Поскольку трекеры ориентированы на текстовое представление, в них, в отличие от принятой в музыке горизонтальной нотной записи, применяется вертикальная запись нот при помощи буквенно-цифровых обозначений (например, D-5 - нота Ре пятой октавы, A#4 - нотя Ля диез четвертой октавы, и так далее); при этом каждая дорожка представляется собственной колонкой, а совокупность дорожек образует партитуру. Кроме нот, в дорожках могут встречаться различные команды управления: фиксация ноты (педаль), вибрато, тремоло, портаменто, переход к другому участку партитуры и т.п. Кроме вертикальной записи, в трекерах применяется характерная для них структура музыки: вся партитура делится на кадры (pattern) обычно одинакового размера, а композиция представляет собой последовательность кадров, что очень удобно для организации повторяемых фрагментов. Каждый кадр состоит обычно из 64 строк, что удобно для принятого в трекерах шестнадцатиричного представления номеров и подходит для распространенных музыкальных размеров. В трекерах применяется два метода синтеза звука: FM - при использовании SB- или AdLib-совместимой звуковой карты, и самплерный - при использовании PC Speaker, Covox, ЦАП или WT-синтезатора звуковой карты (последнее - обычно при работе с картой GUS, поскольку она была первой относительно недорогой и распространенной WT-картой с загружаемыми самплами). FM-трекеры используют параметры инструментов для FM-синтезатора, а самплерные трекеры - записи звучаний инструментов (самплы) в собственном формате. В зависимости от сложности трекера могут использоваться 8- или 16-разрядные самплы с различными частотами дискретизации, по одному или по несколько самплов на инструмент, неизменные или с возможностью задания огибающих, эффектов и т.п. Современные трекеры (Fast Tracker II, Impulse Tracker) по возможностям не уступают многим концертным синтезаторам, исключая, конечно, качество самого звука и гибкость управления им. Каждый трекер хранит произведения в своем собственном формате, однако многие способны загружать файлы других трекеров. Ранние простые трекеры использовали формат MOD, пришедший с Amiga, более поздние ввели новые форматы (STM, S3M, ULT, XM, IT). В файл записывается вся необходимая для его воспроизведения информация - собственно партитура, описания инструментов, сами самплы и т.п., поэтому произведение будет звучать точно так же при использовании другой аппаратуры вывода цифрового звука с тем же качеством, или в совместимом трекере. Имеется также большое количество проигрывателей (player) - программ для воспроизведения файлов, подготовленных в трекерах. Наиболее универсальный из них - Cubic Player. При наличии звуковой карты GUS или SB AWE32/SB 32 с установленным ОЗУ он использует для проигрывания инструментов аппаратный WT-синтезатор карты, загружая самплы в ОЗУ синтезатора. На AWE32/SB 32 при этом также поддерживается регулировка глубины эффектов Reverb/Chorus. При проигрывании трекерных модулей на другой звуковой карте или через другой трекер/проигрыватель звук может отличаться - за счет различий в реализации вывода звука через карту или неточностей в отработке трекерных команд. Например, Fast Tracker II при работе с GUS использует его WT-синтезатор, с SB 16 - выводит звук через 16-разрядный цифровой канал, а на остальных картах - через 8-разрядный канал с соответствующим понижением качества звука. ---------------------------------------------------------------------- - Что такое MIDI? MIDI - Musical Instrument Digital Interface (цифровой интерфейс музыкальных инструментов) - стандарт на соединение инструментов и передачи информации между ними. Каждый инструмент имеет три разъема: In (вход), Out (выход) и Thru (повторитель входного сигнала), что позволяет объединить в сеть практически любое количество инструментов. Способ передачи - токовая петля (5 мА). Информация передается байтами, в последовательном стартстопном коде (8 битов данных, один стоповый, без четности - формат 8-N-1), со скоростью 31250 бит/с. В этом MIDI-интерфейс очень похож на последовательный интерфейс IBM PC - отличие только в скорости и способе передачи: в PC используется интерфейс V24 (RS-232) с передачей сигналов путем изменения напряжения. Частоту 31250 бит/с на стандартном интерфейсе IBM PC получить нельзя. Поток данных, передаваемый по MIDI, состоит из сообщений (событий): нажатие/отпускание клавиш, изменение положений регуляторов (MIDI-контроллеров), смена режимов работы, синхронизация и т.п. Можно сказать, что по MIDI передается партитура музыкального произведения, однако есть и специальные виды сообщений - System Exclusive (SysEx) - в которых может содержаться любая информация для инструмента - например, оцифрованный звук для загрузки в ОЗУ, партитура ритм-блока и т.п. Обычно SysEx уникальны для каждого инструмента и не совместимы с другими инструментами. Большинство сообщений содержит в себе номер канала (1..16) - это чаще всего условный номер инструмента в сети, для которого они предназначены. Однако один инструмент может "отзываться" и по нескольким каналам - именно так и работают звуковые карты и многие тонгенераторы (внешние модули синтеза). Прочие сообщения являются общими и воспринимаются всеми инструментами в сети. В сообщениях о нажатиях/отпусканиях клавиш передается номер ноты - число в диапазоне 0..127, определяющее условный номер полутона: ноте До первой октавы соответствует номер 60. Отсюда происходит "компьютерная" нумерация октав, начинающаяся с нуля, в которой первой октаве соответствует номер 5, а нота До нулевой октавы имеет нулевой MIDI-номер. При записи MIDI-потока в файл (MID, RMI) он оформляется в один из трех стандартных форматов: 0 - обычный MIDI-поток 1 - несколько параллельних потоков (дорожек) 2 - несколько независимых последовательных потоков Разбиение на дорожки удобно для выделения партий отдельных инструментов - популярные MIDI-секвенсоры формируют файлы именно формата 1. ---------------------------------------------------------------------- - Какие форматы используются для представления звука и музыки? В настоящее время стандартом де-факто стали два формата: Microsoft RIFF (Resource Interchange File Format - формат файлов передачи ресурсов) Wave (.WAV) и SMF (Standard MIDI File - стандартный MIDI-файл) (.MID). Первый содержит оцифрованный звук (моно/стерео, 8/16 разрядов, с разной частотой оцифровки), второй - "партитуру" для MIDI-инструментов (ноты, команды смены инструментов, управления и т.п.). Поэтому WAV-файл на всех картах, поддерживающих нужный формат, разрядность и частоту оцифровки звучит совершенно одинаково (с точностью до качества преобразования и усилителя), а MID-файл в общем случае - по-разному. RAW - формат "чистой оцифровки", не содержащий заголовка. Обычно оцифровка хранится в 16-разрядном знаковом (signed) формате, хотя могут быть и исключения. VOC и CMF - форматы представления от фирмы Creative. VOC-файлы содержат оцифрованный звук, CMF-файлы - нотные партитуры и параметры инструментов для синтезаторов OPL3. AIFF (Audio-...) - формат звуковых файлов на Macintosh и SGI. AU - формат звуковых файлов SUN/NeXT. MOD - широко распространенный трекерный формат. Содержит оцифровки инструментов и партитуру для них, отчего звучит везде примерно одинаково (опять же - с точностью до способа и качества воспроизведения). В оригинале поддерживаются четыре канала, в расширениях - до восьми и более. STM - формат Scream Tracker, примерно того же уровня, что и MOD. S3M - формат Scream Tracker 3. Развитие STM в сторону увеличения разрядности инструментов и количества музыкальных эффектов. Сам ST3 поддерживает до 32 каналов, но не поддерживает предусмотренных в формате 16-разрядных самплов. XM - формат Fast Tracker. Один из наиболее высокоуровневых среди трекерных форматов. Поддерживаются 16-разрядные самплы, один инструмент может содержать различные самплы на разные диапазоны нот, возможно задание амплитудных и панорамных огибающих. IT - формат Impulse Tracker. Подобен XM, так же поддерживает 16-разрядные самплы. ---------------------------------------------------------------------- - Как преобразовать цифровой звук из одного формата в другой? Существует большое количество программ преобразования форматов. Наиболее известная из них - Convert (автор - Jesus Villena). Она преобразует файлы нескольких десятков различных форматов - обычного цифрового звука (RAW, WAV, VOC), банков инструментов звуковых карт и синтезаторов (PAT, SBK, KRZ, SYW), партитур и инструментов трекеров (MOD, S3M, XM). Любые хотя бы частично совместимые форматы могут быть преобразованы один в другой в пределах общей совместимости. Недостаток программы Convert - невозможность ручного задания параметров оцифровки, что не позволяет преобразовать форматы без заголовка (RAW, SND и другие). Другая мощная программа преобразования - SOX (SOund eXchange). Существует под UNIX, OS/2 и DOS. Позволяет задать параметры оцифровки, а также сделать преобразования - усиление/ослабление и добавление эффекта эхо. Программа AWAVE также поддерживает множество форматов, но работает только под Windows с 32-разрядным интерфейсом (NT, 95 или Win32s). ---------------------------------------------------------------------- - Какие программы используются для синтеза звука? Stomper, Rubber Duck, Orangator, Virtual Waves, Wave Craft, Synthic, Wave Gen, Rebirth, Sim Synth, Audio Architect, VAZ, Analogic, Sound Producer, Generator, Retro AS-1 и другие. Эти программы моделируют работу аддитивных, разностных и FM-синтезаторов, рассчитывая режимы работы и формируя звуковую волну. Многие из этих программ имеют встроенные секвенсоры, по командам которых сгенерированные звуки могут воспроизводиться в нужной последовательности, образуя ритмическо-басовую основу композиции. ---------------------------------------------------------------------- - Какие программы используются для обработки цифрового звука? Сейчас популярны программы Cool Edit, Sound Forge, Gold Wave, Samplitude, Software Audio Workshop (SAW), WaveLab. Они дают возможность просматривать осциллограммы обоих стереоканалов, прослушивать выбранные участки, делать вырезки и вставки, амплитудные и частотные преобразования, звуковые эффекты (эхо, реверберацию, фленжер, дистошн), наложение других оцифровок, изменение частоты оцифровки, генерировать различные виды шумов, синтезировать звук по аддитивному и FM методам и т.п. Cool Edit содержит спектральный анализатор, отображающий спектр выбранного участка оцифровки. WaveLab позволяет накладывать эффекты и управлять ими в реальном времени при помощи виртуальных панелей. Cool Edit Pro позволяет сводить подготовленные оцифровки, задавая для них положение, уровень и панораму в виртуальном микшерском пульте. Многие программы обработки звука позволяют загружать и сохранять оцифровки в различных форматах, что дает возможность преобразовывать файлы из одного формата в другой и разделять стереоканалы. ---------------------------------------------------------------------- - Какие программы работают с MIDI-форматом? Это так называемые программы-секвенсоры (sequencer), аналогичные аппаратным MIDI-секвенсорам. В их функции входит запись и воспроизведение MIDI-партитур, отображение их в различных форматах, различное редактирование как нот (транспонирование (transposition), квантование (quantization), сдвиг фрагмента (sliding) и т.п.), так и управляющих событий - смены инструментов, генерации серий значений контроллеров, имитирующих движение регуляторов, вставки SysEx и т.п. Обычно профессиональные секвенсоры поддерживают три основных формата отображения: - нотный (staff). Изображается классический нотный стан, принятый в музыкальной практике. Однако в связи с тем, что MIDI-формат описывает события, а не нотную запись, многие принятые в музыке обозначения не допускаются (прежде всего это относится к лигам - некоторые секвенсоры расставляют их автоматически). - временно-высотный (piano roll). Изображается временной график включения/выключения нот (нажатий/отпусканий), на котором активная нота выглядит горизонтальной линией соответствующей длины и в соответствующем временном положении. Слева для удобства определения высоты нот изображается фортепианная клавиатура. - событийный (events). Изображается список всех MIDI-событий с указанием времени появления каждого из них. Профессиональные секвенсоры позволяют также присоединять к партитуре WAV-файлы, которые будут воспроизводиться вместе с нею в нужные моменты времени. Наиболее известны секвенсоры Voyetra Plus Gold - под DOS и Recording Session, Cakewalk, Cubase и Logic - под Windows. Первый и два последних относятся к профессиональным, хотя Cakewalk по некоторым своим возможностям уступает Voyetra и Cubase. Cakewalk и Cubase выпускаются в нескольких версиях: Cakewalk - Apprentice, Pro и Pro Auduo, Cubase - Lite, Score и Studio. ---------------------------------------------------------------------- - Как преобразовать звук (WAV) в партитуру (MID/MOD/XM/IT)? Никак. Эта задача в общем случае принципиально нерешаема, а в частных сводится к распознаванию большого числа сложных звуковых образов и требует очень большого количества ресурсов. Для предельного случая (одноголосное исполнение тембром с выраженной звуковысотностью) возможно распознавание высоты отдельных нот и генерация партитуры (программы Baston, Sound2Midi, Recogn, AutoScore и др.). ---------------------------------------------------------------------- - Какие еще программы полезны при работе со звуком и музыкой? Audio Compositor - секвенсор, объединенный с эмулятором синтезатора. Позволяет загрузить самплы инструментов в различных форматах и составить из них композицию, записываемую потом в WAV-файл. GigaSampler - виртуальный таблично-волновой синтезатор, воспроизводящий самплы непосредственно с жесткого диска и потому не требующий значительной памяти для загрузки банков. Имеет развитые средства обработки звука - амплитудные и частотные вибрато, генераторы LFO, резонансные фильтры, поддерживает масштабирование громкости по высоте. Может работать со звуковыми банками в формате AKAI 2000. Cylonix Vocoder - эмулятор вокодера. Effects Master - наложение эффектов в реальном времени на сигнал со входа карты или из WAV-файла. Joy2Mid/Joy4Mid - передача MIDI-сообщений при помощи джойстика. MediPlay - небольшой удобный проигрыватель для WAV/MIDI-файлов с возможностью передачи команд "GM Reset/GS Reset" между MIDI-файлами. MIDIMon, MIDI-OX, HUBI's Loopback и HUBI's MIDI Tools - средства для организации виртуальных MIDI-кабелей под Windows, отслеживания приходящих MIDI-сообщений, приема/передачи команд и SysEx. Virtual Audio Cable (VAC) - средство для организации виртуальных Wave-кабелей под Windows с целью прямой записи на диск или обработки в реальном времени результатов вывода звуковых программ. MuitiMid - драйвер для Windows, организующий множественный доступ к MIDI-портам. Spectra Lab - мощный анализатор спектра. SweepGen, Test Tone Generator - генераторы стационарных и изменяющихся во времени тестовых сигналов. DDClip - программа для сведения нескольких видео- и звуковых дорожек с удобным интерфейсом и возможностью наложения эффектов в реальном времени. ---------------------------------------------------------------------- - Какие секвенсоры поддерживают средства управления GS и XG? Управление при помощи контроллеров поддерживают все MIDI-секвенсоры, однако таблицы символических имен контроллеров (5 - Portamento Time, 71 - Harmonic Contents и т.п.) из известных секвенсоров имеют только Cubase и Cakewalk. Таблицы для инструментов и контроллеров XG были добавлены в Cakewalk 5. Управление при помощи NRPN поддерживается последними версиями Cubase и версией Cakewalk 6. Используемые NRPN для GS и XG совпадают. Удобное управление параметрами эффектов через SysEx универсальными секвенсорами не поддерживается. Для Yamaha XG выпущен секвенсор XG Works (Yamaha). Для работы с SysEx в обычных секвенсорах можно использовать различные программы подготовки пакетов SysEx для конкретных моделей синтезаторов - например, GS Edit для Roland GS или XGEdit для Yamaha XG. Полученные пакеты могут затем использоваться в любом секвенсоре, который поддерживает SysEx. ---------------------------------------------------------------------- - Почему могут неправильно переключаться банки в Cakewalk? Не все синтезаторы используют стандартный метод переключения банков - передачу старшего байта номера банка контроллером 0 и младшего - контроллером 32. Для этого в пунктах Settings - Instruments - Configure - Define Instruments (а в CW 6.01 - и в диалоге Track Properties) есть пункт Bank Select Method - попробуйте переключение только контроллером 0 или контроллером 32. ---------------------------------------------------------------------- - Чем различаются разные версии Cakewalk? Professional 3.0 - работа только с MIDI, общий план партитуры только на уровне пустых/заполненных тактов, настройка фильтров внутри операций редактирования. Pro Audio 4.0 - поддержка звуковых дорожек, минимальная обработка звука в них, дорожки могут делиться на участки (клипы), общий план партитуры и операции drag'n'drop на уровне клипов, независимая настройка фильтров, перетаскивание групп нот в Piano Roll и Staff. Pro Audio 5.0 - версия для Windows 95, дополнительные операции для обработки звука (reverb, chorus, эквалайзер), оптимизирована работа со звуковыми дорожками. Не работает под Windows NT. Pro Audio 6.0 - поддержка эффектов на звуковых дорожках в реальном времени (CFX), возможность копирования ссылок на клип вместо содержимого, настраиваемые панели управления (StudioWare) вместо окна Faders, поддержка RPN/NRPN, упрощенная и более удобная панель настройки параметров инструмента, замена окна Controllers на универсальную панель Velocity/Controllers/Wheel/RPN/NRPN в окне Piano Roll, работа с ударной нотацией в окне Staff, создание и использование типовых наборов параметров (Presets) в сложных операциях редактирования. Не работает под Windows NT. Pro Audio 6.01 - возможность смешивания звуковых дорожек на отдельную, дополнительные функции в редакторе звуковых дорожек и эффектов, экспорт звуковых дорожек в форматах RealAudio, автоматическая загрузка банков SoundFont для серии AWE. Может работать под Windows NT 4.0 и выше. ---------------------------------------------------------------------- - Почему при игре по MIDI "залипают" ноты, контроллеры и т.п.? Чаще всего - из-за превышения пропускной способности самого MIDI-канала или конкретного инструмента. Например, при "рисовании" графика движения движения контроллера в секвенсоре генерируется достаточно большое количество MIDI-сообщений, которое при передаче по каналу может приводить к переполнению входного MIDI-буфера инструмента и потере идущих следом MIDI-сообщений. На некоторых инструментах это видно по миганию индикатора "MIDI Error". Чтобы этого не случалось, серии посылок контроллеров необходимо "прореживать", оставляя только ощутимые на слух изменения. В Cakewalk для этого есть специальные CAL-программы thinaft, thinctrl и thinwhl. Подобные ошибки могут также возникать из-за ошибок в реализации MIDI-интерфейса или его драйверов. Например, MIDI-интерфейс звуковых карт SB 32 PnP моделей CT-3600 и CT-3620 спонтанно генерирует на выходе последний выведенный через интерфейс байт, нарушая правильность MIDI-сообщений, а драйверы SB 16, SB 32 и AWE32 версий 1996-1997 годов имеют обыкновение терять байты даже на быстрых машинах. Ошибку интерфейса можно частично замаскировать, включив в секвенсоре вывод синхронизирующих сообщений (MIDI Clock). ---------------------------------------------------------------------- - Можно ли программно сделать WT MIDI-синтезатор на карте без WT? Это можно сделать на любой звуковой карте, способной воспроизводить цифровой звук. Наиболее известны три программных продукта, реализующих программный WT-синтез с управлением по MIDI: Cubic Player, Yamaha Soft Synthesizer (S-YG20, S-YXG50, S-YXG70), Roland Virtual Sound Canvas 55/88, Reality, GigaSampler. Кроме этого, встроенный программный синтезатор имеется в Windows 98. Cubic Player - проигрыватель модулей большинства трекерных форматов и MIDI-файлов для DOS. Для проигрывания трекерных модулей используются их собственные инструменты и самплы, для проигрывания MIDI-файлов необходим комплект инструментов (patches) от карты GUS, состоящий из ~190 файлов *.PAT, содержащих самплы и параметры инструментов - по одному на инструмент, и файла конфигурации default.cfg, задающего соответствие номеров инструментов в MIDI и PAT-файлов. Набор можно скопировать с компьютера, на котором был установлен GUS, либо установить с дискет при помощи пункта Restore Files в инсталляторе для GUS. В файл конфигурации Cubic Player - cp.cfg (если его нет - создать) - нужно внести строчку -mp<полное имя каталога с набором инструментов>. Синтезаторы S-YG20, S-YXG50 и VSC-55/88 представляют собой драйверы для Windows 3.1/95, создающие виртуальные MIDI-устройства. S-YG20 реализует подмножество стандарта XG, S-YXG50 - полный стандарт XG (требует процессора P5-166 или MMX), VSC-55 - подмножество стандарта GS, VSC-88 - полный стандарт GS. Для вывода звука используется стандартное устройство цифрового воспроизведения Windows. Из-за программной обработки самплов звук несколько отстает от MIDI-команд, из-за чего эти драйверы неудобно использовать для работы в реальном времени, однако при проигрывании MIDI-файлов отставание незаметно. Reality и GigaSampler представляют собой мощные и сложные программные синтезаторы, пригодные для профессиональной работы. Однако объем и сложность выполняемых ими вычислений требует значительных ресурсов процессора и памяти (GigaSampler работает только на MMX-процессорах). ---------------------------------------------------------------------- - Что такое Drum Loop? Дословно - "барабанная петля". Представляет собой файл-оцифровку, в котором записаны отдельные партии ударных или весь ритм целиком, сыгранные "живьем" на ударной установке. Готовые оцифровки вставляются в звуковые дорожки секвенсора и нужным образом зацикливаются, чтобы получилась цельная партия ударных. Drum Loop применяются в тех случаях, когда средствами MIDI трудно или невозможно воспроизвести нужные ударные тембры или манеру игры.
Секция 2 из 3 - Предыдущая - Следующая
Вернуться в раздел "Мультимедиа" - Обсудить эту статью на Форуме |
Главная - Поиск по сайту - О проекте - Форум - Обратная связь |