faqs.org.ru

 Главная > Фидонет и FTN-сети >

FAQ по истории сети FidoNet

Секция 4 из 5 - Предыдущая - Следующая
Все секции - 1 - 2 - 3 - 4 - 5

намекать или даже говорить прямым текстом, что ты, мол, вообще не
легитимен, т.к. выбран с нарушением policy и т.д. Через какое-то время
IC это надоедает и fidonet опять остается без IC. Вместо этого все
глобальные проблемы решают ZC, образующие ZCC (Zone Coordinator
Council).

> Q56: Как началось гейтование фидошных эхо в релком?

A: (Boris Tyshkiewitch, 2:5020/52)

Все было давно, точных дат навскидку не скажу. Но началось все 3-4 года
назад.

Было два человека, которые первые в нашей стране реализовали гейтование
fido-usenet. Первый был Дмитрий Завалишин (dz), гейт которого зовут
UU2. Гейт работал под DOS (впоследствии OS/2). С точки зрения
стандартного фидошного эхопроцессора гейт был простым архиватором типа
pkzip/pkunzip. Т.е. он довольно органично вписывался в работу
стандартного фидо софта.

Отношения у dz, который тогда работал в dialog-net (2:5020/23 -
мощнейший фидо-хаб того времини), сложились с AO Релком, в результате
чего было достигнуто соглашение о гейтовании некоторых фидошных
конференций в Релком, и наоборот. Также было создано несколько
межсетевых конференций. Конференции при гейтовании сильно меняли свои
имена и ложились в иерархию relcom.* Они есть и сейчас, преимущественно
это relcom.fido.*, но встречаются и в relcom.comp.* (из числа
su.software.*).

Понятно что страстей за и против гейтования было немало.

Вторым был Евгений Кроссер, написавший ifmail, в первую очередь под
Linux.  Впоследствии оно заработало и под разными Unix. Гейт был
построен как развитие способа доставки в cnews/inn - типичного софта
news-server'a. С точки зрения news-server'a фидо это нечто типа UUCP.
Что в первом приближении справедливо. Основная проблема такого подхода,
это двойное гейтование туда и обратно, при раздаче почты в фидо. Вторая
проблема - кросспост, обработака которого сильно отличается в фидо и
usenet.

Так вот Кроссер стал работать в sovame. При построении реально
работающего гейта он решил спрямить (по отношению к dz) схему
переименования груп и сделал fido7.* Кажется хорошо? Но нет, не все так
просто. Был выдвинут тезис, что fido7 и так говорит что это Россия
(exUSSR?) и выкинуты префиксы ru/su SU.GENERAL -> fido7.general. Но вот
незадача, оказалось что есть одинаковые группы с префиксами ru&su. Для

них префикс оставили. Оставили и префикс mo, spb. Для локалок
искуственно ставился "pvt", были и еще похожие заходы, всех не
упомнишь. Вобщем получилась такая каша, что работа со списком
трансляции была не столь тривиальна, особо учитывая, что количество
фидошных групп все возрастало.

Появилась /400 (Сергей Вишневский), там было еще веселее. Была взята
Кроссеровская схема fido7.*, но без этой приколки про ru/su. В
результате совместная работа гейтов стала затруднительна. Не знаю
привели ли demos & sovam эту fido7 к общему знаменателю. Надеюсь что
да.

Ну как? Здорово? Вот я и после раздумий к кому примкнуть, так и не
примкнул, уж больно криво и то и другое и третье. Да и общефидошная
политика запрещала гейтование и тем более перекидка фидошного ньюс
между гейтами. Особый шарм создавало то, что разные программы гейтов
(uu2 & ifmail) по разному транслиролвали msgid. Была большая свара
между dz & crosser, они даже сделали ряд шагов навстречу, но msgid по
прежнему совпадал далеко не всегда.

Так оно и живет себе у каждого свое. Под лозунгом - у меня такая BBS, и
никуда я ничего не гейтую.

> Q57: Почему сеть Калиниград (Россия) стал 478й сетью (Литва)?

A: (PK)

убей бог не помню...  может из-за близости к Литве, а может еще из-за
чего. Я вообще честно говоря такой проблемы не помню.

A: (Alexander Volkov, 2:478/19)

Есть в Российском Фидо очень интересная сетка - 478. Фактически, регион
47 - это Литва. Однако, во времена еще Пита Квитека существовала
какая-то загвоздка, по которой тот не давал ни независимых нод, ни
новых сеток. Возможно, это было временное явление, но трое неугомонных
ребят (Макс Каденкин, Игорь Гордеев и Александр Фельдман), обладая
собственными модемами, то ли на 1200, то ли на 2400 смириться с этим
никак не могли. Географически, Калининградская область, находится в
Прибалтике, общих границ с Россией не имеет. Самая же протяженная
граница области - как раз с Литвой. Тем более, что особых языковых
барьеров между двумя нашими странами не существует исторически. Да
будет короче моё лирическое отступление - две новых сетки
зарезервировал для области R47C: 478 и 479. Второй так и не суждено
было явиться на свет, а 478-я обрела своё существование. Для начала
тремя нодами: /1, /2 и /3.

> Q58: Как Олега Бочарова выбрали модератором RU.SEX?

A: (TT)

Однажды, где-то в конце 95го, тогдашний модератор RU.SEX [Олег
Васильев, 2:5020/739 -- Alex Tumarkin, 2:463/287] отказался от
модерирования и ушел, не назначив преемника. Поскольку это была уже
далеко не первая катавасия со сменой модератора RU.SEX, то подписчики
отреагировали на это вяло. А точнее, в массе своей вообще не
отреагировали. Через какое-то время, где-то в начале 96го, печально
известный Дима Орел [2:5020/139], которому, вероятно, надоело
рассказывать анекдот "про курочку", решил устроить новый балаган и
объявил "выборы" модератора RU.SEX, а себя - сборшиком голосов. Обычная
практика +7 fido такова, что выборы проводятся с одобрения либо
ушедшего модератора, либо эхо-координатора. Надо ли говорить, что Диме
соблюдени столь мелких формальностей не требовалось?  А чтобы было
веселее, сам Орел стал еще и кандидатом, "выборы" были открытыми,
пойнты участвовали в голосовании и победителем был объявлен его же
пойнт - Олег Бочаров.

В общем, все эта история не имеет ни малейшего отношения к выборам в
том смысле, в каком это слово понимается в fidonet.

A: (MM)

* Area : R50.SYSOP
* From : Max Mikheenkov, 2:5020/9 (05 Mar 96 23:16)
* To   : Ilia Kuliev
* Subj : su.game.trade
Hello Ilia,

On 27/Feb/96 at 14:23 you write:

 IK> С subj вопpос почти pешен - пpекpасно. Можно задать тебе еще один
 IK> вопpос?

можно.

 IK>   Объясни мне, пожалуйста, что пpоисходит в ru.sex? Сисоп узла
 IK> /139 почему-то пpоводит там выбоpы модеpатоpа (в то вpемя, как
 IK> согласно эхолиста бэкбона n5020, модеpатоp там есть), подсчитывает
 IK> голоса (пpи том, что сам же баллотиpуется на это место), и так
 IK> далее. Пpоисходит ли это с твоего ведома?

Нет.

Разумеется выбоpы модеpатоpа в котоpых один из кандидатов собиpает
голоса не могут быт пpизнаны законными.

Max

PS: Кстати, там вpоде был модеpатоp, и где он сейчас?

-!- MadMED v0.32a/OS2
 ! Origin: Bowhill's (2:5020/9.0)

A: (Alex Shirokov, 2:5020/396.36)

 TT> A: (TT)
 TT> Однажды, где-то в конце 95го, тогдашний модератор RU.SEX [Олег
 TT> Васильев, 2:5020/739 -- Alex Tumarkin, 2:463/287] отказался от
 TT> модерирования и ушел, не назначив преемника.

Неточность. В февpале 1996 Оpел заглянул в pу.секс пpосто pазмяться. В
смысле всех обо...ть. Он нанес pяд личных оскоpблений (Оpел
пpедпочитает оскоpблять косвенно, напpимеp назвав детей оскоpбляемого
ублюдками, жену - подзабоpной шлюхой и т.п. как он это делал в адpес
покойного Сеpгея Пашкова в моэхе) участникам - мне, моей жене, Олегу
Васильеву, Сеpгею Носову, Томе Томкиной и многим дpугим.

На тpебование Васильева отключить Оpла (а тот был к тому моменту
кpупным pаздающим узлом) ни NC, ни NEC не отpеагиpовали (Фаpид уже был
в хpоническом дауне). Общественность эхи не пpиученная к
_самомодеpиpованию_ отпоp дать не смогла. Тем более, что Оpел и Бочаpов
отмобилизовали на этот случай толпу оpущих и улюлюкающих подpостков из
своих эх (какой-то pок-металл-pжавчина, или еще что-то такое панковое).
В конце-концов у Олега сдали неpвы и он совеpшил-таки pоковое
отpечение.

 TT> Поскольку это была уже далеко не первая катавасия со сменой
 TT> модератора RU.SEX,

Смены были, катавасий не было. Я пpишел туда пpи Рухлинской. Она
забеpеменела и отдала бpазды Олегу. И пpи Свете, и пpи Олеге в эхе был
ноpмальный (фидошный :) поpядок.

 TT> то подписчики отреагировали на это вяло. А точнее, в массе своей
 TT> вообще не отреагировали.

Реагиpовали. Буpно, но не дpужно.

 TT> Через какое-то время, где-то в начале 96го,

"Выбоpы" начались 1-ого маpта.

 TT> пойнты участвовали в голосовании и победителем был объявлен его же
 TT> пойнт - Олег Бочаров.

Еще за неделю до окончания выбоpов, обеспечив себе большинство голосов
за счет людей из дpугих эх (или вообще виpтуалов?) Бочаpов объявил
список отключенных. В частности меня и Носова. Именно за то, что мы
публично пытались вскpыть их махинации с голосами.

> Q59: Откуда появился термин "fido7"?

A: (TT)

IMHO, семерка идет от телефонного кода СССР. Выражение "+7 fido"
появилось, кажется, в 91 году, чтобы не писать нескладушки типа
"русскоязычное фидо", после чего быстро превратилось в 7fido или fido7.

> Q60: С чем связано отсутствие полных пpав у пойнтов в Fido?

A: (TT)

Изначально пойнтов вообще не было, были только узлы. Позже, специально
для станций по разным причинам не желающих быть членами fido, создали
механизм пойнтов. Соответственно, пойнты не имеют прав и не несут
обязанностей просто по определению. Определено, что узел представляет
своих пойнтов в fidonet и несет за них всю ответственность, пойнты же
отвечают только перед боссом.

> Q61: Каким образов из nodelist'а пропал Фарид Вагапов (2:5020/1)?

A: (Andrew Belov, 2:5020/181.2)

"Failure to observe the proper mail events is grounds for any node to
be dropped from FidoNet without notice" (c) Policy. Все началось с
того, что пpиблизительно 15 июля этого года [1997 -- TT] на /1 пеpестал
отвечать мейлеp (коннекты были, но потом - тишина). Недели чеpез две
началось тихое беспокойство: кто-то из линков Фаpида, не то ли /50, не
то ли /79, по понятным пpичинам обнаpyжил y себя его в undialable,
затем последовало pешение пpикpыть /1, котоpое долго тоpмозилось в
ожидании пеpехода yзлов из его подхабника к новомy хабy, и далее нодy
все-таки пpикpыли... :(  По словам Голосова, Фаpид был об этом
yведомлен.

Самое интеpесное, что до этого нода вполне ноpмально сyществовала под
pyководством /1.61 (/931.61), там неоднокpатно менялся мейлеp (Bink/+,
потом T-Mail, потом снова Bink/+...;)), pаботала BBS (с довольно
специфическим контингентом пользователей: ее посещали многие из
"стаpиков", в т.ч. поинты /1).

Но имхо /1 надо было пpисвоить статyс не Down, а Pvt. Как "памятникy"
сети 5020... :-]

> Q62: Расскажите, пожалуйста, кто, собственно, такой Пит Квитек, часто
>    упоминающийся в FAQ.

A: (ML)

Если _совсем_ коpотко, то в 90-91, когда заpождалось pоссийское Fido,
Квитек был пpогpаммистом в компании Диалог (Диалог-Сети? не
помню)[просто в "Диалоге", в том, что на Ягодной -- TT]. Потом
постепенно пеpешел к локализации (pуссификации) пpогpаммных пpодуктов
Microsoft, чем, насколько знаю, занимается и до сих поp.

В течение нескольких лет был RC50 (втоpым), NC5020 (насколько помню,
недолго, но ноду я получал у него), 5020/6 была international гейтом
для всего 50-го pегиона.

A: (TT)

Также известен вкладом в становление 866й таблицы как основной для MS
(в те времена), ибо вначале MS хотела локализовывать DOS с примененим
т.н. "основной кодировки" - мало распространенной даже тогда, но
являвшейся стандартом СССР. С тех времен идет фраза "... а из окна
виднелась альтернативная кодировка" ;-)

Чуть было не написал редактор сообщений - MadMED, но остановился на
бета-версии (помешал, по-моему, контракт с Редмондом), впрочем довольно
широко распространившейся по России. Редактор для своего времени
(92-93) был бы очень и очень.

A: (Michael Petuschak, 2:463/220.32)

Imho не хоpошо писать "чуть было не написал", учитывая наличие веpсии
за июль 1997 года. Судя по history, за 97-й год было выпущено 3 веpсии
pедактоpа, и, кстати, сам Пит им пишет.

Кстати, именно Квитек написал аpеафикс к Сквишу, устpанив, таким
обpазом, одну из [основных] пpичин именования Сквиша "собакой бешеной"
(см. Q28).

> Q63: Сколько лет уже на комтеке пpоводится сбоpище фидошников и кто
>    пpидумал там собиpаться?

A: (BP)

IMHO официальные сбоpища начались в год, когда "Комтек" пеpеехал на
Пpесню, году в 1993 или 94 [94 -- TT]. Тогда на площадке у коpпуса
"Фоpум" стоял МИГ-29, видимо, для "pашен экзотикс" :-) Естественно, "у
самолета" было самым удобным местом для встpеч. На следующий год
самолет убpали - некотоpые фидошники использовали его в качестве уpны,
а некотоpые пытались pазобpать. Но место уже стало тpадиционным.

A: (Peter Didenko, 2:5003/32)

Вообще, Комтек тpадиционно пpоходит в последней декаде апpеля. О
конкpетных сpоках пpоведения можно заpанее пpочитать в том-же "PC
Magazine", котоpый является, если не ошибаюсь, одним из учpедителей
выставки. [Или на http://www.comtek.ru/ -- TT]

Для стpаждущих: насколько я знаю, в этом году Комтек будет с 20 по 24
апpеля в Экспоцентре на Кpасной Пpесне. Кто не знает, это метpо "Улица
1905 года". Оттуда ходят специальные автобусы пpямо на выставку.  В
пеpвый день она, обычно, откpывается для посетителей с 12 часов, в
остальные с 10. В последний день закpывается на несколько часов pаньше.
Основная фидошная тусовка собиpается на тpетий день комтека к 14-15
часам.

Чтобы попасть туда, нужно или запастись $5 в pублевом эквиваленте, или
иметь пpопуск. Пpопуск "Участника выставки" можно пpиобpести у
тусующихся у входа молодых людей на паpу доллаpов дешевле входного
билета. Но это чpевато - довольно велика веpоятность того, что Вас с
таким пpопуском никуда не пустят, и даже его у Вас отбеpут. Такое
бывало пpи мне.

Если Вы идете на выставку с целью попить пивка с фидошниками, то
pазумным будет запастить пивом заpанее. Вопpос в том, как его пpонести
:) Обычно на входе очень холодно относятся к посетителям с огpомными
сумками :) Можно, конечно, купить пивка и там, но для некотоpого
контенгента фидошников это может оказаться обpеменительным - все, что
пpодается на Комтеке обычно пpоцентов на 50-100 доpоже тех цен, котоpые
Вы можете обнаpужить буквально за воpотами выставки :) [Положим, прямо
за воротами выставки вы ничего не найдете, а вот на выходе из "1905
года" можно сразу и затарится -- TT]

На Комтека были пpецеденты, когда охpане и милиции пpиходилось
вмешиваться в "фидопойки". Пpичиной тому дpака, котоpая имела место на
Комтеке'96. Поэтому если уж Вы пpишли пить пиво, то пейте пиво :), а не
ввязывайтесь в pазного pода конфликты. Уже на 97-м Комтеке оpганы
увиличили свое внимание к толпе фидошников, и если инциденты
повтоpятся, нас очень быстpенько pазгонят не самыми пpиятными методами
:(

Пpиятного посещения Комтек'98 :)

> Q64: А что это за интервью, которое dz давал радиостанции "Ракурс"?

A: (TT)

Январь 97. Немного поискав по ближайшим узлам, вполне реально найти
файл RAKURS.RAR размеров около 3-3.5 MB, в котором лежит RAKURS.WAV
(около 8 MB), содержащий запись этого интервью. Расшифровка, сделанная
Алексом Голосовым (2:5020/381), перед вами:

[Ведущий]
        Не так давно я встал из-за своего компьютера и увидел, что за
соседними компьютерами сидят чертовски интересные люди. Эти люди, что
интересно, не просто сидели, как я, за своими железными конями, ни в
коем случае. Они общались между собой, причем весьма активно, умудряясь
при этом не отрываться от мониторов. Эти странные создания изъяснялись
на своем особом языке, который поначалу казался мне ужасно сложным. Они
не проявляли интереса к тем, кто до сих пор связывался с себе подобными
по старинке - лично. Про них рассказывали такие вещи, что становилось
то ли стыдно за отсутствие собственной крутости, то ли страшно за них,
болезных - власти-то не дремлют, а то, что кое-кто из этих людей
делает, никакому правительству понравиться не может. Это абсолютно
верно. Пересекаясь по случаю с некоторыми из них я медленно, но верно
зарабатывал себе комплекс неполноценности - этот ядреный программерский
слэнг внушал каждому "кто не с нами, тот против нас", а кто не понимает
нашего языка, тот либо чайник (здесь надежда все-таки есть), либо
полный, как они говорят, ламер, и это уже неизлечимо.
        Но в конце концов я все же привык к их обществу и понял, что
они-то и добьют окончательно мою самооценку. Это такие же люди, как и
все прочие и называются они фидошники. Это родовое прозвание происходит
от способа общения ими избранного, ведь все они состояли в одной и той
же компьютерной сети, называлась которая, разумеется, FidoNet.
        Сегодня я попытаюсь разобраться сам и помочь разобраться вам,
что же это за люди, которых в России больше, чем где бы то ни было в
мире.  Мы попытаемся понять, что это за сеть и как она пришла в нашу
страну, как развивалась она, и что ее ожидает.
        Где же еще, как не на волнах независимой радиостанции "Ракурс" есть
возможность высказаться людям из такого же некоммерческого и
неприбыльного места, как Фидо.
        Правда, как водится, истина посередине и сегодня в нашей
программе будут два человека, мнения которых о Фидо если не
противоположны, то отличаются довольно сильно. И к каждому из них есть
смысл прислушаться, ведь оба наших гостя известны и уважаемы в
российской компьютерной тусовке.
        Это Дмитрий Завалишин, один из старейших российских фидошников,
ныне занимающий крупный пост в этой сети (да-да, несмотря на весь
кажущийся анархизм этого сообщества людей, в фидо есть достаточно
определившаяся административная структура). С Дмитрием я буду иметь
удовольствие пообщаться лично, он пришел сегодня в студию радиостанции
"Ракурс".
        Еще одним нашим экспертом станет главный редактор авторитетного
российского еженедельника КомпьюТерра Георгий Кузнецов. Он любезно
согласился высказаться о Фидо, его будущем и настоящем в телефонном
интервью.
        Итак, сейчас мы услышим мнение не то, чтобы отрицательное, но
скептическое по поводу сети Фидо. Его выскажет человек, который
известен в компьютерном мире, как я уже сказал. Этого человека зовут
Георгий Кузнецов.

[ГК]
        Как NewsMaker Фидо почти равен нулю. Я просто за все время
работы, вот, редактирования новостей в КомпьюТерре, я не помню ни
одного прохождения упоминания о Фидо по западным новостям.
        Тем не менее, если поискать специально, посмотреть, что Фидо
само о себе пишет, оно себя рисует именно как буколистическую
(буколическую?) организацию любителей старины, которые привержены, вот,
как знаете, домашние пивовары, что-то вот такое вот, недавно тоже
всплывшие на повеpхность. Те же самые радиолюбители, которым кровь из
носа нужно спаять обязательно самому этот передатчик. Вот. Аромат того,
что все это делается дома, там, своими руками, вот, связываться с
людьми, которых ты лично знаешь, это вот такое вот общество и отчасти
даже тайное общество. Вот тут пишут, что это архаика, что это что-то
вроде вот такого клуба любителей старинного оружия там или
обмундирования. Уже прямо на глазах становится.
        И как таковое конечно оно будет существовать, куда ж оно
денется... Столько, сколько сможет, столько, сколько людям нравится в
эту игру играть.

[Ведущий]
        Георгий Кузнецов начал со своего родного, профессионального, а
закончил все-таки по нашей теме.
        Итак, во-первых, добрый день, Дмитрий, это я здороваюсь с
Дмитрием Завалишиным, известным российским фидошником.
        Итак, очевидно, тебе стоит рассказать, что такое Фидо в России,
как оно появилось, потому что, как говорил известный мудрый человек по
имени Конфуций, если кто-то отзывается о чем-то отрицательно, то это
заслуживает проверки.

[dz]
        Добрый день, Сергей, добрый день, дорогие радиослушатели!
        Ну, что я могу сказать на эту тему... Мнение Георгия
относительно Фидо является по отношению к Фидо мнением внешним, то
есть, Георгию Фидо во-первых, не нужно, что в общем, наверно
неудивительно, а во-вторых, оно для него еще и бесполезно. Как человек,
который занимается новостями, как человек, который занимается журналом,
он всегда ищет (это нормально для него) источник информационного
потока, на котором можно было бы делать в журнале, там не знаю,
новости, статьи и репортажи. И действительно, для него Фидо в этом
смысле почти не дает никакого материала. Может быть, отсюда вот
какое-то неприятие, интернет ведь гонит новости в очень большом
количестве, там их можно искать, там их можно подтверждать или
опровергать и т.д. и т.п.
        Для фидошников же, для большинства, по крайней мере, известных
мне фидошников, фидо функционально, это не религия, как это хочет
представить господин Кузнецов, это не выпендреж, извини уж за такое
простое слово, это... Давай представим себе просто... Вот меня,
например. У меня, начиная с первого дня существования интернета в
России есть почти свободный доступ к интернету и тем не менее.........
........... с этого же самого первого дня я занимаюсь Фидо. И, в
общем-то совершенно не имею необходимости или желания перестать иметь
связь с Фидо или как-то заниматься им. Каждая из этих сетей дает мне
что-то свое и к чему вообще их противопоставлять, и к чему вообще
говорить об этом в каком-то критическом тоне? Это инструмент, это
возможность общаться с людьми. Хочешь - общайся, нет - нет, вот с этой
позиции мне критика Кузнецова все-таки кажется сомнительной и странной,
не понимаю я этого.

[Ведущий]
        Как мне известно, ты занимаешься, по крайней мере, принимаешь
участие в проекте "История Фидо", скажи, пожалуйста, как началась Фидо
в России, кто стоял у ее истоков (не скромничай)? И почему появилось в
России Фидо?

[dz]
        Ну, скромничать-то я не буду, конечно, но не с меня, я тебе
честно скажу. Фидо в России, это между прочим такой удар по гордости
Москвы в этой стране, началось с Новосибирска. В Новосибирске, ну
наверно, это все-таки случайно, но вот так уж случилось, в Новосибирске
был такой молодой человек Евгений Чуприянов, которого больше знают, как
Eric Fletcher, вот, который в 90-м году раздобыл модем и с помощью
этого самого модема подключился к какой-то BBS'ке. Я уже сейчас, к
сеожалению не помню, к какой, у меня нет под рукой материала. Ну и
заинтересовало его это дело...
        Конечно, Фидо началось с любопытства, тогда оно не было
функциональным совершенно, это была.. вот, Кузнецов тут говорил про то,
что это сеть знакомых людей - тогда она была сетью знакомых людей.
Тогда 90% всех, кто были фидошниками, друг друга знали лично, там,
встречались, пили пиво, которое с тех пор приобрелой такой ореол
фидошного напитка. И конечно, это была отчасти какая-то такая
околомасонского вида структура, а сейчас это совершенно другое. И,
кстати говоря, закрытой эта сеть совершенно не является, более того, в
правилах ее написано, что принимать в нее обязаны всех вообще, кто
захочет, и нет в этом никакого такой изоляционизма.
        Из Новосибирска Фидо перекинулось в Челябинск, в Москву, в
Питер, потом пошло потом в Хабаровск, дальше я уже потерял счет тому,
как все это развивалось...
        А историей Фидо я занимаюсь в основном потому, что мы уже
начинаем забывать кое-что, а все-таки интересно.

[Ведущий]
        Так с чего же началось все? Именно в Москве, как появилось Фидо
в Москве например?

[dz]
        Фидо в Москве появилось... В Москве появилось оно вот еще как,
очень даже интересно оно появилось в Москве. В Москве была такая BBS,
которую создал поляк, который приехал в Москву, насколько я помню,
выпускать журнал компьютерный. Я его ни разу не видел, этот журнал, и
поляка тоже ни разу не видел, но BBS была известна в наших кругах, это
была первая московская BBS, называлась она Kremlin, конечно же, и
относилась - она была фидошная, то есть относилась к сети Фидо -
поскольку хозяином был поляк, она относилась к Польше, соответственно,
вот такая вот, странное такое вот формирование.

        Люди же, которые собственно начали московскую, реально
московскую, сеть Фидо, они сначала общались через эту польскую BBS,
общались с прибалтами, у которых все было гораздо лучше, чем у нас, то
есть, на порядок лучше, мы им сильно завидовали... Кстати говоря, на
Украине все довольно быстро развивалось. И в 91 году, зимой, чуть ли не
в новый год, в Москве стали появляться первые узлы - Farid Vagapov,
Pete Kvitek, ну в общем, ныне уже знаменитые.
        Я-то подсоединился к Фидо чуть-чуть с мелким опозданием -
где-то в начале весны или поздней зимой, я уж точно не помню, тогда
было девять узлов уже в Москве.

[Ведущий]
        Ты, кажется, 32-й, по-моему, сейчас?

[dz]
        Да, 32-й, но это не естественное число, если бы я получал номер
по порядку, я бы получил поменьше немножко, просто 32 - это степень
двойки, какой-то такой символ..

[Ведущий]
        Наверно, изначально в сети были люди, связанные с компьютерами?

[dz]
        Поголовно, практически поголовно. Тогда. Сейчас - нет, сейчас я
знаю людей с ними связанных только косвенно, то есть, пользующихся
компьютерами тоже инструментально.

[Ведущий]
        Да, мы сейчас говорим различные умные слова: BBS, Сисопы, ну,
пока не говорим, но скоро скажем, надо объяснить, что это такое, надо
наверно рассказать о великом человеке по имени Том Дженнингс, была ли у
него собака по имени Фидо, и как началось это в мире, помнится, было
что-то такое в Лос-Анжелесе...

[dz]
        Вот, между прочим, великая легенда про собаку, она, к
сожалению, не подтвердилась, тут недавно народ интересовался у
Дженнингса, окзалось - не было собаки.

[Ведущий]
Ну кстати, это неудивительно, говорят, у большинства компьютерщиков и
хакеров все-таки кошки.

[dz]
        Может быть, черт его знает... У меня собака.

[Ведущий]
        Странно, странно...

[dz]
        BBS - это очень простая штука. Если у вас есть модем (это
устройство, при помощи которого компьютер подключается к телефону), то
имея два компьютера, два модема и два телефона, можно связаться и,
набрав [какое-то (неразобрал)] слово, сделать так, чтобы оно появилось
с той стороны. Это очень просто, до предела просто. Имея вот такую вот
простую структуру, можно обмениваться информацией, то есть, сесть двоим
за компьютеры и набирать какие-то волшебные слова, и друг другу их
передавать, общаясь таким специфическим способом.

        Чуть позже к этому придумали еще и возможность сохранять
набранную таким образом информацию, и появилась первая электронная
почта на базе персональных компьютеров. Она выглядела как: стояла вот
эта самая BBS, то есть Bulletin Board System, человек звонил на нее,
писал письмо, писал, от кого кому и, написав его, отсоединялся. После
этого подсоединялся второй человек к этому устройству, читал почту ему
адресованную и снова отсоединялся. Вот так они обменивались
[сообщениями], подсоединяясь по очереди.

[Ведущий]
        BBS переводится как Электронная Доска Объявлений?

[dz]
        Именно.

[Ведущий]
        Хорошо. А теперь мы снова послушаем этакого черного зверя Фидо
Георгия Кузнецова, предмета всеобщего недовольства как минимум, он
скажет, почему в России появилось Фидо и какие глубокие психологические
мотивы послужили мотивом этого.

[ГК]
        В Советском Союзе оно [Фидо], конечно, далеко не только
молодежно, но здесь вот как бы вполне отчетливо совпалает тоталитарное
устройство менталитета у людей и тоталитарная природа самой организации
- они очень так резонируют отчетливо.

[Ведущий]
        И Вы думаете, что именно тоталитарное устройство нашей страны,
ну, бывшее, как раз повлияло на такой расцвет Фидо у нас?

[ГК]
        В значительной степени да, потому что, видите ли, экономических
предпосылок для Фидо не было. Фидо - это любительская сеть и если в
Штатах любой может открыть, скажем, частную многолинейную BBS, это даже
не очень дорого - на зарплату любой может открыть, у нас это просто
немыслимо. А экономических предпосылок для Фидо нету, также, как не
было экономических предпосылок предположим, для любительского спорта.
Вот то, что у нас называли любительским спортом, по-настоящему
существовало на Западе, где состязались люди состоятельные или имевшие
поддержку спонсоров, а нас это была совершенно другая вещь, и как он
проявился вот этот спорт, как он раскрылся после падения власти, вы
знаете хорошо.
        Но вот Фидо у нас это тоже совсем другая вещь.

[Ведущий]
        Ну что же, защищайтесь, сударь.

[dz]
        Ну, Боже мой, защищаться-то в общем-то и не от чего. Сергей,
разве должны быть экономические предпосылки у желания играть музыку, у
желания писать стихи, я не знаю там, у любви должны быть предпосылки
экономические? Зачем это, к чему? Я не знаю, наверное, для
программистов в этом был еще особый смак в том, что если до этого тебе
был доступен один компьютер, вот ты над ним был бог и царь, то после
появления компьютерной сети возникала какая-то более сложная структура,
в этом был великий интерес. Сейчас я опять-таки повторюсь, это
функционально. Тоталитарность Фидо в том виде, в котором про нее
говорит Кузнецов, ее нету, тоталитарность в плане ее похожести на
Советское государство, ее нету.
        В Фидо, к сожалению, существует довольно специфическая система
самоуправления, которая на первый взгляд кажется очень уж жесткой, но
она жесткой-то на самом деле не является. Дело в том, что свобода
фидошника в первую очередь определяется тем, что у него все то, чем он
владеет, находится у него на столе и никто не в состоянии прийти к нему
и заставить его что-то сделать со своей машиной против его желания.
Поэтому физическая свобода фидошника противопоставляется вот этой
некоторой логической его подчиненности, да и то, в общем, не очень
сильной. Полиси Фидо - тот документ, который регламентирует отношения
фидошников между собой - она построена по минималистическому принципу,
то есть, от человека требуется абсолютный минимум. Физически для того,
чтобы быть членом фидо, нужно, чтобы твой узел отвечал по телефону один
час в сутки, и ты никого не напрягал. Все. Больше от тебя не требуется
ровно ничего. Поэтому, я не знаю, как тут можно говорить о
тоталитаризме.

[Ведущий]
У Фидо есть какая-то определенная идеология или полиси и является
идеологией Фидо?

[dz]
        Полиси является сухим экстрактом идеологии Фидо, и в общем-то,
наверное, на нее не стоит так сильно приглядываться. Я бы сказал, что
идеологией Фидо является одна строка из полиси, я ее уже как-то раз
говорил: не напрягайся сам и не напрягай других.

[Ведущий]
        А как же насчет исключительно дружеского общения? Или так не
всегда?

[dz]
        Да никак на самом деле. Это красиво, про это говорят, но такое
существует только на очень ранних стадиях развития любой организации,
будь то Фидо, будь то UseNet, который тоже был в свое время кучкой
энтузиастов. Это бывает только, когда людей мало, когда их становится
гораздо больше, чем число способных общаться напрямую друг с другом,
это пропадает и возникает нормальный социум.

[Ведущий]
        То есть, Фидо - это нормальная часть общества?

[dz]
        Это общество в обществе, да, это нормальная часть общества и
построено в общем-то по таким же совершенно законам.

[Ведущий]
        Сейчас будет очередная порция более-менее объективной
информации, скорее даже наоборот, субъективной - это будет личное
частное мнение, как в Фидо говорят, IMHO, Георгия Кузнецова. Чем Фидо
отличается от всего остального, отличительные характеристики Фидо. Вот
уж придется поговорить на эту тему, это точно.

[ГК]
        Отличительных характеристик Фидо, как движения, я бы сказал
два:  это ставка на персональные компьютеры, это не случайно зарождение
84-85, если я правильно помню, год. То есть, это время, когда уже там
интернет уже всем ясен был давно, ну если говорить об интернет, хотя
это действительно разные звери совсем. То есть, в принципе сетевая
идеология была всем понятна, она просто преломилась, как бы вот
скрестилась с персональным компьютингом. Это первое, и второе, что
такое 84 год и предшествующее десятилетие - это период расцвета
левизны, это последний период коммунистической иллюзии, как у нас это

Секция 4 из 5 - Предыдущая - Следующая

Вернуться в раздел "Фидонет и FTN-сети" - Обсудить эту статью на Форуме
Главная - Поиск по сайту - О проекте - Форум - Обратная связь

© faqs.org.ru