faqs.org.ru

 Главная > Путешествия и туризм > Путешествия за границу >

Как бесплатно ездить на поездах по Германии

           ВОХЭНЭНДЭСТОП И ПОЕЗДКИ ПОЕЗДАМИ В ГЕРМАНИИ
         ===============================================

Я попытался написать этот текст так, чтобы он пригодился
людям, являющимся к нам в Германию впервые. Те, кто живет здесь
постоянно или бывают здесь часто, часть изложенного знают,
но возможно не знают, как своими знаниями пользоваться.

Спасибо всем за ценные дополнения, а особенно
Алексу Сотнику (2:2437/335.100) и Лео Кандыбе
(2:2437/335.33), а также Михаилу Перлину за помощь
в стопе кондукторов скорых поездов.

Жду вопросов, дополнений, исправлений и конструктивной критики.

Последние изменения в этот текст я вносил 09.09.1999.

                                  Борис Майзель.
                                  maizel@gmx.de
                                  2:2437/335.14

Содержимое:

  1. Передвижение по выходным и Wochenendticket.
1.1. Что такое Wochenendticket.
1.2. Маршрут движения.
1.3. Технология стопа.
1.4. Еще одна технология.
1.5. Чем вохенэндестоп лучше автостопа.

  2. Поезда с кондуктором по будням и скорые поезда.

  3. Городской транспорт и поезда без кондуктора.


1. Передвижение по выходным и Wochenendticket.

1.1. Что такое Wochenendticket.

Несколько лет назад в Германии появился новый сорт железнодорожного билета.
Называется Wochenendticket (вохенэндтикет) - билет выходного дня.
На момент последней редакции этого текста он стоит 35 марок, действует
один выходной день, субботу или воскресенье, с нуля часов до двух ночи
следующего дня, и действителен на пятерых. Как вы догадались,
я не предлагаю пересекать Германию впятером и за деньги.
Ездить нужно -  бесплатно! Просто билет настолько
дешев, что даже на одного на расстояния больше 200 км он дешевле
всех остальных. Поэтому немцы (и не немцы) частенько ездят с ним
в одиночку. Что и создает условия для стопа.

1.2. Маршрут движения.

Такому замечательному билету присущь один недостаток: он не действует
на поезда дальнего следования, а только на RB, RE, SB и S (Regionalbahn,
Regionaleхpress, Stadtbahn и S-Bahn). S-Bahn существует только в густо
населенных местах и самых больших городах, стопить в нем плохо,
практически невозможно, но и кондукторов нет. Все эти поезда в
расписаниях обозначены черным (а не красным и синим).
Сами поезда обычно серого и зеленого цвета. Кроме того во многих
(но не во всех) районах билет действует на городской транспорт.
Иногда по специальному объявлению билет действует на каком-то
участке и на скорые поезда.

На любой станции в билетной кассе вам БЕСПЛАТНО напечатают
ваш маршрут. По этой бумажке вы будете знать, на какой станции
и в какое время вам нужно пересаживаться на какой поезд. Такую
же бумажку охотно напечатает справочный автомат, где он есть.
Распечатку можно брать заранее и от любой станции до любой.
На станциях, где билетной кассы нет, обычно всего два направления
движения, разберетесь. Поезда часто опаздывают, иногда сильно.
Иногда по причине сильного опоздания напечатанный маршрут
нарушается, но чаще всего поезда согласованы и ждут друг друга.

1.3. Технология стопа.

Прежде, чем войти в поезд, оглянитесь. Где-то в поезде находится
кондуктор, и ваша первая задача оттянуть встречу с ним на пять-десять
минут, которые нужны чтобы произвести стоп. Кондуктор одет
в форму, на поясе у него болтаются всякие компостеры. Пока поезд стоит,
он торчит на платформе и свистит, когда поезд трогается он вскакивает
в последнюю не закрытую дверь, возле которой он и стоял. На конечных
остановках он обычно в голове поезда, во время движения обычно в
первом классе. В первые пол часа движения он проходит весь поезд проверяя
и продавая билеты, иногда, если путь длинный, он повторяет продцедуру.
Если вы все-таки на него напоролись, не имея билета, не страшно.
Пройдите мимо, а если он спросит - смело врите, что в противоположном
конце поезда у вас полный вагон друзей с билетами. Худшее, что
он может сделать - попытаться продать билет, а когда вы его
не купите - высадить. В двухэтажных поездах от него можно просто
бегать по кругу, но в этом случае берегитесь: если ему придет в голову
фантазия вызвать полицию, вас выловят с удивительной эффективностью.

Идите вдоль вагонов стараясь на него не натолкнуться и спрашивайие у
окружающих, не возьмут ли они вас на свой билет. Спрашивать
стоит у всех, но посмотрите есть ли неподалеку
свободное сиденье - не стоять же рядом всю дорогу. Правильный вопрос
по-немецки: "Entschuldigen, fahren Sie mit einem Wochenendticket?"
(Энтшулдиген, фарэн зи мит айнэм вохенэндтикет?) - Простите,
вы едете по билету выходного дня? Если да, ja, кивок головы:
"Koenen Sie mich mitnehmen?" (кенен зи мих митнемен?) - Могли бы вы
меня взять? Получив утвердительный ответ, садитесь неподалеку и все.
Неплохо правда выяснить, куда он едет. Разговаривать с ним дальше
совсем не обязательно, хотя если и вам и ему хочется поболтать...

Если ваш путь длиннее, чем путь вашего попутчика, спросите,
нужен ли ему билет дальше. Часто он, выходя из поезда,
может подарить свой билет вам.

1.4. Еще одна технология.

Как я уже писал, Wochenendticket действует до 2-х ночи.
Но если в пять вечера человек уже приехал домой,
билет ему больше не нужен, и он может его подарить. Напишите на
плакатике "Brauche Wochenendticket" (нужен билет) и стойте
у выхода с платформ.

На маленьких станциях подгадывайте к прибытию вохенэндовых поездов.
Не успеете добыть билет до отъезда - езжайте по технологии 1.

Последнее время иногда железнодорожная полиция запрещает
стрелять билет. Если это случилось, нужно сразу убрать
плакат, заверить полицию, что у вас есть деньги купить
билет законным способом и убраться с глаз долой.
Например, на платформу, куда как раз прибывает ваш поезд.
На нем ведь приехало множество обладателей билетов, чье
путешествие завершилось, а полиция вас на платформе не увидит.

1.5. Чем вохенэндестоп лучше автостопа.

По моему опыту, учитывая время выхода на автобан и схода с него,
а также то, что по выходным автостоп хуже, чем по будним,
на короткие расстояния (до 200, иногда 300 км) поездами ехать быстрее.
Автостоп сложнее - можно сделать много глупостей, а поезд везет.
В поездах можно спать, читать, слушать музыку etc.
Вы можете заранее забить стрелку на прибытие. Поезда ходят до
двух часов, то-есть до середины ночи, когда автостоп ухудшается.
Наконец, зимой в поездах тепло. Но на дальних расстояниях
автостоп конечно быстрее. Читайте мой текст "Практика автостопа
в Германии" об особенностях перемещения по автобанам.

2. Поезда с кондуктором по будням и скорые поезда.

То, что я написал о кондукторе в предыдущей главе, верно и по будням.
В скорых поездах кондукторов может быть больше: два на состав
или даже по одному на каждые два вагона.

В предыдущей версии этого текста я советовал, как избегать
встречи с кондуктором на протяжении всего пути.
Но есть лучший метод: застопьте кондуктора!
Для этого просто подойдите к нему прямо на станции, когда он
выйдет на платформу, и попроситесь проехать немного. Нужно,
чтобы у вас было какое-то обоснование вашей просьбы: например,
опоздали на последний вохэнэндовый поезд и вынуждены проситься
в скорый. (При этом вохэнэндтикета может и не быть в наличии!)
Или поезд опоздал и нарушилась согласовенное расписание.
Скажите, что согласны постоять в тамбуре (если он разрешит
вам ехать, то все равно пригласит в вагон). Если кондуктор
запретит вам ехать, придется остаться. По моей статистике
уговариваются два кондуктора из трех.

Если, когда поезд остановился, вы оказались далеко от кондуктора,
можете садиться в ближайший вагон и идти кондуктору навстречу,
а встретив - обратитесь к нему первым. Ждать кондуктора сидя в купе
не нужно, когда он придет и вы скажите что не хотите платить,
он может обидиться. Недостаток этого метода - если вы попадете
на несимпатичного кондуктора, он продаст вам билет.

Если вы все-таки решили избегать кондуктора, прежде чем сесть
в поезд, посмотрите где он, и садитесь в дальний от него конец.
Если ехать недалеко, он не успеет до вас дойти. Если он идет в вашу сторону,
можно миновать его на остановке, когда он выйдет на платформу посвистеть.
Если поезд двухэтажный, можно бегать по другому этажу. Но не переборщите,
если вдруг он действительно захочет вас поймать, это сделает полиция.

Еще проще - сидите в туалете. Никто вас оттуда выкуривать не будет.
Информация об этом появлялясь в немецкой прессе. Я знаю человека,
который регулярно проделывает в туалете двухчасовой путь не вылезая.
В немецких туалетах обычно чисто. Лучше сидеть там, где два туалета
напротив. Осторожно - туалеты часто не в каждом вагоне, в вашем конце
поезда может его и не оказаться. Но учтите, что отдельные заядлые
кондукторы туалеты все таки проверяют.

После того, как кондуктор первый раз прошел и проверил билеты,
его обычно можно не опасаться. Самое страшное, что он может с вами
сделать - высадить. Или продать билет. Конечно, если постараться,
всегда можно добиться вызова полиции, препроваждения себя в участок,
а после многократных подобных усилий получить Hausverbot - запрет на
пользование вокзалами и поездами.

Все мной изложенное в этом разделе - не хорошо и годится только
для малых расстояний.

3. Городской транспорт и поезда без кондуктора.

Кондукторов нет в S-Bahn, в трамваях, метро, троллейбусах, автобусах
кроме тех междугородних, где водитель всегда проверяет билеты при входе.
Вечером (обычно, после 20 часов) в городских автобусах водители
также начинают впускать только через переднюю дверь и проверять
билеты, правда обычно не очень внимательно.

Отсутствие кондуктора - серьезный недостаток. Это означает,
что в любую минуту могут явиться злые контролеры. Однажды я видел,
как трамвайчик проверяли сразу... двенадцать контролеров!
В вагоне в тот момент было семь человек, из них трое - безбилетники.
Не стоит бояться полицейских (они не работники транспорта).
Встречаются также банполицисты - одеты в форму вроде полицейской
но другого цвета и не носят оружия. Другие фенечки (наручники,
дубинки, фонарики) как у полицейских. Эти в принципе могут выписать
штраф, но занимаются этим редко - не их работа.
Как избегать контролеров я писать не буду - тут Германия ничем не
отличается от xССР. А скажу что бывает, когда поймают.

В этот момент вам стоит иметь с собой одну из двух вещей:
паспорт или сумму штрафа (сейчас всюду DM 60). Если у вас нет
ни того, ни другого, вызовут полицию, это выйдет намного дольше.
Если есть паспорт, запишут его номер и ваш адрес и дадут квитанцию,
которую нужно оплатить. Через пару дней корешок этой квитанции окажется
в конторе, адрес которой указан на квитанции, вот тогда идите туда
и честно говорите, что вы из Сибири где много диких обезъян, по улицам
водят медведей и никто никому ничего не платит, а трамваев вообще нет.
Если у вас был непробитый билет - вы не знали как его пробивать.
Сумма штрафа будет уменьшена до 5-12 марок.

Хорошо иметь хоть какую-то отмазку: непробитый билет,
билет недействительный или просроченный. Если отмазка и не прокатит
с контролерами, они пометят это в квитанции, что поможет в конторе.

Многие виды месячных проездных билетов вечером после 19:00 и по выходным
действуют на двоих. В это время можно увидев контролера попробовать
спросить у симпатичных соседей, не обладают ли они таким билетом.

По будняи контролеров больше в дневное время, в промежутке между
часами пик. По выходным их число увеличивается за счет волонтеров.
Самое контролерное время - суббота первая половина дня.

Контролеров не так много. Ездите, теория вероятностей работает на вас!
Заезжайте в гости!
                                 Борис Майзель
                                 maizel@gmx.de
                                 2:2437/335.14

Вернуться в раздел "Путешествия за границу" - Обсудить эту статью на Форуме
Главная - Поиск по сайту - О проекте - Форум - Обратная связь

© faqs.org.ru