faqs.org.ru

 Главная > Программное обеспечение > Мультимедиа программы >

FAQ: Домашняя MIDI-студия

From: Infinity <Infinity@f33.n5014.z2.fidonet.org>
Date: Wed, 01 May 2002 00:54:08 +0400

FAQ "Домашняя MIDI-студия" (c) Даниил Камперов
Версия от 04.04.2002

Напоминаю, что этот faq не по миди в целом, такие миди-faq'и можно легко при
желании найти в инете.
Это скорее faq "почему миди рулез". Он объясняет, как использовать миди в
домашних условиях на текущий момент (2002 г.), применяя при этом виртуальные
синтезаторы. Тем не менее, в конце я рассматриваю альтернативу виртуальным
синтезаторам (аппаратный синтез) в случае, если компьютер слишком слаб для их
использования. FAQ состоит из базовых вопросов, и профессионалы не найдут
ничего полезного и нового для себя. Однако, если у кого-нибудь возникнут другие
вопросы, можете написать мне мылом (2:5014/33.33), я постараюсь ответить, а
также, если сочту нужным, добавлю вопросы в этот FAQ или составлю новый,
возможно, углублённый.

------------------------------------------------------------------------

>Q: Миди - отстой. Нафиг оно нужно вообще? Послушать любой .mid файл -
>   звучит отвратительно.

A: Миди не звучит. MIDI - Musical Instrument Digital Interface  (цифровой
интерфейс музыкальных инструментов) - стандарт на соединение инструментов и
передачи информации между ними. Это "язык", на котором электронные музыкальные
инструменты "общаются" между собой. Миди-файл содержит лишь программу для
электронного инструмента, указания, какую ноту, когда и как сыграть. Именно
поэтому миди-файлы относительно небольшие по объему. То, как звучит миди-файл,
целиком зависит от устройства, на котором он проигрывается. Ясно, что на
дешевой ESS-ке звучание будет отстойным.

------------------

>Q: Хорошо. Но тогда получается, что хорошего звучания можно добиться
>   только на дорогом профессиональном оборудовании, на обычных же бытовых
>   звуковых картах миди по-прежнему звучит плохо.

A: Конечно, ведь даже если юзать Creative SBLive! или Audigy, они по-умолчанию
используют GM-банки с небольшим количеством стандартных инструментов
средненького качества. Но ведь можно загружать другие банки! Можно
сконвертировать какую-нибудь профессиональную библиотеку с AKAI-диска в формат
sf2 и использовать её сэмплы.

Сейчас, как мне кажется, даже этот метод создания/прослушивания миди-музыки
устарел. Эпоха бытовых "железных " сэмплерных устройств уже в прошлом. Сейчас
актуальны виртуальные синтезаторы. (Под виртуальными синтезаторами я понимаю не
только синтезаторы, использующие псевдо-аналоговый синтез, но и сэмплеры,
физмоделлеры и вообще любые инструменты).

И в самом деле, программе-секвенсору всё-равно, куда посылать миди-сообщения, и
кто их будет проигрывать. Даже если это будет ненастоящее, виртуальное
устройство.

------------------

>Q: А как работать с виртуальными синтезаторами?

A: Совсем недавно виртуальные синтезаторы существовали только в так называемом
"standalone"-варианте. Каждый виртуальный синтезатор являлся отдельной
программой, которую нужно было запускать параллельно с программой-секвенсором.
Виртуальный синтезатор связывался с секвенсором либо через виртуальные
миди-порты, либо через виртуальный миди-роутер. Всё это работало довольно
сносно и позволяло получить звук профессионального качества. Хороший пример -
первый альбом "Сливок" был записан с использованием сэмплера Gigastudio.

Сейчас же работать с виртуальными инструментами стало гораздо проще. Дело в
том, что VST и DX плагины для обработки звука научились принимать
миди-сообщения (и стали называться соответственно VSTi и DXi), т.е. теперь их
можно использовать в качестве миди-устройств! Это очень удобно, т.к. теперь
виртуальные синтезаторы запускаются уже не в виде отдельной программы, а в виде
плагина внутри самого секвенсора. Помимо всего прочего плюсы этого явления ещё
также и в том, что весь музыкальный проект находится в одном файле, т.к. все
установки виртуальных инструментов записываются вместе с основным проектом.
Гораздо более экономно стали использоваться ресурсы системы. Плюс звук,
генерируемый синтезатором, можно обработать любыми DX/VST плагинами в реальном
времени.

В целом, картина звуковой студии такая. Программа-секвенсор имеет микшерный
пульт, к которому можно подсоединять всевозможные синтезаторы, звук с этих
синтезаторов можно обрабатывать различными эффект-процессорами, которые
вставляются в разрыв (insert) звукового тракта и/или "вешаются" на
дополнительные шины (aux), на которые можно делать посылы (send). Всё как в
железной студии! При этом обработка аудио-данных всегда происходит в 32 битах,
что позволяет избавиться от накопления транкейта. Если результат требуется
представить в 16 или 24 битах, то финальный транкейт можно проводить с дитером
и нойсшейпингом, что приближает звучание к "аналоговому".
Все параметры (контроллеры) синтезаторов и эффект-процессоров можно изменять
динамически либо записав их движение с помощью мышки, скажем, или реального
пульта или нарисовав графики изменения этих контроллеров.

Да, самое главное. Всё вышеописанное происходит в реальном времени. Задержка,
конечно, всё же присутствует, но, если всё правильно настроить, она
пренебрежимо мала (0-30 мсек) и на слух незаметна.

------------------

>Q: Всё это круто, конечно, но, чтобы писать миди, нужна миди-клавиатура,
>   а у меня её нет.

A: Это миф. Миди-клавиатура, бесспорно, желательна, но можно с лёгкостью
обходиться и без неё.
Во-первых, существует масса виртуальных клавиатур, как, например, очень
распространённая "Virtual Piano". Такие программы позволяют играть на обычной
компьютерной клавиатуре.
Во-вторых, вовсе необязательно записывать живую игру. Можно буквально
нарисовать партитуру мышкой.

------------------

>Q: Но я не знаю нотной грамоты и не хочу рисовать нотами!

A: А это и не обязательно. Все распространенные миди-секвенсоры имеют в себе
несколько редакторов.

Поясню. Миди-партитура - это всего лишь поток миди-событий. В миди-редакторах
существует Event List, который позволяет просматривать эти события и
редактировать их. Кстати, по виду Event List очень похож на трекерную нотную
запись, которая, по сути, тоже является списком событий. Так вот, все
существующие редакторы в миди-секвенсорах по сути являются лишь прослойкой
между этим Event List'ом и пользователем. Интерфейс у них может быть любым.

Во всех широко распространённых миди-секвенсорах присутствует как минимум два
редактора помимо эвент-листа. Это нотная запись (Staff / Score) и
мэтрикс-редактор (Matrix / Piano Roll). В мэтрикс-редакторе ноты изображаются в
виде полосок разной длины. Выстота каждой полоски определяет высоту ноты, а
длина полоски - длительность. Подобный интерфейс используется ещё также в
программе Reason.

------------------

>Q: А какой миди-секвенсор выбрать?

A: Самые популярные секвенсоры - Logic Audio, Cubase VST и SONAR. Их ещё
называют "большая тройка".

Тут можно посоветовать только одно - попробовать все три программы и выбрать
наиболее понравившуюся. У каждой есть свои плюсы и минусы. Так, в Logic Audio,
на мой взгляд, самый удобный Matrix-редактор, но сам по себе лоджик достаточно
сложен для освоения.

------------------

>Q: А какой компьютер нужен для работы с виртуальными синтезаторами?

A: Тут рекомендация одна - чем мощнее, тем лучше.

Совет: если мощности процессора не хватает на рилтаймовую работу с виртуальными
синтезаторами, то стоит "сбаунсить" (записать) их в wav-файлы и использовать
эти вавки в проекте.

Про звуковую карту разговор отдельный. Дело в том, что сейчас существует два
распространенных аудио-интерфейса для работы со звуком. Это ASIO и DX. Logic
Audio и Cubase VST используют ASIO, а SONAR использует DX.

1. Если вам больше понравились Logic Audio и Cubase VST, то стоит задуматься о
приобретении звуковой карты, поддерживающей ASIO.
Вообще, для работы с асио необязательно иметь специальную карточку, т.к. асио
можно эмулировать на любой звуковой карте. Но это не рекомендуется, т.к. такой
способ жрёт много ресурсов. На текущий момент мне известны только три звуковых
карты из диапазона <$100, аппаратно поддерживающие асио. Это CMedia CMI-8738,
Creative SBLive! и Creative Audigy. Имейте в виду, что для того, чтобы
использовать асио на SBLive!, нужно установить для неё специальные драйвера APS
Live.

2. Если же вы предпочитаете SONAR, то подойдёт вообще любая карта,
поддерживающая стандарт DirextX. Однако для работы с низкими задержками
рекомендуется установить драйвера стандарта wdm.

Это ещё не совсем всё. Хочу предупредить, что Logic Audio и Cubase VST умеют
работать с DX-, VST- и VSTi-плагинами (с DXi не умеют). SONAR работает с DXi и
DX. Правда, существуют программы-адаптеры, как, например, FXpansion VST-DX
Adapter, которые позволяют использовать в сонаре VST и VSTi.

------------------

>Q: А какие плагины самые лучшие?

A: Существует очень много разных плагинов. Приведу лишь некоторые.

Из сэмплеров очень хороши Emagic EXS24 и Steinberg Halion. Они импортируют
AKAI-библиотеки, имеют много параметров и просто отлично звучат.

Из драм-сэмплеров очень хорош Native Instruments Battery. Кстати, вообще вся
продукция от Native Instruments просто замечательная. ( апример, знаменитый NI
Reaktor, который, кстати, существует и в VSTi/DXi-виде)

Из аналоговых синтезаторов хороши NI Pro52 и NI Reaktor. Последний,
по-существу, синтезатором не является, это конструктор для сборки различных
синтезаторов, эффект-процессоров и пр.

Синтезатор NI FM7 использует технологию fm-синтеза.

Также очень хорош бас-синтезатор Muon Tau Pro, позволяющий создавать жирнющие
бас-линии.
Из плагинов-обработок очень хороши наборы от Waves.

А вообще, плагинов разных слишком много, чтобы перечислить даже только лучшие.

------------------

>Q: А где можно достать VST(i) / DX(i)-плагины?

A: Во-первых, нужно почаще ходить по магазинам и искать плагины на различных
сборниках программ (что-то вроде: " апиши музыку 2002").

Можно попробовать поискать их в интернете. Довольно много программ есть на
www.soundstudio.ru
Если синтезатор достаточно популярен, можно получить в поисковике кучу ссылок
на странички, с которых можно скачать его.

Ещё вариант. У dj Rome есть довольно много VST(i) / DX(i)-плагинов, можно
связаться с ним (rome@mamon.ufps.voronezh.su) и заказать у него диск по почте.

------------------

>Q: Мой компьютер слишком слаб для использования программного синтеза. Что
>делать?

Придётся пользоваться аппаратным. ;)

Можно использовать сэмплеры на звуковых картах Creative SBLive! или Creative
Audigy, загружая в них сэмплы. Это хороший способ, позволяющий получить
неплохое качество даже на очень слабых компьютерах. Однако некоторые неудобства
при этом имеются. Самое главное - отсутствует гибкость управления звуком. Можно
изменять очень немного параметров звучания.

 а мой взгляд, оптимальным является использование карт Yamaha YMF-7x4. Эти
карты используют стандарт XG, который позволяет очень гибко управлять
всевозможными параметрами звучания. К тому же эти карты очень дёшевы.
Однако "родной" банк сэмплов довольно низкого качества, что затрудняет
получение хорошего звука на картах YMF-7x4. Существует утилита Power YMF,
которая заменяет стандартный банк своими. Вот что входит в состав этой утилиты:

1. 16-битный 4.6 Мб XG банк. Качество звучания банка соответствует качеству
DB50XG.
2. 4.6 Мб Dance банк, содержащий звуки ударных, часто используемые в
танцевальной музыке (хаус, транс, техно, джангл, гоа и т.п.).
Также имеется набор спецэффектов из разных звуков. Мелодичные семплы остались
прежними.
3. Огромное число контроллеров функциональности карты, скрытые в реестре, в
т.ч. регуляторы железных голосов.
4. Большая коллекция (1.4 Мб) качественных XG MIDI файлов, лицензированных у
лучших XG MIDI-композиторов.
5. Возможность подгрузки своих сэмплов.

Жителям exСССР лицензия бесплатна, ключ встроен в программу (читайте HELP) и
запаролен.

Официальный сайт программы:
http://www.trancein.com/power-ymf/

Прямые ссылки на банки сэмплов:
Extended Bank: http://xg.midi.ru/files/drivers/russianproject/pymfeb.zip
(3.94MB)
Dance Bank: http://xg.midi.ru/files/drivers/russianproject/pymfdb.zip (3.91MB)

------------------------------------------------------------------------

Со всеми вопросами и предложениями обращаться ко мне по адресу 2:5014/33.33

Вернуться в раздел "Мультимедиа программы" - Обсудить эту статью на Форуме
Главная - Поиск по сайту - О проекте - Форум - Обратная связь

© faqs.org.ru