|
|
From: Slava Chernov <Slava.Chernov@p26.f15.n5021.z2.fidonet.org>
Date: Fri, 26 Jan 2001 22:17:00 +0300
ПОСОБИЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
ДИ-ДЖЕЕВ
часть II: scratching
Когда вы впервые увидите вертушку, стоящую перед вами, сверкающую и такую
необычную, классную, это будет прямо-таки неземное ощущение. В воздухе будут
видать почти магические флюиды, и вот вы, творец, стоите перед этим созданием,
готовые к великим свершениям и подвигам. Очень жалко видеть, как эти иллюзии в
скором времени пропадают; в процессе обучения вы начинаете замечать, как же
скучно наблюдать вращение винила (исключение составляют те случаи, когда
"яблоко" (центр винила - с наклеенной бумажкой) является некоей психоделической
картинкой с глюкавыми цветами). Именно таким способом вы встретитесь с
реальностью, которая заключается в следующем: только с опытом и многими днями
практики вы сможете-таки "вершить" и "совершать подвиги" на фронте ди-джейства.
Это все может звучать несколько удручающе, но не грустите: есть умение, которым
должны обладать практически все ди-джеи. Всяко, научившись этому, вы сделаете
еще один шаг на пути к ди-джейскому месту в клубе. Имя данному искусству -
скретчинг.
После того как вы отработаете искусство сведения, скретчинг должен выглядеть
очередным прогрессивным умением, которое добавит "цвета" в ваш диск жокейский
сет (а также, конечно, в ваше мастерство ди-джея).
Что такое скретчинг? Это такой звук, получающийся путем проигрывания некоторого
семпла в композиции туда-обратно. Не важно что именно вы собираетесь брать за
основу для скретчинга: бит, вокал или нечто иное. Большинство людей при мысли о
скретчинге представляют себе пластинку, которую "дергают" туда-обратно, притом,
что игла находится в треке. В принципе, ничего неправильного в этом понимании
нет, но, думая исключительно так, вы упускаете обширную область разнообразия
методов в этом мастерстве :)
Смысл в том, чтобы выбрать такой паттерн (часть композиции, набор семплов),
скретчингуя (во слово-то!:) который, вы тем не менее можете можете начать с
него сводить. Это может быть сделано путем выбора простого по звучанию паттерна
или же (если паттерн сложный) путем медленного проигрывания его туда-сюда до
тех пор, пока набор семплов, в этой части композиции звучащий, не "осядет" у
вас в сознании. Первые попытки сделать скретч, без сомнения, будут звучать как
хаотичный набор звуков, но продолжайте стараться и вскоре вы увидите, с какой
легкостью вы находите нужный паттерн.
Проблемы скретчинга:
Один из наиболее часто возникающих вопросов - это: "Почему игла начинает
скакать, как только я пытаюсь сделать скретч?" Ну, будем надеяться, что
нижеописанные моменты разрешат мучающие вас неурядицы.
Для начала вам необходимо достать парочку хороших слипматов (если вы на самом
деле хотите скретчить, то вам прийдется это сделать). Многие ди-джеи (как я
писал и ранее), подкладывают под слипмат кусок еще более скользкого материала,
например, кусок гладкой картонки. Таким образом трение уменьшается практически
до нельзя :) С другой стороны, слишком маленькая сила трения - тоже плохо.
Возможно, наиболее частой ошибкой, вызывающей вертикальные колебания иглы,
является неверная техника работы рукой. Запомните: оборудование, с которым вы
имеете дело (вертушки) на самом деле очень чувствительно к вибрациям, поэтому
нагло пихая пластинку то в одну, то в другую сторону, вы просто-напросто будете
создавать колебания, которые и заставят иглу "скакать". Идея же заключается в
совместной работе руки и глаз/мозга (но, равно как и другие умения, это прийдет
с опытом), а не в простом "распиливании" винила иглой. Кстати, не упускайте еще
один момент: все вертушки хоть в чем-то да различаются, поэтому для начала
привыкните к тому, как отвечает на ваши движения ваш аппарат. Как только вы
"подружились" со своим вертаком, можете начинать оттачивать мастерство.
Едем дальше. Есть разница и в пластинках: в то время как одни с трудом
насаживаются на центральный стержень, у других цетральное отверстие даже
слишком широкое. Такие вот "свободносидящие" также способствуют началам
"прыжков" иглы (так как даже при вашем идеальном движении винила, например,
против направления вращения, он (винил) может прокрутиться не ровно назад, а
под углом - игла моментально вылетит из трека). Если вы собираетесь сводить
трек именно с такой пластинки, готовьтесь к сумасшествиям, ибо ни одна гадалка
вам не сможет предсказать, куда прыгнет игла :(. Славтехосподи, есть
возможность кустарным способом избавиться от подобных проблем: берете скотч,
изоленту и т.п. материалы и в один (два, три - по обстановке) слой обматываете
стержень. Это увеличит его диаметр, что, возможно, решит проблему.
Следующий способ избавления от прыгающей иглы,- это передвинуть перегрузок так,
чтобы на нее (иглу) приходилось большее, чем ранее, давление. Единственная
неприятность этого метода заключается в том, что при большом давлении как игла,
так и винил изнашиваются гораздо быстрее. Существуют и иные методы увеличения
давления: например, на некоторых вертушках высоту тонарма можно менять. Таким
образом, придвинув перегрузок в крайнее положение для повышения давления,
засчет высоты тонарма, вы получите еще большую мощность "запиливания". Также
некоторые ди-джеи приклеивают монетку к картриджу.. Это, конечно, круто, но,
встав на такой путь, можете сразу заказывать похороны для иглы и винила. Зато
не прыгает иголочка!:)
Итак, когда вы разобрались в основных методах обхода препятствий, пора
приступать к работе. Удачно вам повеселиться! :)
_Baby Scratch (Скретч по-детски)_
Этот вид скретча, наверное, самый простой из существующих. Фэйдер тут,
например, вообще не нужен, а сретчуемый паттерн должен быть выбран по принципу
наиболее простого для запоминания из имеющихся. Сама процедура скретча - это
тупые движения пластинки вперед-назад. Смысл упражнения в том, чтобы движение
выполнялось в пределах одного бита (sic!). Польза же его заключается не только
в том, чтобы научиться мучать пластинку, а также в оттачивании мастерства
"нахождения начала паттерна для сведения". Но даже при всей очевидной простоте
занятия, и здесь есть возможность найти вариации: можно начинать скретч с
движения назад, а не вперед или менять длительность "вжиков" :)
_Scribble Scratch (Небрежный Скретч)_
Небрежный скретч очень похож на вышеописанный вариант, но движение производится
гораздо быстрее и само оно гораздо менее продолжительно. Внешне движения кисти
вашей руки будут похожи на конвульсии, но главное - результат: под иглой должен
"ходить" очень и очень маленький отрезок трека, но с дикой частотой.
_The Tear (Прерывистый)_
Этот вид скретча потребует несколько больше мастерства, чем вышеописанные. В
принципе, этот вид мучания пластинки похож на "скретч по-детски", но отличается
тем, что при прокрутке винила назад движение надо разделить на две части. За
первой половиной пути (обрабатываемой с обычной для baby scratch'а скоростью)
следует вторая, но прокручиваемая на порядок медленнее. Чтобы научиться делать
этот вид скретча, советую сначала отточить именно движение "назад" (разделяемое
пополам).
_The Chop (Обрубленный)_
Разница между этим типом скретчинга и "бэби скретчем" заключается вот в чем:
при движении вперед фейдер (fader) установлен на вывод звука (это также
называют "открыт"), когда же начинается рывок назад, фейдер "закрывается".
Фишка здесь во времени отсутствия звука: в итоге должна получиться серия
коротких неожиданных "вжиков", возникающих, вроде бы, из ниоткуда.
_The Forward (Скретч "перемотка")_
Очень похож на "чоп" (описанный выше), но вместо того, чтобы делать скретч, при
движении вперед (в обычном направлении) пластинке дают прокрутиться на обычной
скорости. Затем "закрывают" фейдер, отматывают на начало семпла, "отрывают"
фейдер, снова прокручивают часть композиции. Результат - постоянный повтор
одного семпла (что, например, можно применить при добавлении в микс вокала).
Сложной же частью является запуск семпла в нужное время, причем времени на
раздумья просто нет: вторая пластинка крутится и крутится. Дабы облегчить себе
работу, некоторые ди-джеи разными способами помечают место начала нужного им
семпла (на самой пластинке или на "яблоке" - центре винила).
_The Chirp ("Щебетанье":)_
Для проделывания подобного трюка нужно неплохо уметь координировать движения
рук. Начните с "открытым" фейдером и сделайте движение скретча вперед как
обычно, но ближе к концу рывка уведите звук. При обратном движении выведите
звук в начале рывка, а в конце снова уведите. Как вы могли предположить, исходя
из названия, должны получиться коротенькие "чирикающие" звуки. Это весьма
старый прием, но очень приятный и может быть проделан на разных скоростях для
разнообразия.
_The Transformer (Трансформер)_
Придется попотеть, ибо надо научиться аккуратно, но очень быстро управляться с
фейдером. В начале этого скретча "закройте" фейдер. Затем начните дергать
пластинку туда-обратно (естественно, игла в треке). Фейдер здесь используется
для обрезания/выведения звука. Это-то "туда-обратно" в звуке надо проделать
энное количество раз, дабы добиться эффекта "заикания". При завершении скретча
"закройте" фейдер.
_The Flare (Вспышка)_
"Вспышка" подобна "Трансформеру", но отличается позиционированием фейдера,
который в данном случае должен быть "открыт". Во время рывка вперед его
(фейдер) надо постепенно (но быстро) "закрыть", и тут же "открыть". При рывке
назад проделайте то же самое. Завершается "открытым" фейдером.
_The Orbit (Орбитальный:)_
Он отличается от "вспышки" количеством уведений-выведений звука во время одного
рывка при скретчинге. Во время движения вперед (например) типа "вспышка", вы
уведете, затем выведете звук. При "орбитальном" скретче это дело надо успеть
провернуть раза два. То же мучение при рывке назад, и в итоге у вас должен
получиться некий ритм, создаваемый мучениями фейдера, который вы то
"закрываете", то "открываете"..
_The Crab (Краб)_
Это очень трюковая фишка, которая требует не только отлично отработанных
ди-джейских навыков, но и нормальное оборудование. Немного отвлечемся: когда
фейдер выставлен так, что вы слышите играющую пластинку, это называется "cut in
point" ("точка врезки"). Для выполнения "краба" вам нужно "закрыть" фейдер.
Большой палец руки поставьте точно на "точке врезки", в то время как остальные
пальцы располагаются точно с обратной стороны бегунка фейдера. Во время рывка
пластинки вперед каждый палец по очереди бьет по фейдеру, и, когда тот доезжает
до большого пальца, оным (большим) вы отсылаете бегунок назад. Например, бьете
мизинцем... доходит очередь до указательного. Получаются движения, похожие на
движения лапок краба (отсюда и название). Требование к оборудованию такое:
фейдер должен скользить с невероятной легкостью, иначе ничего у вас не
получится.
© faqs.org.ru