faqs.org.ru

 Главная > Музыка > Музыкальные инструменты >

FAQ по игре на гитаре от Alex Rostov

From: Alexander Rostov <Alexander.Rostov@p36.f18.n5002.z2.fidonet.org>
Date: Fri, 13 Apr 2001 07:42:14 +0400

=============================================================================
Alex Rostov FAQ - Вопросы, часто задаваемые Александру Ростову (2:5002/18.36)
=============================================================================
05.04.01

1. Список вопросов, входящих в FAQ.
-----------------------------------

1. Список вопросов, входящих в FAQ.
2. Как правильно держать медиатор (постановка правой руки) ?
3. Построение аккордов и арпеджио.
4. Где достать дерево для гитары?
5. Как рассчитать лады?
6. Основные музыкальные термины, которыми плользуются гитаристы.
7. 440Hz
8. Чем глушить струны?
9. Как устроен анкер?


2. Как правильно держать медиатор (постановка правой руки) ?
------------------------------------------------------------

Q: Как правильно держать медиатор?
A: Скрести большой и указательный пальцы так, чтобы они касались серединами
фаланг (тех, на которых ногти находятся :). В эту же точку межда пальцами
сонаправлено указательному пальцу вставь медиатор. Предплечье положи на деку,
а медиатор поставь на струны так, чтобы если смотреть параллельно плоскости
струн он располагался перпендикулярно, а если смотреть перпендикулярно пл.
струн - он был повернут градусов на 30-45. Оставшимися пальцами можно опереться
на деку (как Knopfler), положить их на ручку громкости (как при скрипичной
атаке), глушить ими струны или извлекать флажолеты или болтать ими в воздухе.
Ребром ладони можно глушить струны, что соответствует игре "пицикато" или "palm
muting".

Q: не получается в быстpом темпе долгое вpемя по стpунам щёлкать...
A: Рука должна быть расслаблена. Напрягать её нужно только в крайних случаях,
когда нужна очень жесткая атака.

Q: какой толщины медиатоpы юзать?
A: 1мм - самый "нейтральный вариант". Я играю 1.5мм (в крайних случаях 1.21мм
или 1.14мм).

Q: под каким углом должен быть медиатоp?
A: Угол поворота медиатора варьируется от ~-10 до +90 градусов, в зависимости
от того, какой звук тебе нужен. Самый нейтральный вариант - 45 градусов.

Q: pука должная быть пpижата к гитаpе в каком либо месте?
A: Можешь положить на неё предплечье, ребро ладони, пальцы. А можешь ничего не
класть.

Q: какими частями тела осуществляется движение (кисть, пальцы, pука, плечо)?
A: Да хоть бёдрами - лишь бы звучало. Для запилов a-la Yngwie достаточно
движений только кончиков пальцев. В основном приходится работать кистью,
иногда добавляя движения предплечьем. Фанковые вещи игрют вообще всей рукой
вплоть до плечевого пояса. Лупишь себе по струнам, а те, которые не нужны -
глушишь левой.

Q: бывает пеpеменный штpих палмутингом на 2-3 стpуны?
A: А что мешает? Я много риффов переиграл именно так.

Q: На сколько должен "выглядывать" медиатор из-под кончиков пальцев?
A: ~1-2мм.


3. Построение аккордов и арпеджио.
----------------------------------

Q: Как по этому можно восстановить аккорд и вообще какое построение акорда?
A: Арпеджио есть ноты аккорда, взятые последовательно. Аккорд - это созвучие,
имеющее терцовую структуру, или структуру, сводящуюся к терцовой путем
обращений. Теперь обо всём этом подробнее.
  Терция - это интервал. Терцию образуют две ноты, расположенные друг от друга
"через одну" в диатонической гамме. Например есть гамма до-мажор: *до* - ре -
*ми* - фа - *соль* - ля - *си* - до - *ре* - ... Выделенные ноты отстоят друг
от друга на терцию. Три таких ноты образуют аккорд _трезвучие_ (например до -
ми - соль = до-мажор, соль - си - ре = соль-мажор). Четыре ноты (до - ми - соль
- си) - септаккорд (С7), пять нот (до - им - соль - си - ре) - нонаккорд (С9).
Терция бывает мажорная (4 полутона) и минорная (3 полутона). Мажорный аккорд
строится так: маж.терция - мин.терция; минорный - наоборот - мин. - маж.
  Первая нота аккорда, от которой отсчитываются все эти терции, называется
примой (основным звуком), или иногда тоникой (хотя на самом деле, тоника - это
основной звук только тонического аккорда. Например "ля" в ля-миноре). Второй
звук - терция (ну еще бы :), третий - квинта, четвертый - септима, пятый -
нона (отсюда и названия септаккорда и нонаккорда).
  Обращение - это (если попроще) когда нижним звуком не является прима. Ни что
не мешает сыграть трезвучие до-мажор не в основном виде (до-ми-соль), а в виде
обращения (соль-до-ми или ми-соль-до).
  Если у тебя есть арпеджио, то, взяв эти ноты одновременно получишь аккорд.
Там где на одной струне по две ноты - одной придется пожертвовать.


4. Где достать дерево для гитары?
---------------------------------

Q: Может подскажешь, где деpево можно достать? Я щас людей опpашиваю знакомых
- ни y кого нет. Объявления давал - тоже никакого pезyльтата.
A: Этот вопрос звучит как "to be or not to be". Ему уже несколько сотен лет.
Страдивари покупал дерево, которое шло на постройку турецких кораблей во время
войны Турции с Венецией (более 10 лет высушки). В наши дни это еще более
проблематично.
  Сырое дерево найти не проблема - постоянно ведутся расчистки в жилых
кварталах, возле ЛЭП (линий электропередач) и других местах. Там можно достать
ольху и клён. Проблема в том, что это дерево еще сушить 3-5 лет надо, и не на
батарее (так можно "подсушить" лишь уже сухое дерево перед склейкой и
покраской), а в нормальных условиях (типа на шкафу или под кроватью - главное,
чтобы влажность в комнате была низкая).
  Сухое дерево найти проблематичней. Ель и бук можно найти, разобрав старое
пинанино, только для электрогитары это не совсем подходит. Из бука так же
иногда делают шкафы, а пинанино и тумбочки (да и шкафы тоже) - из красного
дерева, только "не во всякий момент времени и не на каждой помойке лежит старый
шкаф"(с)кто-то из RU.GUITAR :))) Иногда фрукты из-за границы приходят в ящиках
из ценных пород древесины.


5. Как рассчитать лады?
-----------------------

Q: По какой формуле рассчитываются лады на гитаре ?
A:L-мензура (обычно 650мм), а m-номер лада:
         -m/12
L = L * 2
 m

6. Основные музыкальные термины, которыми плользуются гитаристы.
----------------------------------------------------------------

Q: Расскажи об основных музыкальных терминах, которыми плользуются гитаристы.
A: Сильно вкратце:
_хроматика_ - Ступени хр. гаммы отстоят друг от друга на 1 полутон(е:-0-1-2-3..
_диатоника_ - Тоже самое, но на 1 или 2 (мажор, минор, etc...)
_целотоника_ - Тоже самое, но на 2 (на 1 целый тон - е:-0-2-4-6-8-12...)
_секвенции_ - повторение небольшого отрезка мелодии от разных ступеней лада
_обращения_ - исполнение арпеджио от разных его ступеней.
_триоли_ - три ноты по длительности звучат столько, ск. звучали бы две
_квартоли_ - четыре как три
_квинтоли_ - пять как четыре
_секстоли_ - шесть как четыре (если я не глючу :))
_легато_ - слитная игра (е:-2h4t5p1h2t4p2-)
_стаккато_ - отрывистая игра
_арпеджато_ - возьми аккорд и проведи по струнам (в отличие от резкого удара)
_пицикато_ - на гитаре = палм мьютинг
_глиссандо_ - слайд. Скольжение по струне от одной ноты к другой (е:-6s12-)
_тирандо_ - пальцевое звукоизвлечение без опоры на нижележащую струну
_апояндо_ - то же, но с опорой
_синкопа_ - смещение акцента с сильной доли на слабую
_секунда - децима_ - интеравлы (1-10 ступеней)
_флажолеты_ смотри "flagolet.faq" :)
_пулл_ - срыв. Легатный прием. Исполняется без медиатора (е:-4p0-)
_хаммер_ - удар по струне. То же что и пулл, но в обратную сторону (е:-0h4-)
_бэнд_ - подтяжка. Берется одна нота и тянется до высоты другой (е:-12b13-)
_вибрато_ - периодичный бэнд :). Вибрирование ноты ( пианисты обламываются :))
_тэп_ - тэппинг. Хаммер и пулл правой рукой ( пианисты рулят :)))
_слэп_ - "шлепок". Струна "шлепается" об гриф. Прием, приемущественно, басовый.
_фидбэк_ - Обратная связь. Струны "заводятся", резонируя с выходным сигналом
_переменный штрих_ - "туда-сюда медиатром (с)" :))
_палм мьютинг_ - глушение струн ребром ладони правой руки.


7. 440Hz
--------

Q: Какую частоту дает камертон?
A: 440Hz.

Q: Что это за нота?
A: ля 1-й октавы.

Q: Где она должна находиться на гитаре (стандартный строй)
A: 1-я струна 5-й лад.

8. Чем глушить струны?
----------------------

Q: Чем глушить струны, чтобы отзвучав своё они не мешали звучать другим
струнам?
A: Допустим играем ноту на 3-й струне. Тогда 1-ю и 2-ю струны можно глушить
указательным пальцем левой руки. Даже если он подушечкой зажимает струну,
фалангой он свободно может выполнять мьютинг (глушение). В свою очередь
правая рука тоже может участвовать в мьютинге. Можно глушить 1-ю и 2-ю
струны, поставив на них например средний и безымянный пальцы правой руки.
Теперь о струнах с 4-й по 6-ю. Их можно также глушить как правой, так и
левой рукой. На левой руке для этого обычно используют средний палец, а
на правой - ребро ладони или большой палец, который своей фалангой глушит
струны, лежащие выше медиатора (в этом случае следите, чтобы палец не
попадал в узлы искусственных флажолетов - иначе это уже будет не мьютинг).
И последний вариант: во время исполнения чисто легатных пассажей правую
руку (т.к. она в этот момент свободна) можно положить на струны в районе
1-го лада, тем самым заглушив открытые струны.


9. Как устроен анкер?
---------------------

Q: Я когда-то спрашивал, так никто и не отозвался - как устроен анкер?
A: Анкерный стержень (в простонародии - анкер) - это стальной прут, вставленный
в гриф. Сделано это для того, чтобы компенсировать силу натяжения струн и чтоб
эта сила через пару лет гриф в дугу не согнула. С одной стороны грифа анкер
жестко крепится, а с другой стороны он имеет резьбу с гайкой на ней для
регулировки натяжения анкера. Так как анкер внутри грифа не прямой, а выгнут
так, чтобы при натяжении выгибать гриф в обратную от струн сторону, регулируя
это самое натяжение гайкой (которая упирается в дерево и не перемещается по
анкеру, а лишь натягивает его) регулируем прогиб грифа.

Вернуться в раздел "Музыкальные инструменты" - Обсудить эту статью на Форуме
Главная - Поиск по сайту - О проекте - Форум - Обратная связь

© faqs.org.ru