faqs.org.ru

 Главная > Кино и ТВ > Мультипликация Anime >

Tabou's FAQ

From: Boris Ivanov <Boris.Ivanov@f1779.n5020.z2.fidonet.org>
Date: Sun, 06 Aug 2000 10:25:07 +0400

                                Tabou's FAQ
                               Версия 1.1.0

Все  японские  имена приводятся в русском порядке - имя-фамилия. В переводе
фильма все наоборот (фамилия-имя).

>В[1]: О чем этот FAQ?
О: О последнем фильме режиссера Нагисы Осимы "Табу" ("Гохатто", 1999). Этот
замечательный  японский  фильм  может не раз поставить в тупик зрителей, не
занимающихся  изучением  японского  кино  и  японской истории. В этом FAQ я
постараюсь  ответить  на  некоторые  из  вопросов, которые могут возникнуть
после просмотра "Табу".

> В[2]: Как точно переводится название фильма?
О:  Как  это  часто  бывает  в  Японии, у "Табу" два официальных названия -
японское  "Гохатто"  и  европейское  "Tabou".  В данном случае оба названия
вполне взаимозаменимы - "Гохатто" буквально переводится как "Важный запрет"
и в данном контексте вполне может значить "Табу".

> В[3]: Кто такой Нагиса Осима?
О: Один из известнейших в мире ныне живущих японских кинорежиссеров. ^_^
Осима  родился  в  1932  году  в  Киото  и  прославился  фильмами  "Империя
чувств"/"Коррида  любви" ("Ай но коррида", 1976), "Империя страсти" ("Ай но
борэй",  1978)  и  "С  Рождеством,  мистер  Лоуренс" ("Merry Christmas, Mr.
Lawrence",  1983).  В  течение многих лет Осима почти ничего не снимал (его
предпоследний  фильм вышел в 1986 году), а в 1996 году он был парализован и
теперь передвигается в инвалидной коляске.
В  творчестве  Осимы  историческая и сексуальная темы всегда играли большую
роль, и в "Табу" они нашли свое новое достойное отражение.

> В[4]: К каком жанру относится фильм?
О:  "Дзидай-гэки"  - "исторический фильм". Акира Куросава как-то посетовал,
что  принадлежит  к  последнему  поколению  японских  режиссеров  (Куросава
родился  в  1910  году),  чувствующих  историю так, что могут снимать о ней
достойные  фильмы.  Осима, помимо решения своих художественных задач, решил
поспорить с этими словами мастера.
Вообще  говоря,  в Японии снимается множество художественных и анимационных
фильмов  и  сериалов  на исторические темы. И Синсэнгуми в них представлено
более чем хорошо.

> В[5]: Кто еще из режиссеров, кроме Осимы, работал над фильмом?
О:  Полковника Синсэнгуми, Исами Кондо, сыграл Ёити Сай, режиссер, бывший в
свое  время вторым режиссером фильма Осимы "Империя чувств". Не нуждающийся
в  представлениях  Такэси  "Бит"  Китано,  известнейший японский режиссер и
актер,  сыграл  Тосидзо  Хидзикату,  заместителя  Кондо.  Вторым режиссером
фильма был Юсукэ Нарита.
Также   из  съемочной  группы  стоит  отметить  оператора  Тоёмити  Куриту,
работавшего с Аланом Рудольфом и Робертом Олтмэном.

> В[6]: Почему тридцатилетних самураев играют пятидесятилетние режиссеры?
О:  Чтобы  подчеркнуть  контраст между ними и Содзабуро. В действительности
члены  Синсэнгуми  выглядели  красивее  и  моложе  (сохранились  фотографии
некоторых из них).

> В[7]: Где снимался фильм?
О:  В  Киото. Значительная часть съемок проходила в храме Тион-ин. В 1960-е
гг.  в  этом  храме  часто  снимались  исторические  фильмы,  поскольку его
интерьеры  типичны  для  древних (и не сохранившихся) самурайских замков. В
связи  с  развитием  туризма  монахам  уже  не нужны финансовые вливания от
съемок,  и  они  больше не пускают в храм кинематографистов. Для Осимы было
сделано исключение.
Киото  был  построен  в  конце  VIII  века  н.э. как столица Японии (он был
императорской резиденцией с 794 года и вплоть до времен императора Мэйдзи).
В начале своей истории город назывался Хэйан. Центр Киото распланирован как
центр  Санкт-Петербурга - ровные улицы, пересекающиеся под прямыми углами и
ориентированные  по  сторонам  света.  Киото,  единственный из всех крупных
японских  городов,  почти  не  пострадал  от  американских бомбардировок во
времена  Второй Мировой войны, поэтому там сохранилось множество памятников
древней  архитектуры.  Только  случайность  спасла  Киото  от  участи стать
третьей жертвой атомной атаки после Хиросимы и Нагасаки.
Район Кансай, в котором находится Киото, и район Канто, в котором находится
Токио, - старая и новая столицы Японии - издавна "враждуют". Особенно часто
эта  вражда  выражается  в  обмене  анекдотами  о  кантосском  и кансайском
диалектах.

> В[8]: Сколько лет Содзабуро и актеру, его сыгравшему?
О:  Содзабуро  Кано  по фильму - семнадцать-восемнадцать лет. Рюхэю Мацуде,
сыгравшему  его роль, всего пятнадцать. Это его первая роль в кино, хотя он
-  сын  недавно  умершего  известного  японского актера Юсаку Мацуды. Рюхэй
Мацуда  -  типичный  "бисёнэн"  (красавчик), и этот тип красоты считается в
Японии  чрезвычайно  популярным,  особенно  среди школьниц старших классов.
Больше всего бисёнэнов среди японских рок-музыкантов.

> В[9]: На чем основан фильм?
О: На романе "Синсэнгуми кэппуроку" Рётаро Сибы.
Рётаро  Сиба  (1923-1996)  -  один  из  самых  популярных в Японии авторов,
пишущих на исторические темы. Основная область его интересов - эпоха Мэйдзи
(1866-1912),  когда  Япония  совершила  колоссальный цивилизационный скачок
вперед,  полностью  перестроила  свою  политику  и  экономику  и разгромила
Российскую   империю  в  русско-японской  войне  1904-1905  гг.  Будучи  по
образованию    профессиональным   лингвистом,   Сиба   далеко   не   всегда
придерживался  точных  исторических  фактов,  "подгоняя"  историю  под свое
понимание  и  эстетические концепции. Тем не менее, гуманистический пафос и
масштабный  размах  его книг сделали его книги почти что учебниками истории
для  нескольких  поколений  японцев  (начиная  с 1960-х гг.). Важную роль в
творчестве  Сибы  занимала  проблема  русско-японских отношений и "проблема
островов".
В  России  пока  что  издана  только его научно-популярная книга "О России.
Изначальный  облик  Севера", но планируется опубликовать на русском языке и
другие его произведения.

> В[10]: А на чем основан роман?
О:  На исторических событиях 1860-х гг., времени последней в истории Японии
гражданской войны.
Начиная  с  1603  года,  Японией правили сёгуны (военные правители) из рода
Токугава.  Они возглавляли правительство-"бакуфу", находящееся в Эдо (совр.
Токио), а император, "царствуя, но не правя", жил в своем дворце в Киото. В
1639  сёгун Иэмицу Токугава объявил режим изоляции страны, запретив дальние
плавания и ограничив внешние сношения торговлей с Китаем и Голландией через
порт  Нагасаки.  Однако  в 1853 году американский посланник, коммодор Мэтью
Перри,  ввел  в Токийскую гавань свои корабли, и под дулами пушек сёгун был
вынужден подписать с Перри торговый договор, не получивший даже формального
одобрения императора.
Естественно,  что  многих  в  Японии  этот  договор  не устраивал. Возникло
движение  изоляционистов,  выступавшее  и  против  сношений с иноземцами, и
против  "слабовольного"  правительства. Их лозунгом был клич "Сонно Дзёи" -
"Да  здравствует  император! Смерть варварам!" Основной силой движения были
самураи  провинций  Тёсю  и Сацума, а ключевой идеей - возрождение в полном
объеме власти императора.
Ситуация  в стране накалялась, и обычные полицейские части были не способны
справиться  с  беспорядками.  Поэтому в 1863 году Катамори Мацудайра, даймё
(правитель) провинции Айдзу, объявил набор ронинов (самураев без господина)
в  ополчение.
Такое ополчение, названное Росингуми, собрал Хатиро Киёкава. Однако Киёкава
принадлежал  к  изоляционистам  и предложил своим воинам перейти на сторону
восставших.  Тринадцать  из  них, во главе с Исами Кондо и Ками Сэридзавой,
отказались  покинуть  сторону правительства и создали ополчение Синсэнгуми,
приступившее   к  охране  Киото  под  покровительством  Мацудайры.  Впервые
Синсэнгуми собралось в деревне Мибу, недалеко от Киото.
Первоначально  Синсэнгуми  командовали  три  полковника: Кондо, Сэридзава и
Нисики  Ними.  Однако  две  последних  сами постоянно нарушали общественный
порядок,  и,  в  конце концов, Ними был приговорен к сэппуку, а Сэридзава и
его   сподвижники   -   убиты.   Так  Кондо  стал  единоличным  начальником
Синсэнгуми,   а   Тосидзо  Хидзиката,  расследовавший  преступления  Ними и
Сэридзавы, - его заместителем.

> В[11]: Так что, все персонажи - исторические личности?
О: Как ни странно - да (возможно, кроме Хёдзо Тасиро и Содзабуро). Конечно,
их  реальные  прототипы  значительно отличались и внешне, и по характеру от
героев фильма - и Сиба, и Осима отнюдь не собирались воспроизводить историю
во  всех  ее  деталях.  Так, например, сохранилась фотография Хидзикаты, на
которой он гораздо больше похож на Джеки Чаня, чем на Китано. ^_^

> В[12]: Что еще не так в образе Хидзикаты, кроме внешнего вида?
О:  Тосидзо  Хидзиката  (1835-1869)  -  самая  одиозная  фигура  в  истории
Синсэнгуми.  Этот  наделенный  блестящим  умом  красавец  прославился своей
жестокостью,  за  которую  получил  прозвище  "демон Синсэнгуми". Именно он
создал   кодекс   Синсэнгуми,  предусматривающий  только  одно  наказание -
сэппуку.  Именно он карал смертью любого жителя Киото, вышедшего на улицу в
неурочный  час  без  документов.  И  именно  он  собственноручно запытал до
смерти   Сюнтаро  Фурутаку,  вырвав  у  него  с  последним  дыханием  жизни
информацию  о  месте  встречи  заговорщиков  из провинции Тёсю (в настоящее
время - префектура Ямагути).
Тем  не  менее,  Рётаро  Сиба предпочел не вдаваться в кровавые подробности
деяний  Хидзикаты,  оправдывая их исторической необходимостью и самурайской
этикой.  Современники  Хидзикаты не были с ним согласны. Так, Каситаро Ито,
военный  советник  Кондо,  пытался  с группой друзей сбежать из Синсэнгуми,
чтобы  не  быть причастным к этим зверствам, но был убит шпионом Хидзикаты,
Хадзимэ Сайто.
Аналогичная   участь  постигла  и  других  самураев,  пытавшихся  выйти  из
Синсэнгуми.

> В[13]: А что не так в облике воинов Синсэнгуми?
О:  Они носили другую форму - синие узорчатые кимоно. Форма, использованная
в  фильме,  была  создана модельером Эми Вадой, получившей Оскар за костюмы
для  фильма  Акиры  Куросавы  "Смута"  ("Ран", 1985). Эта форма основана на
нацистских   дизайнах   и   разрабатывалась   специально  для  того,  чтобы
подчеркнуть  параллель  между  Синсэнгуми  и гитлеровцами, также безуспешно
боровшимися с гомосексуализмом в своих рядах.

> В[14]: Так что, Синсэнгуми - "самурайский спецназ"?
О:  Ничего  подобного. Просто регулярная полиция не носила боевого оружия и
предназначалась  для  поимки  воров  или задержания пьяных самураев. Однако
они  были  бессильны  против  хорошо  вооруженных, трезвых и организованных
воинов-заговорщиков.  Для  борьбы с ними требовались такие же воины, отнюдь
не  самые  лучшие  в  Японии  -  но  именно  воины.  Как видно из фильма, в
Синсэнгуми  брали  всех, кто хотя бы средне владел мечом (хотя и таких было
трудно   найти).  Ничего  особо  "специального"  в  вербовке  и  подготовке
Синсэнгуми не было. Собственно, их противники были ничем не лучше.

> В[15]: Так вот они какие - "настоящие самураи"?
О:  Не совсем так. С начала XVII века Япония ни с кем не воевала и не имела
серьезных  внутренних  конфликтов. Поэтому самураи учились военному делу по
книгам, а владению оружием - в школах боевых искусств, но реальной практики
почти  не  имели. Многие из них переквалифицировались в чиновников и совсем
не  брали  в  руки  оружие.  Когда  начался конфликт 1860-х, многие молодые
самураи  почувствовали  свой  шанс  наконец-то  проверить  свои  умения  на
практике.   Но   даже   их   руководители   и   учителя  были  немногим  их
профессиональнее.  Собственно,  Синсэнгуми считается последним объединением
самураев в истории Японии, по-настоящему возродившим "древние традиции" (на
самом деле почерпнутые из художественной литературы).

> В[16]: А почему Содзабуро - сын купца, а не самурая?
О:   В  древней  Японии  самураями  считались  все  воины,  носящие  мечи и
сражающиеся  за  своего  господина.  Любой  крестьянин  или  горожанин  мог
завербоваться в армию, купить (или украсть) два меча и считаться самураем.
Сёгуны  Токугава  ввели четкую сословную систему, запретив людям переходить
из касты в касту. Сын самурая оставался самураем, сын купца - купцом. Когда
снова пришла война, древние традиции начали возрождаться. Продемонстрировав
свое  искусство,  Содзабуро  был  принят в Синсэнгуми и получил самурайское
право носить два меча. К тому же, в свое время род Кано был самурайским.
Тасиро  раньше был пехотинцем-"асигару". Асигару времен Токугава воевали не
столько  мечами,  сколько длинными (не метательными) копьями. Тем не менее,
Тасиро  - из самурайского рода, и по определению имел право на ношение двух
мечей.
Кстати  говоря,  Кондо  -  сын  богатого  фермера, усыновленный самураем, а
Хидзиката  - сын фермера, никем не усыновленный. ^_^ Это не мешало им обоим
считаться великими самураями.

> В[17]: В какой школе боевых искусств учились Хидзиката и Кондо?
О:  Хидзиката, Кондо, Содзи Окита и Гэнзабуро Иноуэ учились владеть мечом в
школе  Сиэйкан,  находившейся  недалеко  от Эдо (Токио). Их наставником был
приемный  отец  Кондо,  Сюсай  Кондо, а их техника называлась "Тэннэн рисин
рю".

> В[17]: Самураи и гомосексуализм - все так запущено?
О: Нет. Как видно из фильма, большинство японцев гомосексуалистами не были,
хотя   и  не  считали  его  страшным  преступлением.  Среди  самураев  была
аналогичная картина - большинство их были женаты и вели нормальную семейную
жизнь  (в  т.ч.  и с проститутками). В то же время в военных подразделениях
вроде  Синсэнгуми  господствовала  дедовщина, и гомосексуализм на его почве
был весьма распространен.
Некоторые  из классиков самурайской литературы действительно считали любовь
мужчины  к  мужчине  высшей  формой  любви по сравнению с любовью мужчины к
женщине,  но  это  мнение  не  было  распространено. Опять же, эти трактаты
относились  к  позднему  периоду  "пустого  философствования" XVII века, не
основанному на боевом опыте.
Любопытно,  что  стилистически  образ и поведение Содзабуро абсолютно точно
подверстывается  под  классические  образы  пассивных  гомосексуалистов  из
японских  женских  комиксов  жанра "яой". Изначально эти образы появились в
начале  1970-х  гг.  как  замещение  образов  девушек, форсирующих любовные
отношения.   Считалось,   что  изображать  таких  образом  гомосексуалистов
(особенно  -  европейцев)  более  "цензурно",  чем  девушек, которым мораль
безоговорочно предписывала скромное поведение.
Возник   ли   образ   Содзабуро  под  влиянием  "яоя",  или  же  и  Сиба, и
создательницы  "яоя" основывались на более древних японских традициях - мне
неизвестно.  Отмечу  лишь,  что  образы  мужчин,  красивых  как  женщины, -
непременная  часть  японской  культуры  еще  со  времен  первого  японского
романа "Повесть о Гэндзи" Мурасаки Сикибу.
Длинные  волосы,  которые  носит Содзабуро, считаются характерным признаком
детской и женской красоты. Самураю их носить не пристало.

> В[18]: Что такое "битва при Икэдая", о которой все время говорят?
О:  "Битва при Икэдая" (1864) - это стычка между Синсэнгуми и заговорщиками
из  провинции  Тёсю,  произошедшая  в  киотской  гостинице  Икэдая. Как уже
упоминалось  выше,  Хидзиката нечеловеческими пытками вырвал название места
встречи   преступников   из   уст  взятого  в  плен  Фурутаки.  Заговорщики
собирались,  выступив  из  Икэдая, напасть на дворец, выкрасть императора и
сделать его лидером своего движения.
Внезапное ночное нападение Синсэнгуми закончилось победой, заговорщики были
частью убиты, частью арестованы, частью рассеяны. Это сражение неоднократно
экранизировалось  в  кино,  и  всегда  подчеркивались трудности сражения на
мечах  в  замкнутом  помещении,  приводящие  к трагикомическим последствиям
вроде застревания меча в потолке или падения с неосвещенных лестниц. Именно
на эти события намекает Иноуэ, когда "учит жизни" Содзабуро.
Кроме  "Битвы  при  Икэдая",  в  1864-1865  гг.  были  и  другие  сражения,
снискавшие ополченцам Синсэнгуми славу умелых и безжалостных воинов.

> В[19]: Что такое "Гион"?
О:  Район  Киото,  в котором находились казармы Синсэнгуми. Он получил свое
название от храма Ясака, который в древние времена именовался "Гион".
Уже более 1100 лет в Гионе с 1 по 31 июля проходит "Гион мацури" - Гионский
фестиваль,  один из красивейших городских праздников в Японии. Его основной
частью считаются красочные парады-шествия.

> В[20]: Что это еще за еноты, лисы и "водяные эльфы"?
О:  Это  персонажи  популярных японских сказок и легенд. "Еноты" перевода -
это   "тануки",  енотовидные  собаки,  которых  часто  и  неверно  называют
"барсуки"  и "еноты", хотя на самом деле они относятся к собачьим. Тануки и
лисы  считаются  умеющими превращаться в людей, для чего они кладут себе на
голову  листья  и читают заклинания. Этими же листьями тануки, превращая их
на  время  в  деньги,  расплачиваются,  оставляя  людей в дураках. "Водяные
эльфы"  перевода  -  это "каппа", японские водяные мифологические существа,
визуально похожие на русских водяных.
Сказки  о  тануки, каппа, лисах и так далее - детские. Любовь к рассказам и
разговорам  о  них  совсем не пристала почтенному самураю, зато типична для
"Просветленного  учителя-монаха",  которым  пытается  себя выставить Иноуэ.
Отсюда  же  его  разговоры о религии. Не являясь умелым воином, Иноуэ хочет
выглядеть духовным наставником.

> В[21]: Капитан, подполковник...
О:   Неточности  перевода.  Синсэнгуми  возглавлялось  полковником  Кондо и
подполковником   Хидзикатой.  У  них  было  десять  подчиненных  капитанов,
командовавших   своими  подразделениями.  У  каждого  из  этих  капитанов в
подчинении находились рядовые воины.
Содзи   Окита  был  капитаном  первого  подразделения,  Гэндзабуро  Иноуэ -
шестого,  Сусуму  Ямадзаки возглавлял разведку. Хадзимэ Сайто был капитаном
третьего подразделения.
Кстати говоря, Окита действительно страдал туберкулезом, но скрывал это от
своих подчиненных. Он считается лучшим мастером меча среди Синсэнгуми.

> В[22]: Так сэппуку, харакири или обезглавливание?
О:   Ритуальное  самоубийство-"сэппуку"  ("харакири"  -  грубое  слово  для
обозначения  сэппуку) включало в себя взрезание самураем живота, после чего
помощник-"кайсяку"  должен был тут же отрубить казненному голову, чтобы тот
не  мучился.  Именно  так,  согласно  летописям, наказывали провинившихся в
Синсэнгуми.
Была  ли  казнь в начале фильма через только отрубание головы нововведением
авторов  сценария,  чтобы  подчеркнуть  безжалостность  Содзабуро,  или  же
некоторых  преступников  из Синсэнгуми казнили именно так - мне неизвестно,
хотя   первое   я  считаю  более  вероятным.  Вообще  говоря,  такая  казнь
существовала,  но  применение  ее  к собственному подчиненному (в нарушение
кодекса!) кажется мне сомнительным.

> В[23]: Почему Содзабуро перед казнью говорит "Прости"?
О:  Обычная  ритуальная  предосторожность, чтобы дух казненного не стал ему
мстить.

> В[24]: Куда ездил Кондо?
О:  В столицу провинции Тёсю, чтобы обличить преступления местных самураев,
а  заодно  и  провести  мирные  переговоры. Ведь Синсэнгуми также стояли за
политику изоляции, хотя и поддерживали сёгуна. К тому же, Тёсю была изрядно
потрепана сражениями с европейскими войсками.
Этот  момент  хуже  всего  передан  в  переводе,  но  для  сюжета фильма он
практически не важен и представляет интерес только для японских школьников,
пытающихся учить уроки в кино. ^_^

> В[25]: Какой кинжал потерял Тасиро?
О: Кинжал-"кодзука", носившийся самураями в ножнах боевого меча. Чаще всего
он  использовался  как  бытовой  походный  нож, но применялся и как оружие.
Именно  кодзукой  Содзабуро  угрожает  перерезать  горло  Тасиро, когда тот
залезает к нему в постель.

> В[26]: Что "забыл" Окита в конце фильма?
О:  Убить  Содзабуро.  Это  не домысел, эта версия подтверждена официальным
японским   сайтом   "Табу"  (http://www.shochiku.co.jp/gohatto/).  Впрочем,
никакой особенной загадки здесь и нет - все вполне ясно из фильма.

> В[27]: Почему Хидзиката в конце крикнул "Оборотень!"?
О:  Неверный  перевод.  Слово  "бакэмоно",  хотя  и  значит  "оборотень", в
современном  японском  используется  в общем смысле - "чудовище". Хидзиката
имел  в  виду,  что  под  прекрасным  обликом Содзабуро кроется чудовищная,
ужасная внутренняя сущность.

> В[28]: Чем закончилась гражданская война?
О:  Поражением  сёгуна  и  приближенных  к  нему сил. Однако, вступивший на
престол  молодой  император  Муцухито (Мэйдзи) вместо того, чтобы проводить
политику изоляции, начал проводить политику тотальной модернизации и сделал
Японию мировой державой.
Синсэнгуми  было  разгромлено  в 1867 году. Большая часть его воинов пали в
бою,  а  полковник  Кондо был казнен. Окита умер в туберкулезном госпитале.
Хидзиката  продолжал  сражаться  против  императора  и  после  казни  Кондо
(нарушив  кодекс  Синсэнгуми).  Он  был  убит  в  1869  году  на Хоккайдо -
последнем  оплоте  оппозиции.  Хидзиката пал не от меча, а от огнестрельной
раны   -  ключом  к  победе  проимперской  фракции  явились  американские и
европейские ружья.
Хидзиката  и  Кондо  похоронены со всеми военными почестями на мемориальном
кладбище в Токио.

Copyright Борис Иванов aka Инес Фресанж (ines@anime.ru), 2000

Вернуться в раздел "Мультипликация Anime" - Обсудить эту статью на Форуме
Главная - Поиск по сайту - О проекте - Форум - Обратная связь

© faqs.org.ru