|
|
FAQ по выбору видеокамер(новая редакция) декабрь
Версия 2.19 от 10 декабря 2002 г.
Данная статья предназначена тем кто, хочет купить свою первую видеокамеру,
для любительской видеосъемки. Те, кто занимается этим профессионально ничего
полезного в этой статье не найдут. Автор решил написать эту статью после того,
как сам купил свою первую камеру. Часть информации взята из глобальной СЕТИ
Интернет на халяву! :-) Список сайтов в конце.
Итак, Вы решили купить видеокамеру(camcorder), вещь надо заметить не дешевую и
перед Вами стоит вопрос - "Какую камеру купить, чтобы не переплатить и чтобы
качество съемки было приемлемым?". В данной статье рассмотрены вопросы,
актуальные при покупки ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ видеокамеры. В понимании автора к таким
камерам относятся все камеры ниже 1500$ (все цены реальны на октябрь 2002 г.)
[Теория]
Итак, начнем как обычно с теории.
Для начала нужно указать, что камеры по способу записи на ленту делятся на
цифровые и аналоговые.
К цифровым любительским форматам относятся Digital8, MiniDV, MicroMV.
Аналоговые камеры представлены форматами VHS-C, Video8, SVHS-C, Hi8.
Те, кто хочет подробнее почитать о наиболее популярных форматах "идите" на:
* http://www.videozona.net/camera/format.htm
Цифровая видеокамера отличается от аналоговой, строго говоря, только способом
записи на ленту и возможностью легко сбросить отснятое видео на компьютер. Так
же стоит обратить внимание на компактность цифровых видеокамер и стереозвук
который по качеству не уступает CD. Более того, нужно отметить что большая
часть выпускаемых сейчас видеокамер - цифровые. Доля аналоговых камер
неуклонно
снижается.
Хочется сразу сказать, что речь пойдет ТОЛЬКО о цифровых видеокамерах. Автор
не видит смысла рассматривать морально устаревшие аналоговые камеры.
В 1995 году консорциум из основных компаний производителей видеотехники
представил новый формат - Digital Video(DV). На основе DV были разработаны
форматы MiniDV и Digital8 и некоторые другие.
Формат DV произвел настоящую революцию в мире видео. Теперь профессиональное
качество стало доступно всем кто не имел возможности платить за дорогостоящее
оборудование форматов Betacam.
Итак, рассмотрим три формата, на основе которых производители изготовляют
видеокамеры.
[Формат Digital8] разработан фирмой SONY в качестве промежуточного формата
для
перехода от аналоговых к цифровым видеокамерам. От формата MiniDV, по сути, ни
чем, кроме размера кассеты, не отличается. Камеры формата Digital8
производятся
фирмами SONY и Hitachi(в России видеокамеры Hitachi, похоже, не представлены).
Камеру данного формата имеет смысл покупать только в том, случае если у Вас
есть много старых кассет Hi8, которые Вам жалко выкинуть. Так же надо
заметить,
что по своим габаритам и весу камера Digital8 будет более большой, чем камера
формата MiniDV или MicroMV.
[Формат MiniDV] изначально разрабатывался под DV. Все камеры формата MiniDV,
как правило, более компактные в своих размерах, чем камеры Digital8 и
имеют более качественную оптику. В настоящее время формат MiniDV является
самым распространенным среди любительских видеокамер и поддерживается более
60 производителями.
Снимая камерой формата MiniDV, можно получить наилучшее качество изображения и
звука, доступное любителям, мало уступающее профессиональному формату Betacam
SP.
[Формат MicroMV] разработан фирмой Sony, использует стандарт сжатия MPEG2.
Камеры формата MicroMV очень малы. Снимать такими камерами очень неудобно,
поскольку рука практически не чувствует камеры. Самый существенный недостаток
камер MicroMV заключается в нестандартном формате записи. Записанное на такой
видеокамере видео понимает только специальная программа от Sony и для
видеомонтажа на компьютере приходится конвертировать отснятый материал.
Кассеты MicroMV стоят в два раза дороже других кассет для цифровых камер и
найти в продаже их очень непросто.
Кроме SONY, камеры такого формата, похоже, пока ни кто не производит.
В заключение краткого обзора форматов следует обратить внимание на своего
рода "священную войну" между владельцами камер Digital8 и MiniDV.
Автор данной статьи склоняется к мысли, что камеры формата MiniDV более
правильные.
Разница между камерами Digatl8 и MiniDV составляет в среднем 50$ и продолжает
снижаются в пользу последних. Кассеты MiniDV уже практически стоят столько же,
сколько стоят кассеты Digital8.
Не верьте ни каким доводам и мнимым статистикам, приводимым владельцами камер
Digital8 о том, что камеры Digital8 имеют преимущество (речь, конечно, идет о
камерах производимых фирмой SONY). Камеры формата Digital8 были актуальны 3
года назад, но не сейчас!!!
В пользу камер Digital8 можно отнести возможность использования практически
любых кассеты Hi8. Вероятность выпадения кадров будет очень меленькая. В то же
время не про все кассеты MiniDV(особенно дешевые) можно сказать, то же самое.
[Фирмы]
На какие фирмы производители нужно обращать внимание при покупке
видеокамеры?
На российском рынке имеет смысл обратить внимание на следующие фирмы:
SONY - http://www.sony.ru
Panasonic - http://www.panasonic.ru
Canon - http://www.canondv.com
Видеокамеры других фирм, наверное, нет смысла покупать, если Вы в точности не
знаете, что именно Вам нужно.
Попытаюсь кратко обрисовать ситуацию на рынке на момент написания статьи.
К сожалению, у всех производителей наблюдается плохая тенденция к тому, что
у более старых модели качество съемки оказывается лучше по сравнению с новыми
моделями : -(
[Камеры SONY]
Представлены форматами Digital8(4-е поколение) и MiniDV.
Единственное преимущество, которое автор видел у камер SONY Digital8 это
наличие 25x кратного оптического трансфокатора у моделей DCR-TRV 240E/340E.
Однако по отзывам самих продавцов и людей на форуме сайта
http://forum.ixbt.com,
стало ясно, что снимают эти камеры не совсем хорошо. SONY DCR-TRV 740E имея
размер ПЗС 1/4 и функцию цифрового шумоподавления Advanced HAD - снимала
гораздо лучше, судя по отзывам. Однако она стоила на 50$ дороже DCR-TRV 16E,
младшей модели нового ряда камер MiniDV и имела оптических zoom уже 15x.
Еще минус камерам Digital8 SONY - жалобы на шум от головок, т.е на ленту
кроме основного звука еще записывается небольшое жужание.
Считается, что у видеокамер SONY не совсем правильная цветопередача. Как
правило, передаваемые цвета получаются более насыщенными, нежели на самом
деле,
похоже инженеры этой компании при разработки любительских видеокамер
руководствуются принципом "Вы нажимаете кнопку, а все остальное делаем мы".
Все выпускаемые на данный момент камеры MiniDV имеют оптику Carl Zeiss наличие
которой, по отзывам весьма благоприятно влияет на качество съемки, а также
функцию шумоподавления - Advanced HAD.
Регулировка баланса белого у камер SONY формата MiniDV обычно представлена
четырьмя позициями(Auto,Hold,InDoor,OutDoor). Есть ручная регулировка
экспозиции и фокуса.
[Камеры Panasonic]
Камеры данной фирмы ни чуть не хуже аналогичных камер фирмы SONY. Но они так
же
имеют свои плюсы и минусы.
Камера DS30EN, сменившая DS28EN, уступает первой в качестве съемки. Есть
сообщения, что у DS28/30EN при монтаже прослеживается неприятный глюк в виде
щелчков во время записи звука. Проблема, похоже, в несовместимости какого то
железа - какого, пока не выяснено.
Panasonic MX8EN - по результатом тестирования на spline.ru и отзывам
являлась одной из самых качественных miniDV камер стоимостью до $1500.
Матрица - 1/3.8", оптический стабилизатор изображения, объектив Leica
Dicomar,
оригинальный дизайн - делают эту камеру действительно достойным выбором, если
Вам необходимо достаточно высокое качество за разумную цену.
Но если найти DS28EN оставалась хоть какая надежда, то достать MX8EN по
нормальной в России, похоже, уже не представляется возможным.
Недавно появившаяся модель NV-GX7, судя по тестам на www.spline.ru снимает
лучше чем DS30EN, но явно не стоит того, чтобы отдавать за нее ~1000$.
На вновь появившейся NV-MX500 размер матрицы(вернее трех матриц) уже 1/6. Ни
чего положительного о ней пока не слышно.
На камеры Panasonic дороже 1000$ ставится оптика Leica Dicomar.
На сайте http://www.spline.ru любят камеры Panasonic, поэтому имеет смысл
идти туда, чтобы увидеть результаты тестирование той или иной модели.
[Камеры Canon]
К сожалению, информации по камерам Canon представлено довольно мало в
российском
секторе Интернета. Доля продажи этих камер в России на момент написания статьи
так же очень мала. Хотя, похоже, есть очень не плохие модели. Canon довольно
известная фирма, производящая фотокамеры. У нее своя оптика. Есть очень
приличные модели среди зеркальных и цифровых фотокамер. Автор рассматривал
Canon в качестве возможно варианта, но в силу своего незнания и отсутствия
каких либо отзывов на форумах, а так же людей, которые бы могли рассказать,
что либо про эти камеры решил - не "рисковать".
Больше всего информации по этим камерах на сайте http://www.spline.ru, где
камеры Canon любят не меньше, чем камеры Panasonic. Так что если Вы решили
рассматривать камеры этой фирмы - Вам туда.
[Характеристики]
Одним из самых важных параметров является - качество съемки.
К сожалению, этот параметр очень трудно определить не снимая. Общие
рекомендации при выборе той или иной камеры - снимать сразу при покупке
камеры.
Если при плохом освещении камера будет снимать достаточно хорошо, то при
естественном освещении она будет снимать не хуже.
Нет однозначного ответа на вопрос "А подойдет ли мне вон та камера?". Поэтому
давайте постараемся подойти к этому вопросу объективно и рассмотрим основные
(по
мнению автора) возможности видеокамер. Повторяюсь речь идет о цифровых
камерах,
которые имелись в продаже не момент написания статьи.
[Размер ПЗС(CCD) матрицы] ПЗС - это элемент, преобразующий во время съемки
световые импульсы в электрические.
В камерах до 1500$ обычно ставят одну ПЗС. В более дорогие камеры ставят 3 ПЗС
- полупрофессиональные видеокамеры.
Для любительской съемки одной ПЗС матрицы обычно достаточно. Чем больше размер
матрицы, тем больше площадь пикселя и тем выше чувствительность. Размер такой
матрицы должен быть не менее 1/4 дюйма. Следует, однако, упомянуть о тестах
видеокамер на http://www.spline.ru, где выяснилось, что в новых камерах Canon
с ПЗС 1/6 дюйма - качество съемки практически не ухудшилось. Поэтому если Вы
решите приобрести видеокамеру фирмы Canon, то результаты этих тестов следует
принять к сведению.
[Размеры и вес камеры] Надо учитывать, что камера весом более 1 кг., неудобны
при использовании в походах, экскурсия, горах. Считается что вес ~600-800 г.
наиболее предпочтителен для любительской видеокамеры.
[Сопряжение видеокамеры с компьютером и др. видеотехникой] Камера обязательно
должна иметь DV вход/выход, AV вход/выход, если Вы планируете заниматься
монтажом на компьютере. Хотя если Вам будет достаточно того, чтобы весь
отснятый материал после просто записать на Ваш домашний видеомагнитофон, то
будет достаточно того, что на камере присутствует AV выход.
[Ручные режимы съемки] Нужны в случае если Вы планируете в дальнейшем снимать,
используя ручные настройки. Из особо полезных: ручной баланс белого, ручная
регулировка фокуса, экспозиции.
[Интеллектуальная площадка для подключения внешних устройств] Необходима для
подключения внешних устройств (доп. освещения, внешнего микрофона, принтера).
Убедитесь в том, что для видеокамер данной фирмы имеются аксессуары в
достаточном количестве и по приемлемой цене.
Остальные параметры по личному мнению автора не заслуживают рассмотрения ибо
они, так или иначе, присутствуют у всех производителей видеокамер.
Однако любознательный читатель может спросить - "а как же такие показатели
как оптическое и цифровое увеличение(zoom), тип стабилизатора, а так же
количество пикселей у ПЗС (CCD)?". Что касается оптического увеличения, то
наблюдается тенденция к тому, что практически все выпускаемые в настоящее
время камеры имеют оптическое увеличение (трансфокатор) не более 12 кратного.
Что же касается цифрового увеличения надо заметить, что при выборе камеры
этот параметр не должен играть какой-либо роли.
Про остальные перечисленные параметры в данной статье будет рассказано, так
или иначе.
Наличие множества дополнительных функций, не имеющих к качеству съемки ни
какого отношения, часто сбивает покупателя с толку и он начинает искать
подобные функции у разных производителей, совершенно забывая о главном -
качестве съемки. Производители, в свою очередь неоправданно завышают цену на
видеокамеру из-за каждого, порою ненужного большинству людей, нововведения.
К ненужным функциям, по мнению автора относятся:
[Титры] В большинстве случаев наложение титров происходит во время монтажа, но
не как во время съемки. К тому же на большинстве камер их нельзя набирать на
русском.
[Спецэффекты] Нужные спецэффекты накладываются при компьютерном монтаже, где
их гораздо больше чем в камере.
[Карты памяти] Нужна для монтажа "в камере", а так же для хранения
фотоснимков.
Как уже было сказано выше - для монтажа есть компьютер. Что же касается
фотоснимков, то хочется отметить тот факт, что качественные фотоснимки (для
печати хотя бы как 10x15) получаются в том случае если разрешение ПЗС (не
путайте с размером) составляет 3.000.000 и более пикселей. Разрешение у ПЗС
практически всех камер до 1500$ не превышает 1.500.000 пикселей. Достаточным
является наличие 415.000 эффективных пикселей - ровно столько, сколько
необходимо стандарту PAL для нормальной фиксации изображения.
Если разрешение матрицы более 1.000.000(мега пиксельные видеокамеры) то это
говорит о том, что у нее электронный стабилизатор изображения (камеры с
оптическим стабилизатором стоят более чем 1200$).
Если опять же вернутся к фотоснимкам, то стоит обратить внимание на тот факт,
что снимки нормального качества для вэб-страниц можно получить используя фото-
режим, который присутствует практически в любой камере. Фотоснимки в этом
случае пишутся на кассету.
[Internet Movie (запись в формате MPEG4)] Совершенно очевидно, что перегнать
отснятый материал в MPEG-4 можно на компьютере, причем более качественно,
нежели это делает сама камера.
[Общие замечания]
Хочется в конце заметить, что возможно есть приличные модели и у других
производителей, однако, автор советует покупать эти камеры, только если Вам их
предложит очень хороший знакомый, который имел счастье держать в руках не
одну,
а лучше пять или более камер от различный производителей.
Так же надо учитывать, что продавцам в магазине надо продать товар, а
пользоваться камерой придется Вам.
Традиционно все отмечают, что цифровые видеокамеры плохо снимают (шумят) при
слабом освещении.
Производители для улучшения качества съемки при слабом освещении, снабжают
камеры различными вспомогательными функциями.
Однако как говорят профессионалы - никакие функции не заменят хороший источник
света.
Это относится ко всем производителям любительских цифровых видеокамер.
Даже камеры форматов Betacam требуют освещения (Вы, наверное, заметили, что
телевизионщики при съемках в наших квартирах так же использую дополнительное
освещение). Отсюда вывод - если Вы планируете много снимать в помещении может
имеет смысл купить камеру без особых наворотов, а на сэкономленные деньги
приобрести дополнительный свет?
С недавнего времени многие модели камер имеют USB. Из собственного опыта
хочется отметить, что наличие на камере шины USB без карты памяти, не имеет
ни какого практического значения, т.к. разрешения кадра более чем 320x240
через USB в этом случае не получишь.
ВНИМАНИЕ! На видеокамерах предназначенных для продажи в Европе нет DV/AV
входов (либо они заблокированы на программном уровне, в этом случае их можно
попытаться разблокировать), т.е. на саму камеру ничего записать нельзя.
Связано это с тем, что в Европе высокие пошлины на ввоз видеомагнитофонов, а
поскольку видеокамеры представляют собой высококачественный видеомагнитофон,
то под пошлину они так же попадают.
Купив камеру, предназначенную для Европы Вы будете лишены возможности записи
смонтированного материала на камеру и так называемой функции "сквозного
монтажа", а так же гарантийного обслуживания в сервис-центрах.
Поэтому сразу уточняйте этот вопрос у продавца.
Более или менее правильные цены на видеокамеры можно узнать на:
* http://www.camcorder.ru
[Что необходимо докупить к Вашей камере?]
Прежде всего, нужно приобрести самый простой ультрафиолетовый фильтр.
Основное его назначение - защитить от царапин объектив камеры, пусть лучше
поцарапается фильтр за 5$ чем оптика Leica Dicomar.
Так же необходим дополнительный аккумулятор. Как правило, в комплекте идет
самый слабый аккумулятор, которого едва хватает на час работы.
Не помешала бы и сумка для переноски камеры. Основная ее функция это защита
видеокамеры от сильного дождя и снега, а так же по возможности от различного
рода ударов. Габариты сумки должны быть достаточны для размещения в ней не
только видеокамеры, но и запасных аккумуляторов и нескольких кассет.
В идеале сумка должна еще вмешать и зарядное устройство. Материал ножек должен
предотвращать скольжение сумки.
Надо понимать, что хорошая и продуманная сумка, может быть произведена только
специализирующейся на подобной продукции фирмой.
Заслуженным уважением пользуются сумки производимые фирмой LowePro. Так же
можно рассматривать сумки фирм Unomat и PORTCase.
В пределах 20-30$ можно подобрать приличную сумку.
[Несколько слов о видеомонтаже]
Видеомонтаж - это редактирование уже отснятого материала, а именно удаление
ненужных участков сюжета, состыковка отдельных фрагментов видеоматериала,
создание переходов между ними, добавление спецэффектов и поясняющих титров
Как уже было сказано выше, одним из достоинств цифровых форматов является то,
что отснятый материал можно монтировать на домашнем компьютере, без потери
качества(что нельзя сказать об аналоговых видеокамерах) с последующей записью
обратно в камеру или на видеомагнитофон.
Рассмотрим какие характеристики должны быть у Вашего компьютера для того,
чтобы можно было выполнять монтаж без особых тормозов.
Во первых необходимо купить контроллер IEEE-1394, через который Ваша камера
будет соединятся(DV-выход) с компьютером. На момент написания статьи
нормальную
карту(NoName) IEEE-1394 можно было купить менее чем за 20$.
Бывают и более дорогие карточки с готовым решением софта, но оно Вам надо?
Винчестер нужно рассчитывать из расчета - час записи ~ 13Mb. Желательно чтобы
он "держал" 7200 rpm и был вторым.
Памяти должно быть не менее 128Мб.
Процессор, желательно не менее P-II/450, а лучше Р-III/800. Celeron 600 и выше
так же годится.
Видеокарта любая брэндовая, чтобы 2D хорошо держала.
Звук так же желательно брэндовый, чтобы имел приемлемое соотношение
сигнал/шум.
Рекомендованная OS - Win2000, раздел под монтаж должен быть NTFS.
Правильным софтом для монтажа считают пакет Ulead MediaStudioPro или Adobe
Premiere для поклонников Adobe. Существуют так же и другие весьма неплохие
пакеты ПО.
При написании статьи были использованы материалы с сайтов:
* http://www.videozona.net
* http:/forum.ixbt.com раздел - "Видеозахват"
Отзывы владельцев камер можно найти в форумах выше указанных сайтов.
Ваши вопросы и пожелания можете писать на ser@voronezh.net. :-)
© faqs.org.ru