faqs.org.ru

 Главная > Компьютеры и комплектующие > Не-PC платформы >

RU.AMIGA official FAQ

Секция 1 из 5 - Предыдущая - Следующая
Все секции - 1 - 2 - 3 - 4 - 5

===========================================================================

                 RU.AMIGA official FAQ 1.52 от 21.12.2001

            Ответы на часто задаваемые вопросы в эхе RU.AMIGA

Вопросы, дополнения, комментарии: cyberstorm(at)mtu-net.ru, 2:5020/118.112

=== Для начинающих: HARDWARE ==============================================

 Q.  Какие бывают модели Амиги, какую лучше покупать?
 A.  Есть несколько вариантов:

   - купить что-нибудь из существующего: подержанную A1200 или A4000.
     Цены менее $100 за A1200.

   - подождать новых машин.  Ситуация с новыми машинами примерно такая:

     1) Pegasos - оригинальная материнская плата ATX формата, ориентирована
        только на PPC (CPU модули вплоть до сдвоенного G4).  Аппаратной
        совместимости с существующими Амигами нет.  Ориентрована на
        использование новых операционок - MorphOS (бинарно совместимая с
        AmigaOS и PowerUP), AmigaDE (разрабатываемая AmigaInc), также будет
        версия Linux.  Плата уже неоднократно демонстрировалась, в том
        числе под управлением MorphOS.  Срок выхода - 1Q 2002. Разработчик
        - немецкая фирма bPlan, являющаяся "наследником" Phase5.

     2) американской фирмой Merlancia заявлены компьютеры на материнках
        Pegasos.  Обещаются даже клавиатуры с "родной" раскладкой клавиш.
        Также Merlancia купила права на дизайны Walker и Amiga MCC.

     3) немцами заявлен карманный компьютер (handheld, PDA), работающий
        под AmigaDE.  Японской фирмой Sharp уже показан PDA Zaurus, на
        котором выполнялись AmigaDE приложения.

     Подробнее про AmigaDE читайте в разделе "операционные системы".

 Q.  А где можно купить Амигу в Москве?
 A.  Есть две фирмы - AmigaLine (095 198-9469) и Кондор (095 300-1551).

 Q.  Каковы характеристики A1200?
 A.  AMIGA 1200 имеет в своём составе:

    1) Процессор Motorola 68EC020 14MHz с возможностью подмены на любой
       другой при установке акселератора (процессорной карты).
    2) 512kb Kickstart-ROM, содержащий ядро операционной системы
    3) 2MB Chip-памяти
    4) AGA-чипсет, имеющий следующие возможности:
       a) графика от 1 до 8 бит на точку,
       б) режим HAM8 (16 миллионов цветов с аппаратной декомпрессией),
       в) аппаратные спрайты до 16 цветов с прозрачным цветом и
          разрешением, не зависящим от разрешения экрана,
       г) аппаратная реализация блочных пересылок, векторной графики и
          заливки полигонов,
       д) наложение и независимый скроллинг двух экранов - dual playfield,
       е) RISC-процессор (коппер), следящий за перемещением луча по экрану
          и позволяющий менять режимы графики "на лету",
       ж) произвольное управление частотами развёртки,
       з) возможность синхронизации от внешнего видеосигнала,
       и) 14-битный стереозвук.
    5) Двунаправленный параллельный порт (Centronics)
    6) Видео-выход RGB (цифровой TTL 4 бит и аналоговый)
    7) Низкочастотный PAL (NTSC) видеовыход
    8) Высокочастотный PAL (NTSC) выход (для антенного входа телевизора)
    9) Скоростной последовательный порт RS-232C (скорости до мегабита)
   10) Стерео аудио-выход, автоматически переключающийся в моно при
       подключении только к одному каналу.
   11) Интерфейс для подключения внешнего дисковода (до трёх устройств)
   12) Два разъёма джойстик/мышь (универсальные)
       Джойстик типа применяемых для Atari/Sega, мышь - bus mouse
   13) IDE ATA/ATAPI интерфейс (для 2.5" и 3.5" накопителей)
   14) PC-CARD (PCMCIA) интерфейс (для Ethernet-карт, модемов и памяти)
   15) Компьютер конструктивно объединён с клавиатурой (полумеханика)
   16) Дисковод 3.5" 880kb (при желании заменяется на 1.76MB)
   17) Интерфейс процессорной шины (Trapdoor-слот) для подключения
       акселераторов на процессорах 68030/040/060/PowerPC, fast-памяти,
       часов реального времени и Fast SCSI-2 контроллера.

 Q.  Каковы характеристики A4000T?
 A.  AMIGA 4000T имеет в своём составе:

    1) Процессор Motorola 68040 25MHz на отдельной карте.
    2) Контроллер fast-памяти - до 16Mb (4 SIMM слота, до 4Mb каждый)
    3) Fast SCSI-2 контроллер
    4) Дисковод 3.5" 1.76MB
    5) 7 слотов Zorro-3 - 32-битной асинхронной автоконфигурируемой шины

    Всё   остальное  аналогично  приведённому  для  A1200,  за  исключением
отсутствия  PAL  (NTSC)  кодера  и  видеомодулятора.  Вместо Trapdoor-слота
установлен  CPU-slot,  в  который  установлена  плата с процессором.  AMIGA
4000T/060 вместо платы с 68040/25 снабжена 68060/50.

 Q.  Чем отличается A4000 от A4000T?
 A.  A4000 выполнена в Desktop корпусе, и имеет только 4 Zorro-III слота.
Также на ней отсутствует SCSI, а некоторые модели снабжались картой с 68030
на 25MHz.

 Q.  Какие выпускались модели, кроме перечисленных?
 A.  Исторически было 2 линии, hi-end и low-end.  Представителями первых, к
которым относится и A4000, являются A1000, A2000 и A3000.  Представители же
вторых - A500, A600, CDTV, CD32 и нынешняя A1200. A1000, исторически первая
Амига, была выпущена в 85 году. A2000 отличалась от неё просторным корпусом
и шиной Zorro2.  Далее была выпущена A500 - удешевлённый вариант, выполнена
в клавиатуре. Следом вышла A3000 - первая модель с чипсетом ECS и шиной Z3,
также оснащённая SCSI.  Вместе с ней пошла ECS-модификация A500 - A500Plus.
На смену A500 пришли A600 (IDE, PCMCIA, и более компактна), и CDTV - первая
штатно оснащённая CD-ROM Амига, и имеющая похожий на видеомагнитофон дизайн
корпуса и пульт дистанционного управления. Затем был разработан AGA, и были
выпущены CD32, A4000 и A1200.

 Q.  Что представляет собой шина Zorro-2?
 A.  Zorro-2 - 16-битная синхронная автоконфигурируемая шина.  Обеспечивает
максимальную скорость пересылки порядка 3.5Mb/s и работает на фиксированной
частоте.  Конструктивно выполнена в виде длинного слота - с шагом контактов
в 2.5mm, и расположенного таким образом, что Амиги начиная с A2000 имеют на
одной линии слоты ISA и Zorro.  При установке бриджа (Zorro-ISA) появляется
возможность использовать карты обоих типов.  Адресное простнанство Zorro-2,
так же как и ISA, составляет 16 мегабайт.

 Q.  Что представляет собой шина Zorro-3?
 A.  Zorro-3 - 32-битная асинхронная шина. У неё нет фиксированной частоты,
за счёт чего скорость работы с картой зависит только от конкретной карты, и
реализации материнской платы.  К примеру - A4000 тактирует шину частотой 25
мегагерц, а акселератор Brainstormer (проект фирмы Escena), устанавливаемый
в Zorro, может обеспечить бОльшие частоты.

 Q.  Насколько они совместимы, не бывает ли конфликтов между устройствами?
 A.  И та и другая шина обеспечивает автоконфигурацию - устройства не имеют
джамперов выбора адресов на шине, и не конфликтуют между собой. Разъёмы шин
идентичны, что позволяет делать совместимость в обе стороны - что позволяет
делать карты типа CV64/3D, автоматически распознающие тип шины и работающие
в зависимости от обстоятельств как на старых, так и на более новых Амигах.

 Q.  Что представляет собой шина Zorro-4?
 A.  Это некий компромиссный вариант - разработанный для реализации слотов
на A1200.  Шина имеет 24-битную адресацию, как Zorro-2, и 32-битные данные,
как Zorro-3.  Скорость соответствует скорости trapdoor-слота, через который
и подключается Z4 backplane.

 Q.  Что такое GENLOCK?
 A.  Это плата или отдельное внешнее устройство,  позволяющее "накладывать"
изображение   от   компьютера  на  видеосигнал.   С  его  помощью  делается
простейший  видеомонтаж:   наложение  титров  на  видео,  врезка  созданных
компьютером  изображений в фильм...  Общий принцип работы таков:  на экране
рисуется картинка, один из цветов на которой является "прозрачным", то есть
вместо точек этого цвета будет видно видеосигнал.

 Q.  Что такое AGA-чипсет?
 A.  Исторически  AMIGA  была разработана не как набор  для самостоятельной
сборки, а как одноплатный практически полностью завершённый компьютер.  Всё
самое  необходимое - видео, аудио, контроллеры клавиатуры, дисковода, порты
-  было интегрировано в chipset (набор микросхем), который является сердцем
любой  Амиги.   А  уже в виде плат поставляется то, что как правило вряд ли
понадобится  большинству пользователей:  платы видеоввода, сетевые адаптеры
и  т.п.   Самым  первым на Амиге применялся чипсет OCS (Original ChipSet) -
уже  в 1984 году на самой первой Амиге он сделал доступным 14bit стереозвук
и  4096 цветов одновременно на экране с аппаратной компрессией (режим HAM).
В  следующем варианте ECS (Enhanced) - добавилась возможность произвольного
управления  частотами  развёртки  (не только телевизионная частота) и новые
разрешения.   И  наконец,  современный  чипсет (на самом деле он достаточно
старый,  выпущен в 1992 году) - AGA (Advanced Graphics Architecture), ранее
называемый AA, полностью снял все ограничения по цветности - теперь во всех
режимах  доступно  до 16777216 цветов.  Вся эта линия сохраняла программную
совместимость:  программы,  которые  корректно написаны под старые чипсеты,
полностью работоспособны на новых. Новый чипсет BoXeR, в свою очередь, тоже
совместим с AGA.

 Q.  Что представляет собой режим HAM?
 A.  Режим  HAM  (Hold  and  Modify)  -  это графический режим с аппаратной
компрессией.  В AGA-шном режиме HAM8 при восьми физических битах на точку в
видеопамяти  получается 18 экранных бит, то есть 262144 цвета одновременно.
Эта   компрессия   -  так  называемая  компрессия  с  потерями,  аналогично
графическому  формату JPEG, в режиме HAM цвет точки зависит от цвета точек,
стоящих  слева  от  неё.   Использование  этого режима снижает требования к
памяти  для хранения графики и требования к скорости HDD для проигрывания с
него полноцветной анимации - для VHS качества хватает обычного IDE.
     Недостаток режима HAM - его непригодность для графики векторного типа.
Изображения же типа фотографий и видео в HAM воспроизводятся великолепно.

 Q.  Что такое "коппер"?
 A.  Это  RISC-процессор  в  составе  чипсета.   Как и  подобает настоящему
RISC-процессору,  он имеет всего три операции, и выполняет свою программу -
copperlist.  Задачей коппера является слежение за положением луча на экране
и  выполнение определённых операций, когда луч находится в заданных точках.
Благодаря  копперу  разные  участки экрана могут иметь разные видеорежимы и
находится  в  разных  местах  видеопамяти.  Возможность "сдвигать" экраны в
AmigaOS  -  это  тоже  заслуга  коппера.  Впрочем, как и множество красивых
эффектов в демах и игрушках.

 Q.  Что такое "блиттер"?
 A.  Это другая составляющая чипсета.   Блиттер предназначен для переброски
и  наложения  графики,  рисования  векторов  и  закрашивания плоскостей без
участия  центрального процессора.  Благодаря этому во время работы блиттера
процессор может заниматься "своими делами". Все современные видеокарты тоже
имеют блиттер, но коппера на них нет.

 Q.  А чего ради на Амиге существуют видеокарты, если есть чипсет?
 A.  Прогресс на месте не стоит, графические возможности чипсетов, особенно
старых  типа  OCS, со временем перестают отвечать современным потребностям.
Замена  чипсета  фактически выльется в замену всего компьютера.  Видеокарты
созданы для улучшения графических возможностей существующего парка машин.
     Кроме того, использование видеокарт даёт ряд новых возможностей типа:
   - подключение нескольких мониторов с независимыми изображениями
   - запись видео с чипсета во время работы на экране видеокарты
     Количество  видеокарт,  одновременно  подключаемых к Амиге, ограничено
только конструктивными особенностями данной модели: нагрузочная способность
шины, количество слотов и прочее. Операционная система Амиги не накладывает
никаких  ограничений.   С точки зрения пользователя, при наличии нескольких
видеокарт вновь открываемый экран можно открыть на любом из мониторов.

 Q.  Что такое chip и fast память?
 A.  Chip-память  - память,  доступная чипсету, и установленная на основной
плате  Амиги.  Изображение и звук располагаются именно в ней, кроме того, в
ней  располагается copperlist, к ней имеют доступ блиттер и DMA контроллера
дисковода.   В  базовом  варианте  A1200  установлена только chip память, и
программы  тоже  выполняются  в  chip-памяти.   Объём chip памяти ограничен
двумя мегабайтами.
     Fast  память - это память, доступная только процессору.  За счёт этого
она  работает  значительно быстрее:  установка fast-памяти на "голую" A1200
увеличивает быстродействие примерно в 2.5 раза.  Когда какая-либо программа
выделяет  себе  участок  памяти для кода и данных, система в первую очередь
выделяет ей участки fast-памяти, и только при её нехватке начинает выделять
chip.   Если  же  требуется  работа с чипсетом, тогда система предоставляет
программе именно chip память.  Использование fast памяти "разгружает" chip,
и двух мегабайт хватает практически для любой цели.
     На BoXeR больше нет деления на chip и fast: вся память является chip.
За счёт нового дизайна шины это не приводит к замедлению работы.

 Q.  Какой объём fast-памяти лучше ставить?
 A.  В зависимости от Ваших потребностей.  4-8 мегабайт - в любом случае.
     16 мегабайт и более - если хотите комфортно работать в Internet.
     32 и более - если хотите эффективной работы софта для Apple Macintosh.
     Требования графических пакетов не отличаются от того же Макинтоша.

     Требования к памяти заметно увеличиваются при использовании видеокарт.

 Q.  А причём тут софт от Макинтоша?
 A.  Поскольку  на  Амиге и Маке одинаковые процессоры,  то Амига с помощью
программ  A-Max, Basilisk-II, ShapeShifter, Emplant Lite и Fusion позволяет
исполнять  софт  от  Макинтоша  непосредственно,  без  программной эмуляции
центрального   процессора.   Однако  программные  эмуляторы  не  позволяют,
например,  включить  Амигу  в  сеть  AppleTalk, или подключать периферию от
Макинтоша.   Для этого существует карта Emplant и программное обеспечение к
ней  -  Emplant  Pro,  реализующее полностью аппаратную эмуляцию Макинтоша.
Также эта карта поддерживается в Fusion.
     Поскольку  Макинтош  в  отношении  памяти - машина весьма прожорливая,
памяти  нужно  ставить  даже  больше,  чем нужно на реальном Маке - ведь во
время  работы эмулятора Вам наверняка захочется использовать и обычный софт
для Амиги - эмулятор работает как отдельная задача под AmigaOS.
     При наличии PPC возможна эмуляция PowerMac (iFusion).

 Q.  Что такое Kickstart?
 A.  Системное ПЗУ, содержащее ядро ОС объёмом полмегабайта для версий 2.0x
и выше, и четверть мегабайта для 1.x.  Объём ПЗУ на BoXeR составляет 2MB.

 Q.  Что такое MMU?
 A.  MMU  - Memory Management Unit -  составляющая процессора или отдельный
чип, занимающийся страничной памятью.  Благодаря MMU виртуальная память, то
есть  память  "с  точки  зрения  программы",  может быть побита на страницы
заданной  величины,  каждая из которых "отображается" на определённый адрес
физической  памяти,  или  не  отображается  вообще  (при  обращении к такой
странице  происходит  прерывание).  MMU используется для:  отладочных целей
(отслеживания  чтения/записи  определённых участков памяти - например, этим
занимается  Enforcer),  эмуляции  (например,  эмуляция  экрана  Макинтоша в
ShapeShifter),  преобразования  сегментированной памяти в непрерывную (этим
занимается, например, Emplant) и организации виртуальной памяти ("эмуляция"
памяти  на  диске - VMM, Gigamem и т.д.).  MMU существует в виде отдельного
чипа  для 68020 (68851) и встроен в полные (не LC/EC) варианты 68030-68060.
Все  процессоры  PowerPC оснащены MMU.  Написанный в данный момент эмулятор
680x0 для PowerPC уже обеспечивает частичную эмуляцию MMU 680x0.
     Наличие MMU необходимо также для работы UNIX (NetBSD, OpenBSD, Linux).

 Q.  Где можно достать 23-пиновый разъём для видеоконнектора?
 A.  В  Москве  их можно найти на  Митинском радиорынке, или в фирме "Бурый
Медведь" (тел. 208-5158, факс 208-9706).

 Q.  Можно ли использовать периферию от PC, имеющуюся в продаже?
 A.  Значительная  часть периферии от PC  может быть использована на Амиге.
Однако  имейте  в виду - прежде чем что-то покупать, необходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО
удостовериться, что это что-то работоспособно на Амиге!  Иначе, Вы рискуете
просто бестолку потерять деньги, особенно - если покупка без "манибэка".
     Основная проблема периферии от PC - недокументированность. При наличии
элементарных  технических знаний можно подключить даже то, что не втыкается
напрямую (пример - Iomega ZIP/LPT), но после этого зачастую обнаруживается,
что никакой документации по низкоуровневым протоколам достать нельзя.  Хотя
приведённый в качестве примера ZIP и работает, это следует считать заслугой
автора написанного под него софта, который смог "расковырять" протокол.
     Если  Вы считаете себя достаточно компетентным, чтобы пытаться оживить
неизученную периферию, рекомендуем следующее правило - посмотрите, работает
ли  эта  периферия на PC под UNIX-клонами типа Linux.  В этом случае обычно
легко можно достать исходные тексты её поддержки и разобраться досконально.
     Достаточно  много  разных  драйверов,  схем и рекомендаций на эту тему
доступно на Аминете в директории hard (misc, hack, drivr).

 Q.  Память от PC для Амиги подходит?
 A.  Все современные 68k акселераторы расширяются обычными 72 pin SIMM, PPC
же используют либо SIMM, либо DIMM SDRAM. Имейте в виду, что нужно покупать
только брандовую память - Motorola, Micron, NEC, Siemens...  Если Вы купите
что-нибудь левое типа "FOSA" - работоспособность этой памяти на Амиге никто
гарантировать не будет!
     Старые модели Амиги (A3000..) и старые акселераторы часто использовали
память в ZIP корпусах.  Для A3000 существует схема переходника на SIMMы.

 Q.  EDO SIMMы будут работать?
 A.  Амиге это без разницы.

 Q.  Какой джойстик подходит для Амиги?
 A.  Существуют фирменные - Amiga/Atari/Commodore/Amstrad, все с идентичным
интерфейсом.  Если фирменного не нашлось, самый простой вариант - joypad от
игровой  приставки  SEGA.   Нужно  всего лишь переставить в разъёме пятый и
седьмой провод, после этого он замечательно работает.  ВНИМАНИЕ!  Некоторые
экземпляры  работают  и  сразу  без  перестановки,  но  при этом микросхема
питается  через  входной защитный диод, и в результате тиристорного эффекта
может просто сгореть - через некоторое время всё это работать перестанет!
     JoyPad-ы от Dendy, джойстики от БК и Spectrum подключаются путём очень
простой  переделки  -  в худшем случае (Dendy) нужно порезать проводники на
плате и поставить другой кабель, в лучшем случае просто поменять разъём.

 Q.  Можно ли использовать аналоговые джойстики?
 A.  Joystick-порт Амиги поддерживает  аналоговый джойстик - но толку мало,
поскольку игр под такой вариант не наберётся и десятка.  Все остальные игры
его  попросту "не заметят".  Посему рекомендуется либо найти/сделать/купить
переходник с переключением analog/digital, либо забить на эту идею вообще.
     Аналоговые джойстики (от PC, PlayStation и прочего) имеют самые разные
интерфейсы, и переходник (или замена разъёма) потребуется в любом случае.

 Q.  Можно ли использовать мыши от PC?
 A.  Мыши на PC бывают разных типов.  Проще всего подключить так называемую
bus mouse, от амижной она отличается только разъёмом.  Однако, они довольно
редки.  Сейчас же на PC распространены мыши двух типов - сериальные и PS/2.
PS/2 мышь подключается с помощью переходника - подробное руководство по его
изготовлению на русском языке, со всеми схемами и прошивками можно найти на
http://www.cd-rw.f2s.com/ps2m.   Такое решение не уступает по качеству даже
"родной" амижной мыши, и при этом позволяет использовать все дополнительные
"навороты" типа колёсика и боковых кнопок.  Для сериальных мышей существуют
как переходники, так и драйвера - но во всех перечисленных случаях, мышиный
пойнтер будет конвульсивно дёргаться, действуя на нервы - посему куда лучше
оставить такое решение для владельцев PC. Кроме того, мышь можно переделать
в амижную самостоятельно, "выпотрошив" её - интерфейс мыши на Амиге - всего
лишь сигналы с кнопок, и датчиков перемещения.  Правда, это возможно только
с классическими мышами - беспроводные и ряд оптических не переделываются.

 Q.  Joystick и Mouse разъёмы на вид идентичны.  Означает ли это, что можно
     подключить два джойстика или две мыши одновременно?
 A.  Именно так.  Поддержка двух мышей в системе по умолчанию выключена, но
включается любой утилиткой для этой цели, например, util/mouse/autoport.lha
с Аминета.  Ряд игр (Settlers и прочие) непосредственно поддерживают вторую
мышь.  Во многих играх можно играть вдвоём двумя джойстиками.
     Используя Tower-версию переходника для PS/2 мыши, можно подключить два
джойстика и мышь одновременно. Переключение между вторым джойстиком и мышью
делается по Fire джойстика и любой кнопке мыши соответственно.

 Q.  Как вводить звук в компьютер?
 A.  Для этого существуют 8-bit сэмплеры под параллельный порт.  Продаются,
например,  в  фирме  AmigaLine.   Для  нужд написания MOD/etc и русификации
похотливых  воплей  главного  героя  в  Вашей  любимой игрушке этого вполне
хватит.  Если нужна серьёзная работа со звуком, нужно купить аудиокарту под
шину RTC на A1200 (Melody, Prelude, Delfina) или Zorro (Toccata, Concierto,
Festiva Sound, Melody, Prelude, Delfina, DelfinaLite), которые позволят Вам
работать с 16-битным звуком.
     Если  звук  нужно  ввести  с  CD,  лучше  заранее найти CD-ROM drive с
возможностью считывания звука "в цифре".  Оцифровка звука с аудио-выхода CD
не более осмысленна, чем поездка из Москвы в Питер через Владивосток...

 Q.  Хочу подключить сканер...
 A.  Доступно четыре пакета поддержки сканеров: ScanTek, ScanQuix, BetaScan
и fxSCAN.  Кроме того, драйвера сканеров есть в комплекте пакетов типа IFX.
Изучите список поддерживаемых этими пакетами сканеров, и покупайте любой из
них.  В основном поддерживаются планшетные SCSI сканеры: например, проверен
и работает Mustek MFC-600S.
     Ранее выпускались сканеры, адаптированные специально под Амигу: ручной
сканер Marstek (так раньше назывался Mustek) 105 с специальным контроллером
на параллельный порт и софт для него (dscan pro), и ряд других моделей.

 Q.  Хочу подключить принтер...
 A.  Существуют пакеты поддержки принтеров типа TurboPrint.  Изучите список
поддерживаемых принтеров и покупайте любой.  В основном это касается только
струйных  и  лазерных принтеров, абсолютное большинство матричных принтеров
Epson- и/или IBM-совместимы (имеется в виду совместимость с IBM ProPrinter)
и поддерживаются без проблем. Если принтер отсутствует в списке, убедитесь,
что он совместим с каким нибудь имеющимся в списке.
     Заведомо не работоспособны так называемые Windows-принтеры.
     Если у вас "глаза разбегаются" при виде разнообразия принтеров, можете
остановиться на варианте HP LaserJet 6L.  Очень удачный и недорогой принтер
с доступными "расходниками", великолепно поддерживаемый на Амиге.

 Q.  Хочу подключить MIDI-синтезатор или клавиатуру.
 A.  Они подключаются к последовательному порту через MIDI-адаптер, который
состоит из преобразователей уровня.  Последовательный порт Амиги изначально
поддерживает канальный MIDI протокол (31250 baud).

 Q.  Как подключить к Амиге модем?
 A.  Покупаете обычный кабель 25-25, либо берёте прилагающийся к модему.

 Q.  Слышал, что у Амиги нет FIFO буфера на serial.  Байты не теряются?
 A.  Многозадачка  реального  времени  исключает возможность потери байтов.
Однако,  загрузка  относительно медленного процессора (нерасширенная A1200)
при  использовании  стандартного  serial.device  достаточно  велика,  и при
скорости  порта 57600 начинаются ошибки - процессор попросту не справляется
с  нагрузкой.  Нужно заменить serial.device на 8n1.device, v34serial.device
или artser.device.  В таком случае потери байт исключены.
     На 68030/50 под 8n1.device порт без проблем работает на 115200.

 Q.  Многие хвалят 8n1.device, а в документациях на некоторые программы он
     не рекомендуется к применению.  В чём дело?
 A.  Проблема в том, что существуют две разные программы с одним названием.
Ничем, кроме названия, они не схожи.  Нормальным является 8n1.device длиной
3200 байт, а выкладываемые ныне на Аминет версии - в самом деле глюк. Кроме
того - у 8n1.device длиной 3200 есть проблемы при параллельном проигрывании
звука вместе с перекачкой.

 Q.  Хочу одновременно использовать несколько устройств, с последовательным
     или MIDI интерфейсом, а порт-то один!  Что делать?
 A.  Есть несколько интерфейсных плат, обеспечивающих один (и более) serial
портов, с FIFO буферами, некоторые также и с параллельными портами. Всё это
обычно устанавливается на RTC разъём 1200 ("гребёнка" рядом с chip-памятью)
или в Zorro-шину.

 Q.  После апгрейда, или перестановки периферии, машина беспричинно виснет,
     сбрасыватся, "глючит" и т.п.
 A.  Есть две самые главные проблемы любой электроники: питание и контакты.
Проблемы с питанием - могут быть вызваны заниженным напряжением питания или
его нестабильностью, а также просто перегрузкой источника питания.  Хороший
источник должен иметь достаточную для питания всей периферии мощность, плюс
к тому регуляторы напряжения (как правило они выполнены в виде подстроечных
резисторов).  Хорошо зарекомендовали себя блоки питания от Электроники-85 -
их можно найти по бросовым ценам, поскольку для PC они не годятся.  Если Вы
соберётесь подключать БП от PC, то лучший вариант, это проверенные временем
старые источники от серверов.  После того, как машина полностью нагружена -
возьмите хороший цифровой вольтметр (китайские могут наврать) - и выставите
ровно 5 и 12 вольт по шинам питания подстроечниками в БП.
     Родной источник питания обычно имеет мощность 25 ватт - которой обычно
не хватает ни на что.  В условиях перегрузки он кое-как работает - но может
вырубиться в самый неподходящий момент.  Перегрузкой может стать даже такая
конфигурация, как акселератор и винчестер на A1200.  Можно попытаться найти
БП от A500/A600 мощностью 65 ватт - она обычно написана снизу.
     Поскольку ГОСТ на качество электропитания в России определяет максимум
некачественной доли поставляемой энергии в 5 процентов (это не шутка!) - то
электричество в течение суток может быть выключено в общей сумме до часа, и
более.   Проблемы перезапуска компьютера могут быть вызваны кратковременным
перебоем в сети.  Поэтому всем, у кого есть на это деньги - мы настоятельно
рекомендуем приобрести источник бесперебойного питания (UPS).  Поскольку их
достаточно много самых разных - можно порекомендовать, к примеру, POWERCOM.

     Вторая проблема - плохой контакт.  Это может быть, например, неконтакт
в разъёме питания.  Питание к материнке лучше вообще припаять.  Также может
вызвать проблемы неконтакт материнки с акселератором, памяти, карт в слотах
расширения Zorro.  Общая рекомендация: вынимайте платы и протирайте дорожки
ватой со спиртом или ацетоном.

 Q.  В  режимах  типа  DblPAL/Multiscan  мерцают  какие-то полоски  у ярких
     цветов.  Иногда не мешает, иногда дело доходит до глюков и зависаний.
 A.  Достаточно известная проблема ESCOMовских машин (на Commodorовских она
практически  не  проявлялась).   Полоски  появляются рядом с цветами, в RGB
которых установлено 23 бита и более.  Лечится это следующим образом:  нужно
закоротить  резистор E127R и убрать конденсатор E127C.  Находятся на НИЖНЕЙ
стороне  платы,  примерно под чипом Alice.  Если Вы не склонны считать себя
достаточно квалифицированным для такой операции, лучше обратитесь к кому-то
более опытному.

 Q.  Купил PCMCIA плату - сетевую или модем, вставляю - машина её не видит.
     Ошибка открытия device, и даже PrepCard пишет, что ничего нет...
 A.  В реализации PCMCIA порта A1200 есть ошибка - связанная с неправильной
реализацией линии сброса. Нужно собрать простую схемку из двух резисторов и
транзистора.  Если Вы "не сильны" в железе, то временным выходом может быть
"перетыкание" карты - после каждой загрузки системы.  Если карта поддержана
драйверами, то после этого она заработает.  На A600 этой проблемы нет, и на
A1200 она проявляется только с интерфейсными картами. RAM-карты, на которые
изначально рассчитывался PCMCIA порт на Амиге, такой проблемы не имеют (кто
не знает, аббревиатура PCMCIA в действительности означает Personal Computer
Memory Card International Association.  В дальнейшем, когда распространение
получили не только карты памяти, было введено новое название - PC-Card).
     Схема доработки взята из комплекта поставки cnet.device:
                  _________________________
               40/                         \
      ___________|__________                X
     |                      |               X 22K резистор
     |         _RST         |               X
     |                      |               X
     |                      |  10K резистор |
     |                      |   .--XXXXX----+ б
     |                      |   |         __|__
     |       AA Gayle       |   |           /\    PNP транзистор
     |                      |___|__________/  \   (КТ-361)
     |                  +5V |20           э   к|
     |                      |                  |
     |             CC_RESET |                  |
     |__________o___________|                  |
                |      |                       |
               1      5\_______________________/

 Q.  Какие-то проблемы с "железом" - машина по-прежнему глючит или вовсе не
     запускается.  Или вообще паять не умею.  Куда обратиться?
 A.  Звоните после 22:00 по телефону (095) 352-0931 Денис или пишите:
     e-mail: cyberstorm(at)mtu-net.ru
       FIDO: 2:5020/118.112

=== Для начинающих: акселераторы ==========================================

 Q.  Что такое "акселератор" и что он ускоряет?
 A.  Это  плата,  вставляемая,  например,  в A1200 и ускоряющая её работу в
несколько  раз.  Поскольку время не стоит на месте, требования к скорости и
памяти  компьютера  постоянно  увеличиваются, и стоящего в базовом варианте
процессора 68020 и двух мегабайт RAM начинает не хватать.  Чтобы каждый раз
не переразводить плату машины, а юзеров не заставлять маяться с постоянными
покупками/продажами  очередной  "материнки"  и связанными с этим проблемами
(например:   нужно разбирать комп, а он может быть на гарантии; а как быть,
если  человек  его  и  разобрать-то  не  сумеет?),  у  Амиги  предусмотрена
возможность  блокировки  имеющегося  процессора, после чего в дело вступает
CPU, стоящий на акселераторе.  Узкие места шины:  память, SСSI контроллер и
видеоподсистема  -  вынесены на сам акселератор.  Акселератор вставляется в
trapdoor  expansion  slot  под  клавиатурой А1200, и после установки машина
сразу  готова к работе.  А на А4000 процессор изначально стоит на отдельной
плате, вставленной в CPU slot, благодаря чему она просто меняется на новую.

 Q.  Какие бывают акселераторы для A1200? Какие лучше покупать? И стоит ли?
 A.  68k акселераторы представлены рядом моделей, от нескольких европейских
и американских фирм. Наиболее удачные из них - Blizzard, которые изначально
производились фирмой phase 5 digital products, а сейчас переданы фирме DCE.
     Blizzard 1230-IV уже не производится, но его вполне можно купить с рук
по цене менее чем 100 долларов. Эту конфигурацию, вероятно, следует считать
минимумом для комфортной работы. 68030 на 50мегагерц обеспечивает ускорение
A1200 примерно в 6 раз.  Акселератор без проблем умещается в "клавиатурном"
исполнении A1200 и работает с памятью SIMM любых типов до 128 мегабайт.
     Blizzard 1240 обеспечит ускорение примерно в 10-25 раз - в зависимости
от тактовой частоты. Проблемой B1240 является торчащий вниз радиатор, из-за
которого "клавиатурную" A1200 нужно класть на книжки, а в некоторых моделях
TOWER-ов даже отпиливать часть арматуры.
     Blizzard 1260 имеет такие же габариты, как B1230 и обеспечит ускорение
порядка 40-50 раз. Однако он имеет следующее свойство - без проблем влезают
только лишь односторонние SIMM.  При наличии SCSI это не играет роли.

     Все современные акселераторы Blizzard 68k имеют следующие особенности:

   - MapROM - выключаемая возможность отображения Kickstart ROM на RAM, что

Секция 1 из 5 - Предыдущая - Следующая

Рабочее место в облаке
Коллекция обоев для рабочего стола
myvdi.ru

Вернуться в раздел "Не-PC платформы" - Обсудить эту статью на Форуме
Главная - Поиск по сайту - О проекте - Форум - Обратная связь

© faqs.org.ru