faqs.org.ru

 Главная > Электроника и компоненты >

FAQ по пассивным компонентам, применяемым в аудиотехнике.

From: "Victor Y. Kovalenko" <vikov@cnt.ru>
Date: 11 Mar 2000 17:25:47 +0300

Уважаемые коллеги !
Я набросал проект FAQ по пассивным компонентам аудиотехники, но как-то
жиденько и неубедительно получилось, пожалуйста, дополните, я думаю
поконкретней можно этот список сделать. Критика, замечания, дополнения -
все приветствуется, короче, выношу на обсуждение, а то уже и FAQ сервер
готов...
Огромное спасибо всем, кто терпеливо отвечал на мои вопросы.


FAQ по пассивным компонентам, применяемым в аудиотехнике.
--------------------------------------------------------

Q1. А не все ли равно ?
Q2. Конденсаторы в сигнальные цепи.
Q3. Конденсаторы в цепи питания.
Q4. Какие конденсаторы нельзя применять совсем ?
Q5. Есть ли разница между резисторами ?
Q6. Важен ли производитель ?
Q7. В моей схеме есть цепи, которые необходимо коммутировать, как это
лучше сделать ?
Q8. Где получить дополнительную информацию по теме ?
--------------------------------------------------------
Q1. А не все ли равно ?
A1. Нет, не все равно, звуковые конструкции требуют повышенного внимания
к свойствам пассивных элементов -
конденсаторам, резисторам, индуктивностям, монтажным и коммутирующим
элементам. Каждый из них кроме очевидных параметров, связанных с
непосредственной функцией элемента, имеет особенности, обусловленные
физико-химическими свойствами примененных материалов, а также
используемыми физическими эффектами. Эти особенности приводят к
изменеиям исходного сигнала и должны быть обязательно учтены при
конструировании аудиотехники высокой верности. С другой стороны,
восприятие достаточно субъективный процесс, поэтому приведенная далее
информация не претендует на догматичность, а является лишь результатом
практического опыта людей, многие из которых посвитили конструированию
аудио долгие годы, как профессионально, так и любительски.
	Предметом данного FAQ в основном не является рассмотрение
схемотехнических решений, позволяющих минимизировать влияние на сигнал
пассивных компонентов, хотя необходимо, конечно, учитывать по крайней
мере область применения, скажем ламповую и полупроводниковую технику,
наличие/отсутствие экстремальных токов или напряжений и тому подобных
вещей.
	Общая концепция домашнего хандмэйд аудио может быть сформулирована
примерно так - отказ от сервисных функций и стремление к
минималистическим схемным решениям в цепях прохождения сигнала в пользу
внесения минимальных искажений (разного рода). К счастью, в этом случае
конструктор находится в более выигрышном положении в том смысле, что
перед ним не стоит задача обеспечения высокой повторяемости устройства
при массовом производстве, а также он избавлен от необходимости
создавать "примочки", имеющие в основном маркетинговые цели. В этом
случае можно сосредоточиться на тщательном подборе деталей, причем как
пассивных, так и активных, не только по типу, но и по конкретному
образцу.
	Резюмируя вышесказанное, можно сказать -- НЕУДАЧНО ВЫБРАННЫЙ РЕЗИСТОР
МОЖЕТ ПОГУБИТЬ ГЕНИАЛЬНОЕ СХЕМОТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ.

Q2. Конденсаторы в сигнальные цепи.
A2. Следует по возможности вообще избегать конденсаторов в сигнальных
цепях.

В настоящий момент принято считать, что наиболее приятное звучание
создают конденсаторы с бумажным диэлектриком (paper, paper in oil) -
МГБО, МГБЧ, к40-у*, немного хуже МБМ, БМ-2
Не вызывает возражений применение слюдяных конденсаторов, особенно с
серебрянными обкладками (Mica, Silver mica) - КСО "Г", СГМ
Качество "пленочных" (Film) конденсаторов также напрямую зависит от
материала диэлектрика, распространены следующие типы (в порядке убывания
предпочтения)

Полистирольные Polystyrene	k70, k71
Полипропиленовые Polypropylene	k78, MKP
Фторопластовые			ФТ
Поликарбонатные Polycarbonate	k77, MKC

Можно попробовать комбинировать конденсаторы различных типов, включая их
параллельно, таким образом можно подобрать подходящие оттенки звучания.

Q3. Конденсаторы в цепи питания.
A3. На самом деле если мысленно замкнуть цепь питания в один контур с
нагрузкой и усилительными каскадами, окажется, что источник питания
также является сигнальной цепью, отсюда высокие требования к
конденсаторам сохраняются.
	Особенностью таких схем является необходимость присутствия
конденсаторов большой емкости и расчитанных на сильные токи. Такие
конденсаторы как правило электролитические и протекающие в них процессы
ионные, что сильно сказывается на качестве звучания. Однозначно можно
сказать, что традиционные алюминиевые электролитические конденсаторы
(k50-24, k50-35) более предпочтительны, чем танталовые k52,
оксидно-полупроводниковые k53 и обьемно-пористые. Некоторые фирмы
специально проектируют некоторые группы своих изделий для применения в
аудио, или даже специализируются на этом, поэтому лучше по возможности
применять именно такие спецальные конденсаторы.
	Что касается маленьких номиналов емкости, то здесь допускается
применять полиэтилентерефталатные (лавсановые k73, polyester, mylar,
MKT) конденсаторы, а также конденсаторы комбинированного типа (k75,
k76).

Q4. Какие конденсаторы нельзя применять совсем ?
A4. Все типы керамических конденсаторов к10, км4/5/6, ктк, клс, кд и пр.

Q5. Есть ли разница между резисторами ?
A5. Есть. По поводу резисторов продолжаются споры, некоторые считают,
что металооксидные и металодиэлектрические резисторы (млт, с2-*) делают
звук сухим и вообще обогащают сигнал неприятными искажениями, а также
обладают меньшей перегрузочной способностью, другие обвиняют
углеродистые (с1-4, вс) в высоком уровне шумов и низкой точности
изготовления. Наилучшим вариантом, вероятно, является применение
танталовых резисторов, если ваша схема позволяет действительно слышать
разницу.
	Общее правило использовать резисторы с большим запасом по допустимой
мощности, большие габариты благотворно сказываются на звуковых
качествах.

Q6. Важен ли производитель ?
A6. Некоторые фирмы специализируются на выпуске изделий специально для
звуковой аппаратуры.
	Лучшие электролитические кон-ры носят марку Black Gate, кроме этого
специальные серии имеют такие уважаемые компании как Elna America,
Marconi, Nichicon, Philips, Siemens.
	Авторитетными производителями конденсаторов других типов являются также
Jensen, Multicap, MIT, Rifa/Evox, Epcos, Philips.
	Что касается резисторов, то их качество у большинства крупных
производителей примерно одинаково, хотя есть и резисторы элитных сортов,
например Vishay, Caddock и другие стоимостью $6 за штуку

Q7. В моей схеме есть цепи, которые необходимо коммутировать, как это
лучше сделать ?
A7. Область применения полупроводниковых коммутаторов и мультиплексоров
ограничивается транзисторными схемами, характер искажений довольно
близок к обычно наблюдаемым в МДП транзисторах при низковольтном
питании. Лучше ориентироваться не на универсальные аналоговые ключи, а
на специально разработанные для звуковой техники, например tda1029 или
более современную ssm2404. Что касается механических переключателей, то
здесь наибольшее значение имеют площадь контакта и материал покрытия.
Голая или облуженная медь очевидно не является лучшим выбором. Покрытие
как минимум должно быть серебряным, еще лучше целиком серебряные
контакты. Хорошие результаты дают в качестве покрытия золото и палладий,
но наилучшие, как принято считать, покрытие родием, в этом случае к
малому переходному сопротивлению контакта прибавляется высокая
износоустойчивость.
	Можно применять также и слаботочные реле, контактные группы которых
также покрыты золотом или палладием и вдобавок герметезированы.
	Общепринятого однозначного ответа на этот вопрос пока не существует,
ясно лишь, что к таким элементам нужно относится достаточно серьезно.
Нелинейность, вносимая контактом, может быть сильнее, чем кажется на
первый взгляд. Также серьезно нужно подходить и к выбору соединительных
разъемов. В качестве материала монтажных проводов самый лучший серебро
высокой очистки или аморфная бескислородная медь.

Q8. Где получить дополнительную информацию по теме ?
A8. На WWW сайтах компаний-производителей. Достаточно полный их список
находится на http://www.electronet.com.
С зарубежным практическим опытом можно ознакомиться в архиве форума по
аудио http://www.audioasylum.com/audio/tweaks/bbs.html
А также в архивах соответствующих групп сети Usenet.
-----------------------------------------
Victor Y. Kovalenko, vikov@cnt.ru

Вернуться в раздел "Электроника и компоненты" - Обсудить эту статью на Форуме
Главная - Поиск по сайту - О проекте - Форум - Обратная связь

© faqs.org.ru