faqs.org.ru

 Главная > Бизнес и торговля >

FAQ по составлению бизнес-плана

Секция 2 из 2 - Предыдущая - Следующая

обанкротиться. Средства же, полученные от партнеров или акционеров,
лишены этих недостатков. Новое предприятие в первые годы может
вообще не платить дивиденды, и это не вызовет возражения акционеров,
если прибыль не проедается, а инвестируется в развитие фирмы.
Иногда привлечение средств партнеров и акционеров кажется
предпринимателям нежелательным из-за угрозы лишиться контрольного
пакета акций, размер которого обычно оценивается в 51%. Но при
сильно распыленном капитале этот пакет может быть и значительно
меньше, процентов 10 - 15. Во - вторых, психология "собаки на сене"
редко приводит к успеху. Что толку, если вы будете единоличным
владельцем предприятия, существующего лишь на бумаге? Не лучше ли
привлечь состоятельных инвесторов со стороны, чтобы воплотить свои
проекты в жизнь?
Ваша главная задача - наметить справедливую с вашей точки зрения
цену за ту долю бизнеса, которую вы собираетесь уступить инвестору.
Эта цена должна быть в то же время достаточно гибкой, особенно по
второстепенным пунктам, чтобы позволить вам учесть возникшие у
инвесторов пожелания. Помните: это ситуация, требующая переговоров!
Третий аспект раздела - сроки возврата заемных средств. Этот аспект
исследуется в следующих главах.


 Финансовый план и оценка риска


Цель раздела - высветить основные пункты из массы финансовых данных,
содержащихся в следующем разделе. Например, здесь должна быть
упомя-нута вероятная стоимость компании в том случае, если все будет
идти по плану и каковы при этом будут объемы продаж и прибыль.
Однако, здесь необходимо сконцентриро-ваться не только на выгоде
потенциальных инвесторов, но и на степени риска, а также проблемах,
с которыми может столкнуться бизнес.
Во всех хороших бизнес-планах присутствует вопрос "а что, если...?".
Думать о возможном риске загодя - значит хорошо подготовится к нему.

Здесь, вероятно, стоит упомянуть о циклической природе объемов
продаж или потока наличных денег. Важно, чтобы главные рискованные
моменты, перед которыми может оказаться бизнес, были переданы просто
и объективно. Если этого не сделает руководитель фирмы, то вполне
очевидно, что это сделает потенциальный инвестор. К подобным
рискованным моментам относятся, например,"незащищенность технологии"
или "сильная зависимость планового сбыта от персонального состава
региональных торговых групп". Однако, простое описание вероятного
риска без изложения тех действий, которые могут свести его к
минимуму, не только бесполезно, но вредно.
Хороший способ показать финансовые последствия "что, если...?" -
провести анализ чувствительности. Это значит - переработать
финансовые прогнозы так, чтобы увидеть, например, последствия
двойного снижения или увеличения объема продаж. Другой пример: как
много мы можем позволить себе потерять в прибыли от продаж, пока не
станем банкротами? Какова наша безопасная граница?
При анализе рисков на помощь приходит компьютер. Компьютер позволяет
вам изменить хотя бы один параметр в прогнозе и увидеть, какое это
окажет на остальные параметры. Например, 10% увеличение арендной
платы может означать 50% снижение прибыли. При таких обстоятельствах
вам стоит более серьезно отнестись к аренде.


 Детальный финансовый план (бюджет)


Вам необходимо включить в свой бизнес - план детальный финансовый
план, обычно это делается на три года. Он должен содержать в себе
  прогноз объемов продаж;
  оценки прибыли и убытков;
  анлиз движения наличности (ежмесячно на первый год, а затем
  поквартально) ;
  годовую балансовую ведомость.
Прогноз объемов продаж должен дать представление о той доле рынка,
которую вы предполагаете завоевать своей продукцией. Для начального
периода производства у вас должны быть договоренности с клиентами о
будущих продажах. Начиная со второго года прогноз продаж основан уже
на ваших предположениях. Важно чтобы они были реалистичными и не
приукрашенными.
Прогноз прибылей и убытков - документ с довольно простой структурой.
В него включают следующие показатели:
  доходы от продажи,
  издержки производства,
  суммарную прибыль,
  общепроизводственные расходы,
  чистую прибыль.
Задача этого документа - показать, как будет изменяться и
формироваться ваша прибыль.
Каждый элемент бюджета сообщает вам о разных вещах. Прибыль - это не
тоже самое, что движение наличных. В то время, как прибыль является
мерой долгосрочного успеха бизнеса, фактически же оплачивает счета
движение наличных. Вы можете быть прибыльны и все равно у вас может
не хватить наличных. Эта проблема известна многим растущим фирмам.
Баланс активов и пассивов рекомендуется составлять на конец года.
Считается, что этот документ менее важен. Тем не менее обойтись без
него в бизнес - плане нельзя. Например, его очень тщательно изучают
специалисты коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы
намечается вложить в основные средства (активы) и за счет каких
источников финансирования (пассивов). Банку выгодно, чтобы его
средства шли на приобретение основных средств. Если предприятие
разорится, то банк возьмет в залог оборудование.
Детальный финансовый план - это только количественное выражение
маркетинговых и производственных планов. Он поможет вам убедиться,
насколько ваш маркетинговый план соответствует производственному
плану и наоборот.
Пример. Скажем, для обеспечения более качественной подготовки
клиентов нашего агенства (цель) и ускорения процесса подготовки
визуального материала необходим проекционный аппарат, позволяющий
прецировать рисунки прямо с компьютера (в соответствии с
производствееным планом). Стоимость такого аппарата $7000. Это
наверняка заставит пошатнуться наш бюджет и возникнет проблема с
выплатой заработной платы. В результате, т.к. мы пока не можем найти
путей для решения проблемы наличности, мы вынуждены менять
производственный план и в какой - то мере и наши цели. Может
оказаться, что ваши планы не соответсивуют вашим бюджетным
возможностям, нереалистичны. Тогда планы должны быть изменены. В
случае, если вы не можете найти план, имеющий приемлемое бюджетное
обоснование, необходимо подумать об изменении целей. Вам, быть
может, несколько раз пройти поцепочке обратной связи.
Бюджет поможет вам в управлении вашим предприятием в будущем, а
также в управлении людьми, занятыми в вашем бизнесе. Он станет той
мерой, при помощи которой вы сможете оценить работу вашей фирмы.
Контроль включает в себя три этапа. В бюджете отражено то, что вы
хотели бы получить. В процессе управления вы должны фиксировать то,
что происходит в действительности и сравнивать это с бюджетом. Там,
где существует различие между ними, необходимо определить, почему
оно появилось, нужно ли вам предпринять какие - то шаги для
корректировки ситуации, или вы могли бы пересмотреть свой бюджет.
Различия могут работать как на вас (меньшие издержки и большая
прибыль, чем ожидалось), так и против вас (все наоборот). Далее вы
уменьшаете неблагоприятные расхождения и/или увеличиваете
благоприятные.
НАПРИМЕР: представим, что ваш телефонный счет за последний месяц
вдвое больше, чем представлено в бюджете. Это значительное
неблаго-приятное различие и вы решаете разобраться в его причинах. В
результате вы можете обнаружить, что ваш сотрудник, занятый сбытом,
сделал очень много звонков за последний месяц. В другом случае может
оказаться, что ваш сотрудник имел личный международный телефонный
разговор. В каждом их этих случаев вам необходимо принять
соответствующие меры. Решить какие именно действия вам предпринять,
также поможет бюджет.
В первом случае вы могли бы одобрить действия вашего сотрудника и
выяснить, будет ли он работать в таком темпе каждый месяц, и если
да, то внести это в ваш бюджет. Во втором случае вы должны будете
установить порядок, исключающий возможность пользоваться
международной телефонной связью без разрешения.
Существуют такие значительные различия, изменить которые вы не в
состоянии. Примером может служить изменение налогов. В таких
обстоятельствах вам прийдется корректировать бюджет, и, вероятно,
ваш собственный план действий. Если различие настолько велико, что
вы не в состоянии найти план его устранения, то вам прийдется
возвратится к повтор-ному рассмотрению ваших целей.
Некоторые люди склонны слишком много внимания уделять деталям
бюджета и забывать, что главное это:
  Процесс систематического обдумывания будущего вашей фирмы
  планирования использования всех благоприятных предоставившихся
  возможностей.
  обратная связь, которую вы получаете от бюджета и которая
  заставляет вас анализировать и переоценивать свои первоначальные
  планы.


   Советы по оформлению бизнес-плана


Ваш бизнес-план должен выглядеть профессионально. Это рекламный
документ, представляющий как вас, так и ваш бизнес. В частности, о
вашей компетенции будут судить не только по содержанию, но и по
внешнему виду бизнес-плана. Это вовсе не означает, что он должен
быть усложнен и перегружен большим количеством материала или дорого
издан. Бизнес-план должен быть прост, функционален, понятен и легок
в использовании.
Составьте ваш план таким образом, чтобы инвесторы могли легко
отыскать в нем интересующие их параграфы, так как не каждый из них
захочет читать весь бизнес-план целиком. На первой странице плана
следует поместить содержание.
Необходимо также предусмотреть какое-либо функциональное разделение
глав. Использование таблиц, диаграмм и графиков обычно способствует
более полному восприятию информации. При составлении большинства
планов для представления финансовой информации часто используют
развороты.
Чаще всего бизнес-план содержит конфиденциальную информацию о вашем
бизнесе, поэтому вам следует тщательно контролировать его
распространение. Некоторые бизнесмены нумеруют каждый экземпляр.
Другие при первом знакомстве с потенциальным инвестором снабжают его
кратким обзором или сводкой данных и только в том случае, если
инвестор выразил свою заинтересованность, представляют ему детальный
план.
Перед тем, как послать составленный план потенциальным инвесторам,
вам необходимо ознакомить с ним всех членов вашей команды, а также
получить от своего бухгалтера подтверждение того, что все финансовые
выкладки в порядке. Нет ничего хуже, если при деловой встрече с
потенциальным инвестором и косвенно - через он сам укажет вам на
сделанные вами ошибки.
Поиск финансирования займет больше времени, чем вы предполагаете. Вы
должны составить расписание ваших деловых встреч с потенциальными
инвесторами, в котором должно быть отражено, кого и когда вы должны
увидеть, когда вы ожидаете принятия ими конкретных решений и что вы
будете делать в том случае, если инвесторы или кредиторы отвергнут
ваши предложения. Возможно, вы определите какие-либо предельные
сроки получения финансов. Ваши инвесторы также должны знать об этом.

Целью любого инвестора, будь то инвестор-акционер, участвующий в
прибыли, или кредитор, дающий ссуды под проценты, является получение
прибыли. Он должен быть уверен в том, что вероятное вознаграждение
стоит того риска, на который он идет, давая вам ссуду. Хорошо
подготовленный бизнес-план поможет вам убедить своего инвестора в
привлекательности вашего бизнеса.
В глазах потенциального инвестора наиболее важным фактором являются
ваши личные качества, а также личные качества всего руководящего
состава вашей фирмы. Потенциальные кредито-ры хотят увидеть вашу
заинтересован-ность, энтузиазм, искренность, а также многие другие
качества, которые свидетельствовали бы о вашем таланте руководителя
и компетентности и явились бы залогом успешного выполнения ваших
планов.
Для того, чтобы обеспечить своему бизнесу процветание, вы должны
обладать истинным желанием добиться своей цели, доходящим едва ли не
до уровня жизненной необходимости. Вы также должны быть готовы идти
на риск - но лишь умеренный риск, который вы в состоянии преодолеть.
Энергия и энтузиазм должны сочетаться с сильным чувством реальности
при оценке положения бизнеса на рынке и его потенциале.
Инженер с техническим образованием, имеющий удачную производственную
идею, однако сам стремящийся лишь к тому, чтобы изготавливать и
совершенствовать прототипы, и не интересующийся вопросами их
массового производства и продажи, не сможет найти спонсора,
желающего его субсидировать, пока не объединится с другими людьми,
обладающими теми качествами, которых лично ему не хватает.
Очень важно убедить инвестора в ваших способностях. С этой целью
можно предъявить ему некоторые документы и отчетные материалы.
Компетентность в технических вопросах, подкрепленная наличием
официальных патентов, будет гарантом защищенности вашего проекта от
попыток копирования со стороны конкурентов. И все же решающим
фактором, позволяющим кредитору увериться в том, что все ваши планы
увенчаются успехом, является совокупность талантов и способностей
руководящего состава вашей фирмы. Они могут быть продемонстрированы
не только напрямую - предоставлением личных характеристик и т.д., но
уровень компетентности и профессионализма самого плана. Бизнес-план
подвергается процедуре первоначального отсеивания, в результате
которой ваши потенци-альные кредиторы решат, соглашаться им на
финансирование вашей деятельности или нет, поэтому презентация
бизнес-плана должна стать для вас средством демонстрации всех ваших
лучших качеств и убеждения инвесторов в компетентности вашей
команды.

Секция 2 из 2 - Предыдущая - Следующая

Вернуться в раздел "Бизнес и торговля" - Обсудить эту статью на Форуме
Главная - Поиск по сайту - О проекте - Форум - Обратная связь

© faqs.org.ru